logo
Кондратьева Е

Тема 2.3. Машиностроительный комплекс

Машиностроение — одна из ведущих отраслей экономики нашей страны, которая состоит из большого количества под­отраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других отраслей народного хозяйства, образуя межотраслевой комплекс (МОК)

В последние годы ситуация в машиностроительном комп­лексе России характеризуется как кризисная. К 1996 г. суммар­ное падение выпуска продукции составило 57% по отношению к 1991 г. В станкостроении свой профиль изменили 80% пред­приятий. Выпуск металлорежущих станков упал до 30%, кузнечно-прессовых машин до 11%. Практически полностью прек­ращен выпуск картофелеуборочных комбайнов, машин для вне­сения удобрений, льноуборочной техники, сеялок, тракторных прицепов. Мощности по выпуску тракторов используются на 15%, зерноуборочных комбайнов — на 14%, грузовых автомо­билей — на 27%, троллейбусов — на 20% и т.д.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно постра­дали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей страны имеет более низкое качество и потому неконкурентоспособна на ми­ровом рынке.

Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно. Но в одних районах машиностроение имеет профи­лирующее значение, а в других — его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано исполь­зованию природных ресурсов, например в Восточной Сибири.

С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей раз­мещения производства и технологического процесса выделяют следующие подотрасли: тяжёлое и энергетическое машинострое­ние, станкостроение, транспортное (автомобилестроение, судо­строение и пр.), сельскохозяйственное машиностроение, трак­торостроение, приборостроение, электроника и электротехника.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияния многие факторы. Среди основных следует выделить: транспортный, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, потребительский и др. Для одних отраслей машиностроения важным является одно из названных условий, для других сочетание нескольких.

Разветвлённая транспортная сеть, наличие удобных магистралей — первое важное условия, которое в той или иной мере учитывается при размещении всех отраслей машиностроительного комплекса. Разнообразие сырья и особенности конст­рукции разного рода машин обусловливают производственные связи между машиностроительными заводами, а также пред­приятиями смежных отраслей промышленности, производящи­ми металл, пластмассу, резину, ткани, стекло (кооперирование), В то же время развита подетальная и предметная специализа­ция различных заводов машиностроительного комплекса. Осуществлять производственные связи без развития транспорта и транспортной сети невозможно.

Машиностроение характеризуется высокой трудоёмкостью производственного процесса. Наиболее трудоёмкими являются приборостроение, электроника и электротехника, а также отрасли, выпускающие сложную технику (аэрокосмическая про­мышленность, атомное машиностроение и др.). К тому же одним из условий размещения современного машиностроения является обеспечение квалифицированной рабочей силой, нали­чие определённого уровня производственной культуры, а для новейших отраслей — соответствующих центров научных иссле­дований и разработок.

Предприятия машиностроения, производящие оборудование для добывающих отраслей промышленности, сельскохозяйственную технику, станки, суда, автомобили, оборудование для: текстильной промышленности, размещаются в основном в районах потребления продукции. Так, судостроение и судоремонт сосредоточены у морского побережья и на крупных реках. В каждом регионе выпускается такая сельскохозяйственная техника, которая соответствует направлению сельскохозяйствен­ного производства и природным условиям (в одних районах выпускают картофелеуборочные комбайны, в других — зерно­уборочные, в третьих — хлопкоуборочные и т.д.).

Но необходимо учитывать и наличие своего рода сырьевых баз — сосредоточение предприятий чёрной металлургии, выплавляющих металл для машиностроительных заводов. Так, к металлоёмким (или материалоёмким) относятся следующие отрасли машиностроения: производство горно-шахтного и неф­тяного оборудования, энергетическое машиностроение, а также некоторые виды транспортного машиностроения (например, теп­ловозостроение). Сотни таких предприятий построены на Урале, где расположена одна из крупнейших металлургических баз страны и где образовалось несколько центров тяжёлого маши­ностроения: в Екатеринбурге (оборудование для металлургической и других отраслей промышленности), в Нижнем Тагиле (производство грузовых вагонов), в Челябинске и Миассе (тя­жёлое тракторостроение, производство оборудования для угольной промышленности и автомобилестроение), в Перми (судостроение и машиностроение) и др.

С 1957 г. выпуск магистральных паровозов был прекращен и заводы были переведены на производство тепловозов и электровозов (Коломна, Калуга, Людиново, Муром, Новочеркасск).

Вагоны выпускаются в Брянске (изотермические), Мытищах (вагоны для метрополитена), Нижнем Тагиле (вагоны с повы­шенной грузоподъёмностью), Твери (двухъярусные вагоны для перевозки автомобилей), Абакане, Алтайске, Санкт-Петербурге и Вышнем Волочке, Усть-Катаве.

Морское и речное судостроение и судоремонт развиты в морских и речных портах Санкт-Петербург, Астрахань, Ниж­ний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск на Амуре, Архангельск (в г. Северодвинск — атом­ные подводные лодки), Мурманск, Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.

Авиастроение представлено в крупных промышленных центрах: Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов, Смоленск, Ростов-на-Дону, Таганрог и др. Главные факторы размещения предприятий — удобство транспортных связей и наличие ква­лифицированной рабочей силы.

Таблица 5 – Производство транспортных средств и оборудования*

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Легковые автомобили, тыс. шт.

1103

835

969

1022

981

1012

1110

1069

1178

1294

1471

Троллейбусы, шт.

2308

340

498

657

493

376

369

812

530

651

778

Автобусы, тыс. шт.

51,9

39,8

54,0

56,5

66,7

76,2

75,7

78,2

88,7

88,9

66,5

Грузовые автомобили, тыс. шт.

665

142

184

173

173

193

200

205

245

285

256

Тепловозы магистральные,   секций

46

12

21

22

23

23

32

45

45

59

49

Электровозы магистральные,   шт.

206

15

19

18

19

27

55

107

156

166

259

Вагоны пассажирские магистральные, шт.

1225

489

802

859

867

1025

1211

1221

1557

1823

2143

Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт.

25,1

7,1

4,0

6,5

10,7

27,0

35,3

35,2

33,7

38,6

42,7

Мотоциклы и мотороллеры, тыс. шт.

765

70,3

29,1

17,4

20,8

16,3

16,9

10,2

5,8

3,8

1,9

Велосипеды (без детских), тыс. шт.

3671

563

639

514

509

415

341

236

1048

1513

1434

в том числе велосипеды    складные

955

192

331

236

239

175

86,0

12,7

503

513

427

* - По данным Федеральной службы статистики

Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Производство тракторов, начавшееся на Путиловском за­воде в Санкт-Петербурге, было потом организовано во многих городах, в т.ч. в Челябинске, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебоксарах, Рубцовске, Новотроицке, Петрозаводске (трактора для трелёвки леса) и др. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или в географической близости от металлургических баз.

Почти во всех экономических районах производятся ком­байны и другая сельскохозяйственная техника. Заводы нахо­дятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Пятигорске, Сызрани, Бе­жецке (Тверская область), Воронеже, Красноярске, Омске, Биробиджане, Люберцах, Туле, Рязани и др. Однако многие предприятия в настоящее время вынуждены перепро­филироваться и выпуск сельскохозяйственной техники прекра­тили (например, заводы в Таганроге, Ростове-на-Дону, Биробиджане).

Точное машиностроение. Предприятия группы отраслей по производству точных машин, механизмов и инструментов (электроника и электротехника, приборостроение), где техноло­гический процесс требует квалифицированного труда, разме­щаются в районах и центрах высокой технической культуры — в крупных городах.