Раздел 4. Внешнеэкономические связи россии
В настоящее время формирование системы внешнеэкономических связей России сталкивается с новыми вызовами, обусловленными меняющейся структурой мировой экономики. В первую очередь это касается изменения значимости в глобальной экономической системе отдельных стран и регионов. По крайней мере экономически можно говорить о том, что мир вступил в многополярную эпоху после длительного биполярного существования (конфронтации двух систем). Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы 7.
С одной стороны, с середины XX века остаётся неизменным лидирующее положение в мировой экономике США. Сейчас на них приходится около одной пятой мирового ВВП и примерно такая же доля прогнозируется на 2010 и 2020 гг. С другой стороны, в мировой экономике появились два новых крупных центра: Европейский союз и развивающиеся страны Азии.
Таблица 7 – Доля ведущих стран и регионов в мировом ВВП по паритету
покупательной способности валют, в %
| 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 (прогноз) | 2020 (прогноз) |
США | 21,3 | 20,9 | 21,1 | 21,0 | 20,3 | 19,0 |
Япония | 8,7 | 8,9 | 8,2 | 7,1 | 6,0 | 4,5 |
Еврозона | 18,4 | 17,6 | 16,7 | 14,8 |
|
|
Европейский Союз |
|
|
| 21,0 | 20,2* | 19,1** |
Африка | 3,6 | 3,3 | 3,2 | 3,3 |
|
|
СНГ и Монголия | 7,2 | 3,7 | 3,3 | 3,8 |
|
|
Россия | Н/д | 2,6 | 2,3 | 2,6 | 2,7 | 2,5 |
Азиатские развивающиеся страны | 15,1 | 20,0 | 22,6 | 27,1 |
|
|
Китай | 6,1 | 6,5 | 10,0 | 12,5 | 16,6 | 19,4 |
Индия | 4,3 | 4,3 | 5,0 | 5,4 | 7,2 | 8,8 |
Латинская Америка | 7,9 | 8,1 | 8,2 | 7,8 | 7,7 | 7,6 |
Бразилия | 2,9 | 2,9 | 3,0 | 2,7 |
|
|
* - ЕС-28.
** - ЕС-33.
В настоящее время роль России в мировой экономике определяется прежде всего её значительным пространством (что создаёт возможности для организации транзитных маршрутов через её территорию) и природными ресурсами. Так, на долю России приходится 6% мировых доказанных запасов нефти, 27% – природного газа и 17% – природного угля.
Фактический и потенциальный внутренний рынок России не столь значителен, как у глобальных центров, что обусловливает необходимость её активного взаимодействия с ними.
Таблица 8 – Товарная структура экспорта РФ, в % к итогу*
| 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Экспорт – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного) | 1,8 | 1,6 | 1,9 | 2,6 | 2,5 | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 1,8 |
минеральные продукты | 42,5 | 53,8 | 54,7 | 55,2 | 57,3 | 57,8 | 64,6 | 65,7 | 66,4 |
продукция химической промышленности, каучук | 10,0 | 7,2 | 7,5 | 6,9 | 6,9 | 6,6 | 6,0 | 5,6 | 5,4 |
кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности | 5,6 | 4,3 | 4,4 | 4,6 | 4,2 | 3,9 | 3,4 | 3,2 | 3,3 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 1,5 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,5 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 26,7 | 21,7 | 18,8 | 18,7 | 17,8 | 20,2 | 16,9 | 16,4 | 15,1 |
машины, оборудование и транспортные средства | 10,2 | 8,8 | 10,5 | 9,5 | 9,0 | 7,8 | 5,6 | 5,8 | 6,4 |
прочие | 1,3 | 1,5 | 1,2 | 1,4 | 1,4 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1 |
* - По данным Федеральной службы статистики
Таблица 9 – Товарная структура импорта РФ, в % к итогу*
| 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Импорт - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного) | 28,1 | 21,8 | 22,0 | 22,5 | 21,0 | 18,3 | 17,7 | 15,7 | 16,9 |
минеральные продукты | 6,4 | 6,3 | 4,1 | 3,7 | 3,8 | 4,0 | 3,1 | 2,4 | 2,2 |
