logo
Проблемы творческого развития у детей

2.2. Методические основы педагогической системы развития детского изобразительного творчества в трудах т.С. Комаровой

Т.С. Комарова считает, что прежде всего у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, вызывают внимание к ним. Так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения об­раза, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Посредством искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни — они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически познавать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения — что хорошо и что плохо, и заинтересованное, эмоцио­нальное отношение к изображаемым явлениям, что находит выражение в оценке события, переданного в картине, в скульптуре.

Направляя внимание детей на художественные средства вырази­тельности в изображении событий, на образы людей, на богатство характерных деталей, на цветовую гамму, педагог тем самым подводит их к умению элементарно оценивать произведения искусства, что обычно выражается в предпочтении каких-либо произведений.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источ­нику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, кавыки и умения препод­носятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окру­жающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, рисование, лепка и т.п.), то выделяются методы наглядные, словесные, практические.

Методы и приемы обучения Т.С. Комаровой находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ ребенку знакомого спо­соба изображения у доски или индивидуальный показ педагога в процессе занятия тому, кто в этом нуждается (например, ребенку, с трудом осваивающему способ изображения или пропустившему много занятий и забывшему тот или иной способ), можно назвать приемом обучения.

Выбор методов и приемов проведения того или иного занятия зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего, педагог определяет цели и задачи конкретного занятия, в данном случае обучение рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Отбор методов требует учета специфики вида деятельности, а также знания воз­растных особенностей детей и уровня их овладения конкретной деятельностью.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование включают два рода действий: внешние, т.е. движения, производимые руками при выполнении рисунка, вырезывании, лепке фигурки, создании постройки, и внутренние: восприятие предмета или картинки, продумывание того, что и как следует делать, представление того, что должно получиться, и т.д. Методы обучения должны быть направлены на руководство как внешними, так и внутренними дей­ствиями, обеспечивающими выполнение задания педагога и развитие детского изобразительного творчества.

В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира, отображают содержание музыкальных и литератур­ных произведений. Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет информа­ционно-рецептивный метод (рецепция — восприятие), который иногда называют объяснительно-иллюстративным. Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информа­цию о предметах и явлениях.

В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явле­ниями окружающей действительности. К проведению такого заня­тия воспитатель серьезно готовится: он выбирает объект; решает, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумывает вопросы, помогающие направить внимание детей на те стороны объекта наблюдения, которые нужно будет передать в изображении.

Учитывая тот факт, что дошкольники не в состоянии долго и сосредоточенно рассматривать предмет, целесообразно проводить короткие по времени наблюдения, но необходимо возвращаться к предмету 2—3 раза, постепенно расширяя о нем представления.

Особой организации требуют наблюдения, цель которых — по­знакомить детей с окружающей природой. Изменения в природе про­текают медленно. Чтобы у ребят сложились отчетливые представления, потребуются длительные систематические наблюдения, которые проводятся на прогулках и экскурсиях

Необходимо активизировать внимание детей во время наблюдений: посредством вопросов, предложений попросить рассказать о том, что они видят, дать характеристику предметов и явлений. Живая, эмоциональная обстановка, несомненно, пробудит эстетические чувства детей (педагог подчеркивает красоту наблюдаемых явлений, предметов: четкость, пластичность, изящество формы, яркость, раз­нообразие или сдержанность, строгость цвета и т.п.). Тогда получен­ные знания и представления будут более осознанными и глубокими.

Особо следует выделить организацию обследования пред­метов, предлагаемых для изображения.

Обследование — это организованный педагогом процесс вос­приятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свой­ства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успеш­но изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображе­ния (форма, величина, строение и цвет). Педагог учит детей воспри­нимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет прежде всего воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие.

Воспитатель, начиная обследование, обращает внимание детей на предмет в целом, подчеркивая его эстетические качества. («Посмотрите, какая у нас нарядная, красивая кукла»,— говорит он. Или: «Вот какой серый пушистый зайчик прискакал к нам».) Дав возможность полюбоваться игрушкой (предметом), педагог под­водит детей к анализу воспринимаемого предмета, выделению его свойств: форма основной части, ее величина, форма и величина дру­гих частей, их расположение по отношению к главной части (строе­ние предмета), цвет.

