Тема 2.3. Машиностроительный комплекс
Машиностроение — одна из ведущих отраслей экономики нашей страны, которая состоит из большого количества подотраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других отраслей народного хозяйства, образуя межотраслевой комплекс (МОК)
В последние годы ситуация в машиностроительном комплексе России характеризуется как кризисная. К 1996 г. суммарное падение выпуска продукции составило 57% по отношению к 1991 г. В станкостроении свой профиль изменили 80% предприятий. Выпуск металлорежущих станков упал до 30%, кузнечно-прессовых машин до 11%. Практически полностью прекращен выпуск картофелеуборочных комбайнов, машин для внесения удобрений, льноуборочной техники, сеялок, тракторных прицепов. Мощности по выпуску тракторов используются на 15%, зерноуборочных комбайнов — на 14%, грузовых автомобилей — на 27%, троллейбусов — на 20% и т.д.
Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей страны имеет более низкое качество и потому неконкурентоспособна на мировом рынке.
Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно. Но в одних районах машиностроение имеет профилирующее значение, а в других — его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов, например в Восточной Сибири.
С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса выделяют следующие подотрасли: тяжёлое и энергетическое машиностроение, станкостроение, транспортное (автомобилестроение, судостроение и пр.), сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, приборостроение, электроника и электротехника.
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияния многие факторы. Среди основных следует выделить: транспортный, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, потребительский и др. Для одних отраслей машиностроения важным является одно из названных условий, для других сочетание нескольких.
Разветвлённая транспортная сеть, наличие удобных магистралей — первое важное условия, которое в той или иной мере учитывается при размещении всех отраслей машиностроительного комплекса. Разнообразие сырья и особенности конструкции разного рода машин обусловливают производственные связи между машиностроительными заводами, а также предприятиями смежных отраслей промышленности, производящими металл, пластмассу, резину, ткани, стекло (кооперирование), В то же время развита подетальная и предметная специализация различных заводов машиностроительного комплекса. Осуществлять производственные связи без развития транспорта и транспортной сети невозможно.
Машиностроение характеризуется высокой трудоёмкостью производственного процесса. Наиболее трудоёмкими являются приборостроение, электроника и электротехника, а также отрасли, выпускающие сложную технику (аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и др.). К тому же одним из условий размещения современного машиностроения является обеспечение квалифицированной рабочей силой, наличие определённого уровня производственной культуры, а для новейших отраслей — соответствующих центров научных исследований и разработок.
Предприятия машиностроения, производящие оборудование для добывающих отраслей промышленности, сельскохозяйственную технику, станки, суда, автомобили, оборудование для: текстильной промышленности, размещаются в основном в районах потребления продукции. Так, судостроение и судоремонт сосредоточены у морского побережья и на крупных реках. В каждом регионе выпускается такая сельскохозяйственная техника, которая соответствует направлению сельскохозяйственного производства и природным условиям (в одних районах выпускают картофелеуборочные комбайны, в других — зерноуборочные, в третьих — хлопкоуборочные и т.д.).
Но необходимо учитывать и наличие своего рода сырьевых баз — сосредоточение предприятий чёрной металлургии, выплавляющих металл для машиностроительных заводов. Так, к металлоёмким (или материалоёмким) относятся следующие отрасли машиностроения: производство горно-шахтного и нефтяного оборудования, энергетическое машиностроение, а также некоторые виды транспортного машиностроения (например, тепловозостроение). Сотни таких предприятий построены на Урале, где расположена одна из крупнейших металлургических баз страны и где образовалось несколько центров тяжёлого машиностроения: в Екатеринбурге (оборудование для металлургической и других отраслей промышленности), в Нижнем Тагиле (производство грузовых вагонов), в Челябинске и Миассе (тяжёлое тракторостроение, производство оборудования для угольной промышленности и автомобилестроение), в Перми (судостроение и машиностроение) и др.
С 1957 г. выпуск магистральных паровозов был прекращен и заводы были переведены на производство тепловозов и электровозов (Коломна, Калуга, Людиново, Муром, Новочеркасск).
Вагоны выпускаются в Брянске (изотермические), Мытищах (вагоны для метрополитена), Нижнем Тагиле (вагоны с повышенной грузоподъёмностью), Твери (двухъярусные вагоны для перевозки автомобилей), Абакане, Алтайске, Санкт-Петербурге и Вышнем Волочке, Усть-Катаве.
Морское и речное судостроение и судоремонт развиты в морских и речных портах Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск на Амуре, Архангельск (в г. Северодвинск — атомные подводные лодки), Мурманск, Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.
Авиастроение представлено в крупных промышленных центрах: Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов, Смоленск, Ростов-на-Дону, Таганрог и др. Главные факторы размещения предприятий — удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы.
