logo
Затерянный мир Австралии

3.1 "Мир первых австралийцев"

Аборигенами называют людей из разных племен, говорящих на разных языках и имеющих разные культуры. Это примерно 2,4 % от общего населения страны. Положение австралийских аборигенов весьма плачевно - они лишены своей территории, всех гражданских прав, да и просто вымирают (их осталось всего 19 тысяч человек).

Учёные считают, что история их культуры - самая долгая на планете: он началась ещё во время последнего ледникового периода. Хотя антропологи до сих пор так и не сошлись во мнениях, считается, что первые люди прибыли в Австралию из Индонезии приблизительно 70000 лет назад. Позднее их назвали "робустами", из-за крупнокостной конституции, а через 20000 лет появились люди-изящные, предки австралийских аборигенов.

Уровень развития материальной культуры аборигенов, достигнутый к началу европейской колонизации Австралии, был достаточно высоким для того, чтобы они могли существовать в самых суровых природных условиях континента. Они приспособились к окружающей среде, научились добывать пищу и мастерить орудия труда. На первый взгляд может показаться, что именно успехи в обеспечении своих материальных потребностей сделали возможным их выживание. И все же за этим стоит нечто большее, чем способность обеспечить себя всем жизненно необходимым. Одна из главных причин их выживания заключалась в тщательно организованной социальной жизни: поведение и роль каждого члена племени было строго регламентировано системой верований и подчинено неизменным ритуалам: обряд посвящения, свадьба, охотничьи ритуалы, похоронный обряд…

Понятие "племя" в применении к коренным жителям пятого континента имеет свою специфику: члены его редко собирались вместе, не было единого органа управления… всё это заменяли родовые связи.

Чтобы понять устройство общества аборигенов, прежде всего нужно хорошо познать специфику и силу религиозного чувства, буквально пронизывающего его структуры. Особенно ярко проявляется влияние религии на отношении к земле. Каждое племя издревле жило на определённой территории, считая её не только местом своего обитания, но и пристанищем "своих" духов-первопредков. Понятия "собственность" не было и земля передавалась по наследству, а точнее, на неё не претендовали люди другого племени. Войн за землю не было (сравните с историей развития европейской цивилизации). Сегодня, когда аборигенов буквально сживают с их исконных территорий ради добычи полезных ископаемых и обогащения европейских австралийцев, никто не думает, что тем самым губят этнос!

Сущность религии аборигенов составляет тотемизм. Это особое состояние единения, когда человек может существовать лишь в совокупности с миром природы, с землёй, на которой он живёт.

Каждый австралиец имел первопредкка-животное, а если сказать точнее, первопредком был некий "сверхчеловек", обладающий одновременно сущностью и человека, и животного. Тотем родовой группы - не только средство защиты, но и материально выраженная связь с духами предков, с Вечным периодом сновидений. Некоторые виды тотемов передавались по наследству. Ребенок мог наслёдовать тотем ритуальной группы от отца или от дяди по линии матери.

Основу религиозного культа аборигенов составляла идея о "Великом Времени" когда земля была плоской и пробудившиеся ото сна герои положили начало жизни на земле. Эта идея жила в преданиях о духах предков, и связанные с нею подробности были положены в основу социального устройства. Магическая сила олицетворялась также предметами, известными под названием "чуринги".

Таким образом, можно выделить четыре основных аспекта религии аборигенов: мифы, ритуалы, материальные предметы или эмблемы; религиозные центры - участки земли, ассоциирующиеся с различными мифическими существами и тотемическими предками. Мифы и обряды всегда определенным образом локализованы.