продукция химической промышленности, каучук | 10,9 | 18,0 | 18,2 | 16,7 | 16,8 | 15,8 | 16,5 | 15,8 | 15,9 |
кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности | 2,4 | 3,8 | 4,0 | 4,2 | 4,2 | 3,8 | 3,3 | 2,9 | 2,6 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 5,7 | 5,9 | 5,5 | 5,3 | 4,8 | 4,3 | 3,7 | 4,0 | 4,2 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 8,5 | 8,3 | 7,4 | 6,4 | 7,3 | 8,0 | 7,7 | 7,7 | 7,5 |
машины, оборудование и транспортные средства | 33,6 | 31,4 | 34,0 | 36,3 | 37,4 | 41,2 | 44,0 | 47,7 | 47,1 |
прочие | 4,1 | 4,1 | 4,3 | 4,4 | 4,3 | 4,3 | 3,7 | 3,5 | 3,3 |
* - По данным Федеральной службы статистики
На фоне отмеченной тенденции к многополюсности мировой экономики внешнеэкономические связи России оказываются сильно «смещёнными» в сторону Европы. Справедливости ради следует отметить, что этому есть объективное объяснение – географическая близость Европейского Союза к наиболее густонаселенным районам России и наличие значительного платежеспособного спроса на основную статью российского экспорта – энергоносители.
На Европейский союз в расширенном составе (25 стран) в 2006 г. приходилось 52,1% внешнеторгового оборота России (по итогам первого полугодия 2007 г. эта доля осталась на том же уровне). При этом по сравнению с 2002 г. доля ЕС-25 во внешней торговле с Россией выросла на 4,5 процентных пункта.
В рамках Европейского союза доля 15 «старых» членов ЕС во внешнеторговом обороте России увеличилась несколько больше, чем доля «новых» членов ЕС – на 9,5% против 9,2%. Этот факт, по-видимому, следует объяснять тем, что спрос на энергоносители в более платёжеспособных развитых экономиках «старых» членов ЕС в меньшей степени зависит от цены, чем в «новых» членах, несмотря на более низкие темпы экономического роста в первых по сравнению с последними.
Несколько иная модель внешнеторгового взаимодействия имеет место со странами Азии, которые играют существенно меньшую роль, чем европейские страны, во внешнеэкономических связях России. Основными торговыми партнёрами России в этом регионе являются три страны Северо-Восточной Азии (Китай, Япония и Республика Корея). На них приходится 10 – 11% совокупного внешнеторгового оборота России (см. диаграмму 2). Крупнейшим торговым партнером России в Азии и четвертым по величине среди всех партнёров является Китай – 5,9% внешнеторгового оборота в первом полугодии 2006 г. На долю Японии приходится 2,6% внешнеторгового оборота России, Республики Корея – 2,2%.
Структура внешней торговли России с азиатскими странами во многом обусловлена недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, в том числе для экспорта энергоносителей. Так, например, в Китай нефть поставляется по железной дороге, пропускная способность которой ограничена. Тем не менее в структуре российского экспорта в Китай доля минерального топлива, нефти и нефтепродуктов в 2005 г. составила 41,3%, увеличившись по сравнению с 2004 г. (34,5%). Что касается других стран Северо-Восточной Азии, то в российском экспорте в Японию в 2005 г. доля минерального топлива, нефти и нефтепродуктов составила 35%, а в Республику Корея – 26,2%. Другими крупными статьями российского экспорта в регион являются лесоматериалы и древесина и чёрные и цветные металлы.
Правда, отрицательной особенностью российского лесного экспорта является то, что в нём преобладает круглый, необработанный лес. Древесина и лесоматериалы по итогам 2005 г. составили 11,3% всего российского экспорта в Китай и 15,9% экспорта в Японию; на чёрные металлы пришлось около 11% экспорта в Китай и 29% – в Корею, на алюминий – 33,8% российского экспорта в Японию.