Таблица 5 – Производство транспортных средств и оборудования*
| 1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Легковые автомобили, тыс. шт. | 1103 | 835 | 969 | 1022 | 981 | 1012 | 1110 | 1069 | 1178 | 1294 | 1471 |
Троллейбусы, шт. | 2308 | 340 | 498 | 657 | 493 | 376 | 369 | 812 | 530 | 651 | 778 |
Автобусы, тыс. шт. | 51,9 | 39,8 | 54,0 | 56,5 | 66,7 | 76,2 | 75,7 | 78,2 | 88,7 | 88,9 | 66,5 |
Грузовые автомобили, тыс. шт. | 665 | 142 | 184 | 173 | 173 | 193 | 200 | 205 | 245 | 285 | 256 |
Тепловозы магистральные, секций | 46 | 12 | 21 | 22 | 23 | 23 | 32 | 45 | 45 | 59 | 49 |
Электровозы магистральные, шт. | 206 | 15 | 19 | 18 | 19 | 27 | 55 | 107 | 156 | 166 | 259 |
Вагоны пассажирские магистральные, шт. | 1225 | 489 | 802 | 859 | 867 | 1025 | 1211 | 1221 | 1557 | 1823 | 2143 |
Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт. | 25,1 | 7,1 | 4,0 | 6,5 | 10,7 | 27,0 | 35,3 | 35,2 | 33,7 | 38,6 | 42,7 |
Мотоциклы и мотороллеры, тыс. шт. | 765 | 70,3 | 29,1 | 17,4 | 20,8 | 16,3 | 16,9 | 10,2 | 5,8 | 3,8 | 1,9 |
Велосипеды (без детских), тыс. шт. | 3671 | 563 | 639 | 514 | 509 | 415 | 341 | 236 | 1048 | 1513 | 1434 |
в том числе велосипеды складные | 955 | 192 | 331 | 236 | 239 | 175 | 86,0 | 12,7 | 503 | 513 | 427 |
* - По данным Федеральной службы статистики
Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Производство тракторов, начавшееся на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, было потом организовано во многих городах, в т.ч. в Челябинске, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебоксарах, Рубцовске, Новотроицке, Петрозаводске (трактора для трелёвки леса) и др. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или в географической близости от металлургических баз.
Почти во всех экономических районах производятся комбайны и другая сельскохозяйственная техника. Заводы находятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Пятигорске, Сызрани, Бежецке (Тверская область), Воронеже, Красноярске, Омске, Биробиджане, Люберцах, Туле, Рязани и др. Однако многие предприятия в настоящее время вынуждены перепрофилироваться и выпуск сельскохозяйственной техники прекратили (например, заводы в Таганроге, Ростове-на-Дону, Биробиджане).
Точное машиностроение. Предприятия группы отраслей по производству точных машин, механизмов и инструментов (электроника и электротехника, приборостроение), где технологический процесс требует квалифицированного труда, размещаются в районах и центрах высокой технической культуры — в крупных городах.
- Экономическая география
- Содержание
- Введение
- Программа дисциплины
- Раздел 1. Теоретические основы и общие условия размещения производительных сил территориальной организации хозяйства России
- Тема 1.1. Предмет, методы анализа и задачи курса
- Тема 1.2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Тема 1.3. Природно-ресурсный потенциал России
- Тема 1.4. Население и трудовые ресурсы России
- Раздел 2. Размещение и территориальная организация основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов
- Тема 2.1. Топливно-энергетический комплекс (тэк)
- Тема 2.2. Металлургический комплекс
- Тема 2.7. Комплекс отраслей по производству товаров народного
- Тема 2.8. Межотраслевой строительный комплекс
- Тема 2.9. Комплекс социальной инфраструктуры (сфера услуг)
- Тема 2.10. Транспортный комплекс
- Раздел 3. Территориальная структура (организация) производства и региональная экономика России
- Тема 3.1. Административно-территориальное устройство России
- Тема 3.2. Экономическое районирование
- Тема 3.3. Территориально-производственные комплексы (тпк)
- Тема 3.4. Экономико-географическая характеристика (эгх) макрорегионов и экономических районов России
- Раздел 4. Внешнеэкономические связи России
- Раздел 1. Теоретические основы размещения производительных сил (рпс)
- Тема 1.1. Предмет, методы и задачи курса
- Тема 1.2. Закономерности, принципы и факторы размещения
- 2. Организационно-экономические особенности.
- Тема 1.3. Природно-ресурсный потенциал
- Тема 1.4. Население и трудовые ресурсы
- Раздел 2. Размещение и территориальная организация основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов (мок)
- Тема 2.1. Топливно-энергетический комплекс (тэк)
- Тема 2.2. Металлургический комплекс
- Тема 2.3. Машиностроительный комплекс
- Тема 2.4. Химический комплекс
- Тема 2.5. Лесопромышленный комплекс
- Тема 2.6. Агропромышленный комплекс (апк)
- Тема 2.7. Межотраслевой строительный комплекс (мск) рф
- Тема 2.8. Инфраструктурный комплекс России (сфера услуг)
- Тема 2.9. Транспортный комплекс
- Тема 2.10. Научно-технический комплекс России
- Раздел 3. Территориальная организация производства и региональная экономика россии
- Тема 3.1. Административно-территориальное устройство России
- Тема 3.2 Экономическое районирование
- Тема 3.3. Территориально-производственные комплексы (тпк)
- Тема 3.4. Экономико-географическая характеристика экономических районов России
- Центральный экономический район
- Центрально-Чернозёмный экономический район (цчp)
- Северо-Западный экономический район
- Северный экономический район
- Северо-Кавказский экономический район
- Волго-Вятский экономический район (ввэр)
- Поволжский экономический район
- Уральский экономический район
- Западно-Сибирский экономический район
- Восточно-Сибирский экономический район
- Дальневосточный экономический район
- Раздел 4. Внешнеэкономические связи россии
- Краткий терминологический словарь
- Административный состав экономических районов рф
- Положение
- 1. Общие положения.
- 2. Порядок разработки акр.
- 4. Оценивание и оформление результатов акр.
- Библиографический список