logo
Проблемы творческого развития у детей

2.1. Система взглядов т.С. Комаровой на детское изобразительное творчество

Под системой взглядов следует понимать систему обучения какому-либо предмету, представляющую собой единство целей, принципов (педагогических, дидактических, методологических) и выбранной в соответствии с ними совокупности компонентов (содержания, методов, средств форм обучения), необходимых для целенаправленного функционирования процесса обучения предмету.

Центральной проблемой всей научно-исследовательской деятельности Т.С. Комаровой является – детское изобразительное творчество. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисо­вание, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начи­нает овладевать, по мнению Т.С. Комаровой, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Под детским изобразительным творчеством автор понимала: «Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития детей. Являясь одной из самых интересных, она позволяет им передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение»

Детское изобразительное творчество, как считает Т.С. Комарова, может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художест­венной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образ­ное мышление и воображение, учит детей способам создания изобра­жений, средствам их выразительного решения.

Говоря о детском изобразительном творчестве, Т.С. Комарова исходит из понимания творчества как процесса созда­ния человеком объективно и субъективно нового посредством специ­фических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий.

Применительно к изобразительному творчест­ву дошкольника — это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, апплика­ция), в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии — обязательное условие для развития его творчества.

Детям небезразлично, как относятся к результату их творческой деятельности родители, воспитатели, сверстники. Они стараются вызвать интерес окружающих к изображенному, стремятся показать свою работу. Об этом важно помнить начинающему педагогу, чтобы правильно относиться к творчеству своих воспитанников и активно направлять их развитие.

Под руководством воспитателя творчество ребенка-дошкольника приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рису­нок, лепку, аппликацию для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику, ко дню рождения), сделать что-то полезное другим, например коробочку, чтобы посеять семена травки для птичек, игрушку для брата или сестры и т.п. Учитывая эту особенность, педагог сможет более эффективно с учетом интересов воспитанников подбирать такие задания, которые будут вызывать положительный эмоциональный отклик у каждого, способствовать развитию обще­ственного характера творчества.

Развитие детского творчества под влиянием педагогических условий, которые Т. С. Комарова определила как успех в обучении детей изобразитель­ной деятельности и развития их творчества — индивидуальный под­ход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, от­мечая, что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, лепки или аппликации, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение и т. п. Дети отличаются друг от друга и харак­тером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет способами восприятия. Так, некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них скла­дывается отчетливый образ, позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации (при условии владения способами изображения). Другим же недостаточно и тщательного наблюде­ния. А от этого зависит то, какое изображение будет создано. Разу­меется, индивидуальные особенности детей, сказывающиеся на их изобразительной деятельности, этим не ограничиваются, и воспита­телю надо их знать. Это позволит ему эффективно руководить детским изобразительным творчеством, оказывать необходимую помощь, тактично направлять те или иные действия детей.

Освоив знания, навыки и умения, необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, воспитатель не должен останавливаться на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов воспитания детей средствами изобразительной деятельности. Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.

В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой (иллюстрации к книгам, эстампы), скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства — как на различных занятиях, так и в повсе­дневной жизни, если в оформлении дошкольного учреждения широ­ко используются эти виды искусства. Такое сочетание создает условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров. Дальнейшее приобщение к искусству происходит в школе, где для этого отводятся специальные уроки.

Важно помнить: не каждое произведение живописи или скульп­туры доступно детям. Восприятие искусства развивается постепенно. Поэтому к произведениям, отобранным для дошкольников, предъ­являются определенные требования. Рисунок должен отчетливо, ярко и выразительно передавать наиболее характерные признаки пред­мета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы по тем или иным признакам дети поняли, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

Мир, в котором мы живем, полон красок. И это интуитивно чувствуют дети. Цвет привлекает и радует их. Вот почему большинство иллюстраций для детей выполняется в цвете, который придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать, рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного мате­риала.

Опираясь на общие требования к отбору произведений, воспитатель знакомит детей с различными видами изобразительного искусства.

Иллюстрации к книгам — самый распространенный вид изобрази­тельного искусства, с которым встречаются дети дошкольного возраста. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации — одно из сильных средств воспитания. Ил­люстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание.

Эстетическое воздействие книги определяется не только содер­жанием, иллюстрациями, но и обложкой, заставками, концовками, виньетками, а также форматом, бумагой.

Обложка в детской книге играет большую роль: она в первую очередь привлекает внимание ребенка; поэтому обложка красочная, нарядная передает всегда самую суть содержания.

Из произведений станковой графики — эстампы, изображающие природу в различные времена года, общественную жизнь, труд людей в городе и селе, игры и быт детей, мир животных, сказочные сюжеты. Из скульптуры малых форм наиболее доступно восприятие ясно выраженного действия жанрового характера («Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе»). Вот по­чему, знакомя детей с произведением, педагог обращает внимание на характер движений, постановку фигуры, выражение лица. Тем самым он учит детей точно называть и определять характер действия.

Таким образом, детей дошкольного возраста можно знакомить с разными видами изобразительного искусства, произведениями вы­сокохудожественными, богатыми по идейному содержанию и совер­шенными по художественной форме, доступными как по содержанию, так и по средствам выразительности.