24. Показатели, характеризующие работу транспорта.
(Про транспорт и виды в предыдущих 21, 22, 23). При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.
Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций. Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, чтобы повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения - это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта. Такие составы экономичнее и быстрее, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Это уменьшает нагрузку вагона и сокращает время.
Водный транспорт. Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики. Таким образом, выгоден тем, кому важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение. Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог. В будущем медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами.
Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.
Воздушный транспорт. Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки. Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью. Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, - либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары.
Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек. Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ.
Скорость определяется временем движения на определенное расстояние. Самый быстрый из всех - воздушный транспорт. Доступность - это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Поскольку трубопроводы работают круглые сутки и не боятся ни погоды, ни перегрузки, они являются самым надежным видом транспорта. По грузоподъемности – водный транспорт. Частота - это число перевозок (транспортировок) в графике движения. Поскольку трубопроводы работают в непрерывном режиме, они и здесь занимают первое место.
- 4. Единый народнохозяйственный комплекс России.
- 5. Классификация отраслей хозяйства по назначению продукции и по характеру предметов труда.
- 6. Особенности отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства сзфо России.
- 7. Современное состояние управления енхк.
- 8. Понятие об эффективности размещёния промышленных предприятий.
- 9. Формы территориальной организации промышленности.
- 10. Тэк сзфо России.
- 11. Значение тэк в народном хозяйстве и его связь с другими комплексами.
- 12. Значение металлургического комплекса и его роль в народном хозяйстве.
- 17. Стройиндустрия и ее особенности.
- 13. Осн. Фонды, региональные особенности развития и размещения металлургического производства.
- 14. Машиностроительный комплекс и его особенности.
- 15. Специфика химико-лесного комплекса и его значение в народном хозяйстве.
- 16. Строительный комплекс, его состав и структура.
- 18. Легкая промышленность.
- 19. Состав агропромышленного комплекса.
- 20 Сельское хозяйство.
- 21. Основные факторы размещения апк.
- 22. Роль транспорта в народном хозяйстве страны.
- 23. Технико-экономические особенности видов транспорта.
- 25. Уровень развития и показатели обеспеченности транспортом территории.
- 26. Природно-ресурсный потенциал Северо-Западного федерального округа России.
- 24. Показатели, характеризующие работу транспорта.
- 27. Классификация природных ресурсов.
- 29. Агломерирование производства и населения.
- 28. Закономерности и принципы размещения производственных сил.
- 31. Демографическая проблемы.
- 30. Население региона (город, поселок).
- 32. Национальная характеристика.
- 33. Профессиональная характеристика.
- 34. Трудовые ресурсы и их размещение.
- 35. Национальный состав сзфо России.
- 36. Приграничные территории, проблемы и формы территориального управления.
- 37. Свободные экономические зоны и их характеристика.
- 38. Региональные особенности размещения населения.
- 39. Характеристика Северо-Западного региона.(сзр)
- 40. Характеристика Северного региона.
- 41. Город Санкт-Петербург.
- 42. Ленинградская область.
- 43. Псковская область.
- 44. Новгородская область.
- 45. Калининградская область.
- 46. Вологодская область.
- 47. Мурманская область.
- 48. Архангельская область.
- 49. Республика Карелия.
- 50. Республика Коми.
- 51. Ненецкий автономный округ.
- 52. История развития и освоения данной территории.
- 53. Порты Северо-Западного федерального округа - проблемы, перспективы и их значение для страны.
- 54. Сзфо и его роль во внешнеэкономических связях России.
- 55. Основные отечественные и зарубежные инвестиционные потоки в основные отрасли и отдельные крупные предприятия округа.
- 3. Государственная региональная политика и её аспекты.
- 1. Метод и задачи регионалистики.
- 2. Регионализация, понятие о регионе, виды регионов.