14. Машиностроительный комплекс и его особенности.
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.
Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести: Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий. Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно- шахтного оборудования
потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале. Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда.
Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск). Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из- за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.
Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:
Производство корпусов машин, Производство узлов и деталей, запчастей, Чугунное и стальное литье, Сборка
Ведущие отрасли машиностроения: судостроение, Электротехническое машиностроение, энергетическое машиностроение, Тракторное машиностроение Сельскохозяйственное машиностроение, Приборостроение, Станкостроение, Электронная промышленность.
- 4. Единый народнохозяйственный комплекс России.
- 5. Классификация отраслей хозяйства по назначению продукции и по характеру предметов труда.
- 6. Особенности отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства сзфо России.
- 7. Современное состояние управления енхк.
- 8. Понятие об эффективности размещёния промышленных предприятий.
- 9. Формы территориальной организации промышленности.
- 10. Тэк сзфо России.
- 11. Значение тэк в народном хозяйстве и его связь с другими комплексами.
- 12. Значение металлургического комплекса и его роль в народном хозяйстве.
- 17. Стройиндустрия и ее особенности.
- 13. Осн. Фонды, региональные особенности развития и размещения металлургического производства.
- 14. Машиностроительный комплекс и его особенности.
- 15. Специфика химико-лесного комплекса и его значение в народном хозяйстве.
- 16. Строительный комплекс, его состав и структура.
- 18. Легкая промышленность.
- 19. Состав агропромышленного комплекса.
- 20 Сельское хозяйство.
- 21. Основные факторы размещения апк.
- 22. Роль транспорта в народном хозяйстве страны.
- 23. Технико-экономические особенности видов транспорта.
- 25. Уровень развития и показатели обеспеченности транспортом территории.
- 26. Природно-ресурсный потенциал Северо-Западного федерального округа России.
- 24. Показатели, характеризующие работу транспорта.
- 27. Классификация природных ресурсов.
- 29. Агломерирование производства и населения.
- 28. Закономерности и принципы размещения производственных сил.
- 31. Демографическая проблемы.
- 30. Население региона (город, поселок).
- 32. Национальная характеристика.
- 33. Профессиональная характеристика.
- 34. Трудовые ресурсы и их размещение.
- 35. Национальный состав сзфо России.
- 36. Приграничные территории, проблемы и формы территориального управления.
- 37. Свободные экономические зоны и их характеристика.
- 38. Региональные особенности размещения населения.
- 39. Характеристика Северо-Западного региона.(сзр)
- 40. Характеристика Северного региона.
- 41. Город Санкт-Петербург.
- 42. Ленинградская область.
- 43. Псковская область.
- 44. Новгородская область.
- 45. Калининградская область.
- 46. Вологодская область.
- 47. Мурманская область.
- 48. Архангельская область.
- 49. Республика Карелия.
- 50. Республика Коми.
- 51. Ненецкий автономный округ.
- 52. История развития и освоения данной территории.
- 53. Порты Северо-Западного федерального округа - проблемы, перспективы и их значение для страны.
- 54. Сзфо и его роль во внешнеэкономических связях России.
- 55. Основные отечественные и зарубежные инвестиционные потоки в основные отрасли и отдельные крупные предприятия округа.
- 3. Государственная региональная политика и её аспекты.
- 1. Метод и задачи регионалистики.
- 2. Регионализация, понятие о регионе, виды регионов.