Следует отметить относительно более высокий удельный вес машин, оборудования и транспортных средств в экспорте России в страны Азии. Так, в 2005 г. их поставки составили 16,4% в российском экспорте в Китай, 8,9% – в Корею и почти 39% – в Индию (хотя совокупный экспорт в эту страну невелик и составил всего 2,3 млрд долл. в 2005 г.).
В импорте России из стран Северо-Восточной Азии, также как и из стран ЕС, преобладают изделия обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроительная продукция. Инвестиционное взаимодействие в азиатском регионе также наиболее развито с крупнейшими странами Северо-Восточной Азии (Японией и Китаем), но и они существенно отстают от стран ЕС и США.
Заметим, что при подаче Россией заявки на полноправное участие во вновь созданном Восточно-Азиатском Сообществе (ВАС) возник ряд сложностей: ряд членов АСЕАН, а также Австралия выразили своё несогласие в связи, в том числе, с недостаточно развитым экономическим сотрудничеством России с членами ВАС.
Тем не менее Россия уже активизировала свою политику по институциональному оформлению сотрудничества с азиатскими странами. Вместе с Китаем она участвует в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), деятельность которой, помимо политического, всё больше наполняется экономическим содержанием, является членом политического форума Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В марте 2005 г. в Сеуле успешно прошла процедура обзора Индивидуального плана действий России в АТЭС по либерализации условий торговли и инвестирования и повышения уровня открытости экономики. В декабре 2005 г. был проведён первый саммит Россия-АСЕАН, на котором лидерами стран была принята Комплексная программа действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг., а также подписано соглашение между правительствами «О сотрудничестве в области экономики и развития». Таким образом, органы власти всё в большей степени осознают необходимость диверсификации структуры внешнеэкономических связей России и её институционального оформления.
Особую роль в системе внешнеэкономических связей России играют страны СНГ. Это вызвано тем, что торговле России с этими странами присущ ряд специфических черт по сравнению с другими регионами. Во-первых, доля топливно-энергетических товаров в российском экспорте в страны СНГ существенно ниже, чем в совокупном российском экспорте – 40,5 против 64,3% в 2005 г. Во-вторых, страны СНГ являются основным рынком для продукции российского машиностроения – её доля в экспорте в страны СНГ составляет 21,1% против 5,3%-ной доли в общем экспорте. В-третьих, структура импорта России из стран СНГ более сбалансирована (по сравнению со структурой импорта в целом): в 2005 г. на импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья приходилось 20,7% (в совокупном импорте – 17,5%), минеральных продуктов – 16,6 (3,2%), металлов и изделий из них – 20,7 (7,3), машин, оборудования и транспортных средств – 21,7 (44,4). Однако Россия на ряде рынков (чёрных металлов, продовольствия, химической промышленности) выступает конкурентом других стран СНГ, что затрудняет налаживание взаимосвязей во внешней торговле и приводит к многочисленным «торговым войнам».
Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России с 2005 г. начала снижаться. Это обусловлено рядом факторов: изменением принципа взимания НДС во внешней торговле, сохранением разницы цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами, «торговыми войнами», начавшимися в отношениях с рядом стран СНГ (Украиной, Молдовой, Грузией).
В то же время в течение последних шести лет заметно активизировалось инвестиционное взаимодействие России со странами СНГ. За 2000 – 2005 гг. объём притока российских инвестиций в страны СНГ, даже по данным государственной статистики, лишь частично отражающей реальные потоки, вырос в 4,7 раза. Однако в 2005 г. произошло некоторое сокращение притока российских инвестиций в этот регион по сравнению с предыдущим годом – по официальным данным, с 713 до 620,5 млн. долл. Это сокращение произошло за счёт трёх стран – Узбекистана, Беларуси и Украины (при этом существенно увеличились инвестиции в Азербайджан и Казахстан и особенно значительно – в Армению). Объём инвестиций из стран СНГ в Россию увеличился за 2000 – 2005 гг. в 74 раза и достиг 1,7 млрд долл.
