logo
Кондратьева Е

Дальневосточный экономический район

Состав района: Приморский, Хабаровский, Камчатский края. Амурская, Камчатская (с Магаданская и Сахалинская области, республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Площадь района — 6,2 млн кв. км, население — 7,3 млн человек. Отрасли хозяйственной специализации: горнорудная (добыча золота, олова и алмазов), пищевая (рыбная и рыбоконсервная) и лесная промышленность. Экономико-географическое положение. Основные черты ЭГП Дальнего Востока — значительная удаленность от западных районов, приморское положение. Природные условия. Горный рельеф (4/5 поверхности района), суровый, резко континентальный климат, огромные пространства, занятые тундрой и вечной мерзлотой, существенно осложняют хозяйственное развитие северо-восточной части района (Республика Саха (Якутия), Камчатский край и Магаданская область). Природные условия южной части Дальнего Востока (муссонный климат, плодородные аллювиальные почвы Зейско-Бурейской низменности и чернозёмные — приморских равнин) благоприятны для сельскохозяйственной деятельности. Природные ресурсы. Велики запасы угля (Ленский, Южно-Якутский, Райчихинский и др. бассейны и месторождения), нефти (о. Сахалин), природного газа (Усть-Вилюйское месторождение), железных руд (Алданский бассейн), полиметаллов (Дальнегорск), олова, вольфрама, молибдена, золота и алмазов, слюды, гидроресурсов (р. Лена, Колыма, Индигирка, Амур с Зеей и Буреей и др.), биологических (различные виды рыб, морского и пушного зверя и др.) и лесных ресурсов.

Население. Средняя плотность 1,2 чел. на 1 кв. км. Подавляющая часть населения живёт на юге, вблизи Транссибирской железнодорожной магистрали и морских портов. Ведущая отрасль хозяйства Дальнего Востока промышленность, представлена прежде всего добычей золота (бассейны рек Зеи, Бурей, Селемджи, Амгуни) и алмазов (Республика Саха), свинца и цинка (Дальнегорск в Приморском крае), олова (Хабаровский и Приморский края, Республика Саха (Якутия)), вольфрама (Магаданская область и Приморский край), плавикового шпата (Ярославское месторождение в Приморском крае). Пищевая промышленность. Дальний Восток — основной район лова рыбы и морепродуктов, производства рыбных консервов. Наибольшее промысловое значение имеют Охотское, Японское и Берингово моря. На их побережье созданы крупные рыбные комбинаты (Владивосток, Находка, Корсаков, Петропавловск-Камчатский, Магадан и др.). Развиты также маслобойная (переработка соевых бобов в Уссурийске и Хабаровске), мукомольная, маслодельная, молочная и сыроваренная промышленность.

Лесная промышленность. Леса покрывают большую часть территории района. На юге района произрастает много ценных лиственных пород. Большая часть заготовок приходится на Хабаровский и Приморский края, Амурскую и Сахалинскую области. Крупные лесопромышленные комбинаты и комплексы (Амурский, Зейский, Уссурийский, Тындинский, Комсомольский и др.) производят пиломатериалы, фанеру, мебель, картон, бумагу. Продукция лесопромышленного комплекса имеет большое экспортное значение. Топливно-энергетическая промышленность. Ведущие отрасли — угольная и нефтяная. Разработки угля ведутся в Южно-Якутском (Нерюнгринский разрез), Райчихинском, Сучанском и др. бассейнах и месторождениях, нефть добывают на Сахалине (Оха). В бассейне реки Вилюй добывают природный газ.

Электростанции района — Нерюнгринская и Приморская ГРЭС, Билибинская АЭС, Зейская, Колымская и Вилюйская ГЭС, Паужетская ГТЭС (на Камчатке). Машиностроение (судостроение и судоремонт, станкостроение, сельскохозяйственное и др.) в основном обеспечивают внутренние потребности района. Сельское хозяйство Дальнего Востока имеет преимущественно животноводческое направление. Разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развиты оленеводство, пушное звероводство. В соответствии с природными особенностями района земледелие наибольшее развитие получило на юге (Зейско-Бурейекая низменность, район озера Ханка и др.). Главная зерновая культура — яровая пшеница, главная техническая – соя. Выращивают также рис, кукурузу (на силос), сахарную свёклу, картофель, овощи. Район лишь частично удовлетворяет свои потребности в продукции сельского хозяйства за счёт местного производства.

