logo search
этнография / Bilety_po_etnologii_2012-2013bak1k

34. Традиционное хозяйство и материальная культура восточнославянских народов

Д.К. Зеленин – деление на региональные группы: северные и южные русские (по типу жилища, по одежде). Сильно отличаются казаки. Южнорусские + северные русские + среднерусские: 1) Сев. и Юж. + «никакие»; 2) среднерусские – база, а юг и север – адаптации. Сибирская группа – схожа с северными русскими. ХКТ пашенное земледелие, злаковые (рожь, ячмень, пшеница, овес). Зона рискованного земледелия – без вспомогательного хоз-ва не прожить. Комплексное хоз-во: земледелие + скотоводство. Чем севернее, чем больше промыслов. Подсечно-огневое земледелие – трудоемкая система: рубить лес зимой, выжигать лес в апреле (очень много смертей, задыхались в дыму). Участок восстанавливался через 30-50 лет. Семья меняла свою десятину раз в 2 года. Источник удобрения – скот. Корова неприхотлива в еде (необязательно кормить ее зерном, как лошадь, ест солому и сено). Овцы. Где взять сено? Заливные луга – высаживали влаголюбивые растения вручную (пахать пиздец нереально, очень влажная земля). Также паровое поле – туда привозился навоз, это поле постоянно культивируется, многократно вспахивают (4 раза с начала мая). При последней вспашке – посев озимых культур. Сбор урожая на след. год в июле (рожь, пшеница). Яровые культуры – сеют в мае, собирают в ноябре (пшеница, овес, ячмень). Орудие – плуг, тянется лошадью (поля кривые, вечно надо что-нибудь объезжать, а волы тупые и не могут объехать) => животноводство взаимодействует с земледелием. Также соха — легкое деревянное орудие, разрыхляющее, но не переворачивающее пласт земли, легка в работе, подходит даже для слабой лошади – использовали в лесных областях.Черноземье – (подъем целины или залежи) применялся тяжелый плуг украинского типа, более глубокая обработка земли с перевертыванием пласта. 3–4 пары волов и требовал трех работников. Для заделки семян – борона, жали серпом, косили косой. Жатва, которую производили женщины, заканчивалась обрядовыми действиями («пожинки»). Оставляли несжатым несколько колосьев («на бороду Богу»), украшали их, устраивали вокруг трапезу. В пожинках могли принимать участие только женщины.

Вспомогательное хоз-во – огородничество, садоводство.Относительно новой для русских сельскохозяйственной культурой был распространившийся с конца ХVIII в. картофель. С конца ХIХ в. он чаще стал выращиваться не на огородах, а в поле в яровом клине поближе к селению. Он использовался не только в пищу, но и как техническое сырье для выработки крахмала и выгонки спирта. Бахчеводство на юге.

Скотоводство взаимодействовало с земледелием. Пастбищно-стойловое скотоводство. Разводили КРС, лошадей, овец, свиней, птицу. Скот – тягловая сила + молоко, кожа, шерсть, мясо + навоз для удобрения. Охота, собирательство (орехи, грибы-мухоморы для того чтоб упороться, ягоды, травы курили!!! ахахаах), рыболовство.

Пища: мясо+крупа = суп. Каша, овощи. Мука + молоко + яйца – блины, хлеб, топленое молоко. Холодный завтрак (остатки ужина), обед – щи, хлеб, ужин – самое плотное – мясо, крупа. Квасили (очень сильно квасили, похмелюга жесткая была у них) капусту, солили огурцы. Из праздничных напитков употребляли пиво, брагу, мед, медовый квас и «вино» (хлебная водка).

Гончарное, деревообрабатывающее, кузнечное, текстильное производство. Валяние валенок. Роспись и орнамент на утвари и предметах быта, на жилище. Стеклодувы на Украине. Расписная деревянная посуда, сундуки. Гжель.

Жилище: зависимость размеров поселения от зоны (строгого режима, общего режима ахахаха). Чем севернее, тем меньше деревня. На севере – однодворные деревни. В Сибири – крупное зимнее поселение + летние заимки (у богачей). Деление помещения на отапливаемое/неотапливаемое. Изба от «истопить». Деление на чистое/скотное пространство. Севернорусский дом-двор – изба всегда открыта на улицу. Площадь дома значительна, все помещения под одной крышей. Высокий двухъярусный дом, под двускатной крышей, с пристроенным к нему сзади крытым двухъярусным двором (однорядная связь). Жилое помещение располагалось на втором этаже, нижний этаж — «подклет» — использовался в хозяйственных целях. Первый этаж двора был застроен небольшими помещениями для скота — «стаями». Второй этаж — поветь — использовался как сеновал. На поветь вел специальный въезд, по которому въезжали на повозках. Таким образом, все жилые и хозяйственные помещения сосредоточены в рамках комплекса под одной крышей, образуя единый «дом-двор». В центральных областях – жилые помещении пониже, хоз. постройки рядом или позади. На юге – дом и постройки располагались свободно или по периметру двора. На юге – дома строились из сырца, белили, крыша 4х-скатная.

Интерьер. Символическая нагрузка жилого пространства. Профанное и сакральное пространство. Самая хозяйственная часть – «обогревательный тамбур» - сени. Дерево теплоизолирует (к чему это вообще?). Красный угол справа в дальнем от входа углу. Нельзя подходить к красному углу в грязной одежде, нельзя гостю заходить за печь к хозяйке или в спальное место – это этикет. Если надо быстро поговорить – есть специальная лавочка у входа. Шкала продвижения (вообще бред какой-то!) от двери к красному углу – показатель статуса гостя. Зимой спали наверху – на печи или на полатях (доски между печью и стеной, вставлялись в пазы). Мало посуды – есть общие миски (фу!) => нет особой нужды в мебели, делали угловые полки (ИКЕА рулит) для посуды.

Одежда. Нательная и верхняя. Материал – лен. Для веревок – конопля. Верхняя одежда – шерсть. Зимняя одежда – овчина. Туникообразные рубахи. Иногда была рубаха с косым воротом.

Север – сарафан, юг – понева (праздничная женская набедренная одежда, одевается на рубаху). Сарафан – универсальный. Женские головные уборы строго различались у девушек и замужних женщин. Девушки – голова сверху открытая, распущенные волосы или заплетенные в одну косу. На юге – венки, повязки с орнаментами. Верхняя одежда менее разнообразна: кафтан, армяк, тулуп, шубы. Обувь – очень разная. Опанки – кусок кожи, охватывающий ступню, сапоги, лапти. Украшение одежды орнаментом – языческие персонажи.

Социальная организация – общинная. 3х-поколенная семья. Строгий запрет на инцест – связь двоюродных братьев и сестер. Термины свойства и родства. У каждого родственника есть свое название, богатая терминология. Троюродные родственники – все дальние, внешняя степень родства, нет терминов => нет позиции в иерархии. Дальние родственники – конкуренты. Нет клановости, а все наоборот. Если дальний родственник живет далеко – то он не конкурент, а его удобно использовать, чтобы, например, остановиться в пути и т.п.