logo search
этнография / Bilety_po_etnologii_2012-2013bak1k

Хозяйство. Земледелие и скотоводство. Трехполье. Орудия – соха, тяжелый деревянный плуг – сабан для поднятия тяжелых почв. Скотоводство – подсобное значение. Также охота и бортничество.

Материальная культура. Постройки без определенного плана. Совместное поселение родственных семей отдельными гнездами. Срубная изба: 1) 2х раздельная – изба+сени, 2) трехраздельная – изба+сени+клеть. У башкир также были каменные и дерновые жилища, кибитки. Традиционным сельским поселением башкир был аул. В условиях кочевой жизни его местонахождение менялось, постоянные поселения появились с переходом к оседлости, как правило, на месте зимников. Для них сначала была характерна кучевая планировка, затем она сменяется уличной, при которой каждая группировка родственных семей занимала отдельные концы, улицы или кварталы. Традиционным жилищем башкир была войлочная юртасо сборным деревянным каркасом тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. Вход в юрту закрывался обычно кошмой. В центре находился открытый очаг, дым выходил в отверстие в куполе и через дверной проем.Справа от входа была женская половина, где размещалась утварь и хранились продукты, слева – мужская, здесь были сундуки с имуществом, оружие, конская упряжь.У полукочевых групп юрта была летним жилищем. В горно-лесных районах на летовках строиласьбурама– срубная изба с земляным полом без потолка и окон, ее двухскатная крыша покрывалась корой. Внутреннее убранство мало чем отличалось от русского (печь, лавки, полати). Разнообразная одежда. Домашние конопляные, льняные ткани, шерсть. Основа муж и жен – туникообразная рубаха, штаны. Женские украшались вышивкой, зооморфные и геометрические узоры, у мусульман – растительные. Женские головные уборы – полотенчатые, платки, конусы (што блять?). Праздничный наряд – обилие украшений – из серебра, монет, бисера, бус, пуговиц и т.д. мужская одежда сменилась городской, а женская - нет.

В пище башкир по мере перехода к земледелию, как основному занятию, росла значимость мучных и крупяных блюд, но овощи почти не употреблялись. У кочевых преобладали мясные продукты.

Духовная культура. До революции не было письменности. Фольклор, музыка, резьба по дереву, вышивка, ткачество. Религия – христиане и мусульмане (татары, башкиры). Языческие культы аграрные и культы предков.

Социальная организация: в составе башкирских племен были родовые подразделения - аймаки, объединяющиегруппы родственных семей – потомков одного предка по мужской линии, они сохраняли обычаи экзогамии, взаимопомощии др. В семейных отношениях большая семья постепенно уступала место малой, которая стала основной формой семьи в начале 20 в. В наследовании придерживались в основномминоратного принципа, по которому большая часть имущества доставалась младшему сыну, за что он должен был содержать престарелых родителей. Для брачных отношений было характерно многоженство (для богатых башкир), приниженное положение женщины, браки для малолетних. До начала 20 в. сохранялся обычайлевирата – преимущественное право на брак с сестрой жены. Браки совершались по сватовству, но имело место умыкание невест, что освобождало от уплаты калыма.

Верования: ислам (с 12 века) и православие.

Культура: почитались природные объекты– озера, реки, леса, явления природы и некоторые виды животных и птиц. Существовалавера в низших духов- домового, водяного, лешего, албасты, а также верховное божество Тэнре.Для защиты от потусторонних сил носили обереги – кости и зубы животных, раковины каури, монеты, а также зашитые в кусочек кожи или бересты записки с изречениями из Корана.Многочисленны быликалендарные праздникибашкир:весенний сабантуй с ритуальным забоем животного, общей трапезой, состязаниями в беге, стрельбе из лука, боем мешками. В духовной жизни башкир большую роль игралопесенно-музыкальное творчество: эпические сказания, обрядовые, бытовые, лирические песни сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – домре, варгане, курае(род свирели).