Транспорт и связи. В перевозках грузов решающая роль принадлежит железнодорожному и морскому транспорту. На севере района огромное значение имеет речной, автомобильный и воздушный транспорт.

По территории Дальнего Востока проходит Транссибирская магистраль, восточный участок Байкало-Амурской магистрали, малый БАМ (Тында Беркакит — Томмот – Якутск).

Морской транспорт осуществляет перевозки малым каботажем (вдоль морей Тихоокеанского побережья) и большим каботажем (через Северный морской путь к портам арктических морей, Балтийского и Чёрного моря), обеспечивает экономические связи со странами бассейнов Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Крупные морские порты — Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский, Советская Гавань, Холмск, Певек, Тиксиидр. Важнейшие автомобильные дороги: Невер — Алдан — Якутск, Якутск — Магадан, Хабаровск — Владивосток, Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт (в Магаданской области).

Речной транспорт весьма активно используют во внутренних перевозках (реки Амур и Лена). Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводом Оха — Комсомольск-на-Амуре. На Дальнем Востоке ввоз грузов превышает вывоз. В район ввозятся прокат чёрных металлов, машины и оборудование, зерно, овощи, фрукты, продукция лёгкой промышленности; вывозятся древесина и пиломатериалы, бумага, продукция рыбной промышленности, концентраты цветных металлов, каменный уголь. Дальний Восток имеет развитые экономические связи и с зарубежными странами. Основную часть экспортной продукции составляют лес и лесоматериалы, бумага, рыба, цемент.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Площадь области 15,1 тыс. кв. км, население — 951 тыс. человек. Отрасли хозяйственной специализации: рыбная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, добыча и обработка янтаря, морепродуктов. Важная хозяйственная функция района — обслуживание внешних экспортно-импортных операций России. Экономико-географическое положение. Самая западная территория России, граничит с Литвой и Польшей. Имеет выход к незамерзающему здесь Балтийскому морю. Природные условия. Климат мягкий (тёплая зима, нежаркое лето), влажный, благоприятствует развитию сельского хозяйства. Негативно сказывается на нём обилие болот. Природные ресурсы. Месторождения янтаря (Приморское и Пальминское) — крупнейшие в мире. Выявлены запасы нефти, природного газа, бурого угля, каменной и калийной соли, строительных материалов. Большие площади занимают леса хвойные и широколиственные (ель, сосна, дуб, граб, бук), луга и пастбища.

Население. Средняя плотность населения 63 чел. на 1 кв. км. Высокий удельный вес имеет городское население (80%). Хорошая обеспеченность ресурсами труда, квалифицированной рабочей силой.

Промышленность. Приморское положение способствовало развитию рыбной и рыбоперерабатывающей промышленности. Лов рыбы ведётся в водах Балтийского моря и Атлантического океана, переработка — на рыбоконсервных комбинатах Калининграда. Машиностроение представлено производством судового оборудования, саморазгружающихся вагонов, дорожно-строительных машин, металлорежущих станков и др. Важное место занимает целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, использующая привозную древесину (в основном Северного района). На местном сырье сложилась мясная и маслодельная промышленность. Подавляющую часть продукции этих и других отраслей производят на предприятиях Калининграда. Среди других центров выделяются Советск (производство бумаги и целлюлозы) и поселок Янтарный (добыча и обработка янтаря).

Сельское хозяйство. Его ведущее направление — молочно-мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство, птицеводство обусловлено развитой естественно-кормовой базой (луга, пастбища, продукция земледелия, отходы пищевой промышленности и пр.) В земледелии высок удельный вес зерновых (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовых (корнеплоды, однолетние и многолетние травы) культур.

Транспорт. Развит морской транспорт, осуществляющий каботажные перевозки и выполняющий внешнеторговые функции. Большую часть экспортируемой продукции составляют рыба и морепродукты; в составе импорта преобладают машины и промышленное оборудование. Калининград — незамерзающий порт на Балтийском море.