Учитывая отмеченные выше тенденции, мы пришли к следующим основным выводам. Перед Россией сейчас стоят две важные задачи:
1) балансирования экономического взаимодействия с различными глобальными центрами, тогда как сейчас она сориентирована преимущественно на ЕС;
и 2) создание собственного регионального пространства для формирования регионального центра, который в более отдалённой перспективе мог бы превратиться в глобальный экономический центр. Решение первой задачи связано прежде всего с наращиванием экономического взаимодействия с азиатскими странами, а второй – с попытками построения функционирующей интеграционной группировки на пространстве СНГ.
С одной стороны, расширение взаимодействия с азиатскими странами на первый взгляд наиболее предпочтительно в энергетической сфере за счёт увеличения поставок нефти, газа и, возможно, электроэнергии в страны Северо-Восточной Азии при налаживании соответствующей инфраструктуры. Шаги в этом направлении уже предпринимаются. Принято решение о строительстве нефте- и газопроводов в направлении Тихого океана с ответвлениями на Китай. На азиатские рынки в первую очередь могут быть направлены нефть и газ, добываемые на шельфе Охотского моря. Кроме того, географическое расширение рынков сбыта в состоянии обеспечить налаживание производства сжиженного природного газа на Дальнем Востоке, что расширит круг потребителей российских энергоресурсов, помимо прямых ее соседей в Северо-Восточной Азии.
С другой стороны, наращивание экспорта нефти и газа не может значительно усилить позиции страны в глобальной экономике. Уже сейчас заметны ограничения на этом направлении – в 2005 г. экспорт сырой нефти сократился на 2%, а экспорт природного газа вырос на 3,4%, но с учётом 5,2 млрд куб. м природного газа, которые должны были находиться в газохранилищах Украины.
Кроме того, попытки построения глобального центра на основе экспорта топливно-энергетических товаров вряд ли могут быть успешными в силу того, что на мировом рынке нефти Россия не является ключевым игроком, а на рынке газа её возможности пока ограничены существующей сетью газопроводов. Так, в 2004 г. доля всех стран бывшего СССР в мировом экспорте нефти составляла всего 13,4% (по сравнению с 40,8% у Ближнего Востока). Доля России в мировом экспорте газа по трубопроводам существенно выше и составляет 30% (Россия здесь является лидером), но она не торгует сжиженным природным газом (СПГ), с учётом которого её доля понижается до 21,8%.
Поэтому остро встаёт задача диверсификации национальной экономики, модернизации накопленного производственного потенциала, чтобы иметь возможность использовать его в новых рыночных условиях. Взаимодействие с азиатскими странами, судя по текущим тенденциям, в большей степени может способствовать решению этой задачи, чем с европейскими.
Вторая задача – создание регионального экономического центра также тесно связана с необходимостью модернизации, причём не только российской экономики, но и экономик её соседей по СНГ, которые являются естественной областью для подобного центра. Но возможности интеграции постсоветского пространства уже в значительной степени упущены. В СНГ активно действуют со своими проектами другие глобальные и региональные центры. Достаточно упомянуть о группировках ГУАМ и Сообщество демократического выбора, Политике добрососедства ЕС. В результате возможности России ограничиваются группировкой ЕврАзЭС, в рамках которой необходимо в ближайшее время сформировать эффективный интеграционный проект.
Важно подчеркнуть, что построение интеграционной группировки на постсоветском пространстве имеет не только политические, но и экономические основания. Это формирование более крупного рынка, но в первую очередь не для топливно-энергетических товаров, для которых другие внешние рынки, по определению, более привлекательны, а для товаров обрабатывающей промышленности, в том числе с высокой степенью переработки. Кроме того, страны СНГ могли бы совместно выходить с подобной продукцией на внешние рынки. В этом отношении модель кооперации оказывается гораздо более эффективной, чем конкурентная модель, которая пока привела к разрушению многих отраслей промышленности, доставшихся в наследство от бывшего СССР.
Но, формируя своё региональное экономическое пространство, Россия не должна заведомо ограничивать его и «отказываться» от стран, в настоящее время выбравших европейский интеграционный вектор. Так, например, Украина с её 47-миллионным населением и значительными кооперационными связями с Россией в области машиностроения крайне важна для развития российской экономики. В связи с этим задача России заключается в том, чтобы предложить этим странам привлекательную модель сотрудничества, построенную, по крайней мере пока, без жёсткой «повестки дня» интеграции.