При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур; охватывает ее руками, нажимая на места углублений, как бы вылепливая ее. Дети, следуя взором за движениями рук воспитателя, яснее будут представлять себе возможный процесс изображения. Затем педагог предлагает всем воспитанникам жестом в воздухе показать форму предмета — «обрисовать» его контур или (что очень важно при лепке) двумя руками как бы показать массу и объем его,.

Только активизация детей в процессе обследования обеспечит эффективность занятия. Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения. Целесообразно спросить детей, с чего они начнут рисовать (ле­пить, вырезывать и наклеивать, а если обследовалась постройка для последующего конструирования, то конструировать).

Такой переход к процессу создания изображения подводит детей к элементарному планированию работы.

Так же как обследование предмета, игрушки, проводят и обследование картинки, иллюстрации (в том случае, если нельзя рассмотреть», например,, пароход, людей, животных в натуре,, в движении и т. п.), образцов народного декоративно-прикладного искусства. Обследуются элементы, составляющие узор, их расположение на предметной форме, цвет отдельных элементов и цветовые сочета­ния.

Знакомство с новыми приемами (способами) изображения также происходит при помощи информационно-рецептивного метода.

Показ способов действия играет важную роль в обу­чении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Малыши только начинают овладевать изобразительной деятель­ностью. Они должны освоить, как правильно пользоваться инстру­ментами и материалами (кистями, карандашами, стекой, ножни­цами, красками, цветными карандашами, восковыми мелками и др.).

Дети не знают способов передачи формы предмета в рисунке, аппли­кации, лепке, не знают, как нужно поставить кирпичики, чтобы постройка приобрела устойчивость. Чтобы они овладели формообра­зующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предмета), способами создания изобра­жения, им нужно показать эти способы и объяснить. Однако делает­ся это не на каждом занятии, а лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые.

Постоянный показ способов изображения лишает ребят актив­ности, приводит к пассивному повторению воспринятого. Педагог учит детей соотносить новые сведения, способы действия с теми, которые они узнали, усвоили раньше, устанавливать взаимосвязь нового с уже известным.

Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обра­щенное к детям, должны быть эмоциональными, чтобы вызвать у них положительный отклик, пробудить эстетические чувства. Этому будет способствовать образная характеристика предметов и явлений с ис­пользованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных тек­стов. Вместе с тем педагог так проводит беседу, разговор с детьми, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления, которые им предстоит передать в рисунке, лепке, а установили бы связь данной темы с тем, что они изображали ранее, вспомнили бы способы изобра­жения, которыми овладели.

Словесные приемы обучения используются и в процессе заня­тия: уточнение последовательности действий, напоминание, вопро­сы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т.п. И в ходе занятия педагог может прибегнуть к образному сравнению («Деревья пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишневые»), что, несомненно, направит внима­ние детей на выразительное решение изобразительной задачи.

Особое значение приобретает слово педагога, когда он анали­зирует детские работы. Его задача — вызвать радость у ребят создавших рисунки, лепку, аппликации или поделки из бумаги, при­родного материала. Он подчеркивает удачные находки, интересный замысел, сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изо­бразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т.е. на развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэле­ментное обучение творческой деятельности. Так, например, ана­лизируя с детьми форму и строение предмета, который они будут затем изображать, воспитатель предлагает подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво. В другом случае дети выполняют аппликацию: вырезают и наклеивают тележку. Когда работа будет готова, пе­дагог предлагает ребятам вырезать и наклеить то, что везет их тележка, при этом каждый может проявить фантазию (игрушки, овощи, кирпичики и др.).

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного произведения, реализовать собственный замысел. Воспитатель прежде всего руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествую­щий опыт детей, направить их на решение новой задачи.

Возрастные особенности детей 3—7 лет и специфика изобрази­тельной деятельности требуют выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех группах. Игровые приемы

на занятиях повышают интерес детей к изобразительной деятель­ности, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, повышают эффективность процесса обучения.

Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с кото­рым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет), так и в репродуктивный метод. Повторения и упражне­ния, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.

Все рассмотренные методы и приемы обучения изобразительной деятельности в реальном процессе обучения сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

В одном занятии можно применять самые разнообразные методы и приемы. Выбор зависит от программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их возрастных и индивидуальных особенностей.