Одним из возможных вариантов сохранения их в рамках единого проекта могло бы стать создание собственного регионального банка развития на пространстве СНГ. Такой банк сам по себе может стать «локомотивом интеграции», подобную роль играет, например, Азиатский банк развития в Азии. На наш взгляд, важно, чтобы банк развития охватывал как можно больший круг стран, естественно при условии их обязательного членства и внесения своей доли в уставный капитал. Банк мог бы включать и внерегиональных членов как из Европы, так и из Азии, важно, чтобы количество их голосов не делало бы их влияние в банке решающим. Тем самым он смог бы сосредоточиться на общих проблемах постсоветских стран: финансировании привлекательных многосторонних экономических проектов и содействии выравниванию уровней экономического развития стран (в сотрудничестве с другими региональными банками развития).
- Экономическая география
- Содержание
- Введение
- Программа дисциплины
- Раздел 1. Теоретические основы и общие условия размещения производительных сил территориальной организации хозяйства России
- Тема 1.1. Предмет, методы анализа и задачи курса
- Тема 1.2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Тема 1.3. Природно-ресурсный потенциал России
- Тема 1.4. Население и трудовые ресурсы России
- Раздел 2. Размещение и территориальная организация основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов
- Тема 2.1. Топливно-энергетический комплекс (тэк)
- Тема 2.2. Металлургический комплекс
- Тема 2.7. Комплекс отраслей по производству товаров народного
- Тема 2.8. Межотраслевой строительный комплекс
- Тема 2.9. Комплекс социальной инфраструктуры (сфера услуг)
- Тема 2.10. Транспортный комплекс
- Раздел 3. Территориальная структура (организация) производства и региональная экономика России
- Тема 3.1. Административно-территориальное устройство России
- Тема 3.2. Экономическое районирование
- Тема 3.3. Территориально-производственные комплексы (тпк)
- Тема 3.4. Экономико-географическая характеристика (эгх) макрорегионов и экономических районов России
- Раздел 4. Внешнеэкономические связи России
- Раздел 1. Теоретические основы размещения производительных сил (рпс)
- Тема 1.1. Предмет, методы и задачи курса
- Тема 1.2. Закономерности, принципы и факторы размещения
- 2. Организационно-экономические особенности.
- Тема 1.3. Природно-ресурсный потенциал
- Тема 1.4. Население и трудовые ресурсы
- Раздел 2. Размещение и территориальная организация основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов (мок)
- Тема 2.1. Топливно-энергетический комплекс (тэк)
- Тема 2.2. Металлургический комплекс
- Тема 2.3. Машиностроительный комплекс
- Тема 2.4. Химический комплекс
- Тема 2.5. Лесопромышленный комплекс
- Тема 2.6. Агропромышленный комплекс (апк)
- Тема 2.7. Межотраслевой строительный комплекс (мск) рф
- Тема 2.8. Инфраструктурный комплекс России (сфера услуг)
- Тема 2.9. Транспортный комплекс
- Тема 2.10. Научно-технический комплекс России
- Раздел 3. Территориальная организация производства и региональная экономика россии
- Тема 3.1. Административно-территориальное устройство России
- Тема 3.2 Экономическое районирование
- Тема 3.3. Территориально-производственные комплексы (тпк)
- Тема 3.4. Экономико-географическая характеристика экономических районов России
- Центральный экономический район
- Центрально-Чернозёмный экономический район (цчp)
- Северо-Западный экономический район
- Северный экономический район
- Северо-Кавказский экономический район
- Волго-Вятский экономический район (ввэр)
- Поволжский экономический район
- Уральский экономический район
- Западно-Сибирский экономический район
- Восточно-Сибирский экономический район
- Дальневосточный экономический район
- Раздел 4. Внешнеэкономические связи россии
- Краткий терминологический словарь
- Административный состав экономических районов рф
- Положение
- 1. Общие положения.
- 2. Порядок разработки акр.
- 4. Оценивание и оформление результатов акр.
- Библиографический список