2.3.2. Морской транспорт
Считается, что государственный флот России начал свое существование с парусника «Апостол Павел», построенного при Петре I в Архангельске в 1694 г. С XVIII в. судостроение в России стало развиваться достаточно интенсивно. Русский парусный флот вышел на океанские просторы с целью торговли и географических открытий. Широко известны две труднейшие камчатские экспедиции В. Беринга, походы В.Я. Чичагова. В первой половине XIX столетия русские исследователи совершили 39 кругосветных путешествий, в январе 1820 г. русские мореплаватели под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева открыли шестой континент Земли – Антарктиду.
Долгое время морские пароходы строились из дерева, а в качестве движителя использовались гребные колеса. В 1850 г. появились первые металлические суда. Примерно в то же время применили судовой винт, который в XX веке получил преимущественное развитие.
Развитию морского судоходства способствовало сооружение портов. Самым старым в России считается Архангельский порт, который был основан еще в XVI веке. Позднее возникли порты на Балтике (Петербург), на Азовском и Черном морях (Таганрог, Бердянск, Херсон, Севастополь, Одесса), затем и в других бассейнах.
Техническую базу современного морского транспорта составляют морские суда (флот), морские порты, судоремонтные заводы, некоторые элементы морских путей, прочие устройства и оборудование.
Основой морского транспорта является флот. В составе морского флота главное место занимают торговые суда, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для морского промысла, буксировки, гидротехнических работ и подъема затонувших судов и имущества.
По эксплуатационному назначения суда различают:
транспортные – для перевозки грузов и пассажиров;
служебно-вспомогательные (буксиры, ледоколы, пожарные, разъездные);
технического флота (дноуглубительные, землесосы, грунтоотвозные, краны и др.).
Ядро торгового морского флота составляют транспортные суда, включающие пассажирские, грузопассажирские и грузовые.
Наиболее важными характеристиками судна считают так называемые размерения, описывающие геометрию судна, а также весовые и объемные параметры. Весовыми показателями являются: водоизмещение, равное массе воды, вытесняемой судном при погружении до действующей ватерлинии; полная грузоподъемность судна или дедвейт (двт), равный массе груза и массе всех запасов воды, топлива, продуктов питания и т.д.; чистая грузоподъемность, т.е. максимальное количество тонн коммерческого груза, которое может взять судно.
В качестве объемных характеристик используются: грузовместимость, определяемая кубатурой грузовых помещений и так называемая регистровая вместимость, исчисляемая в регистровых тоннах из расчета 2,83 м3 объема помещений на 1 регистровую тонну. Для каждого судна устанавливается валовая и чистая регистровые вместимости.
Неограниченность плавания морских судов требует наличия на них комплекса устройств безопасности и жизнеобеспечения для команды и пассажиров. Именно поэтому морские суда представляют собой дорогое средство транспорта. Экономичность их эксплуатации может быть достигнута только при минимуме простоя и балластного (порожнего) пробега.
Морские порты различают: общего назначения, специализированные и комбинированные. Порты общего назначения принимают все суда, включая пассажирские, и перерабатывают грузы на общих причалах. Специализированные порты сооружаются для переработки грузов определенной номенклатуры (угля, руды, леса, зерна, нефтегрузов, цемента и т.п.) и при больших грузопотоках оборудуются мощными перегрузочными механизмами. Эти порты имеют большие глубины акваторий, подходных каналов, мощные причалы (береговые и рейдовые), емкие складские помещения и площади, сложное железнодорожное хозяйство. Комбинированные порты имеют отдельные причалы, а чаще районы для переработки специальных грузов и грузов общего назначения, а также для обработки пассажирских судов.
Под термином «морской путь» обычно понимают водное пространство морей и океанов, включая естественные проливы и искусственные каналы. Особенностью морских путей является то, что они не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержанию в эксплуатационном состоянии. Сказанное, однако не относится к каналам и акваториям портов. Принято считать, что морские пути горизонтальны. При движении судов не расходуется энергия на преодоление силы тяжести. Эти пути в значительной мере и прямолинейны, и пропускная способность их в открытых морях практически неограниченна, хотя многие проливы и «узкости» существенно затрудняют пропуск судов.
Технология работы морского транспорта специфична и регламентируется многими техническими документами (наставлениями, инструкциями), содержащими правила работы соответственно судов, портов, судоремонтных и других предприятий с целью обеспечения их нормального и безопасного функционирования.
Перевозка грузов и пассажиров осуществляется морским флотом во внутренних и внешних сообщениях. Во внутренних сообщениях он обслуживает потребности народного хозяйства , выполняя межрайонные и внутрирайонные перевозки. Во внешних сообщениях различают два вида перевозок: а) перевозки при экспорте и импорте товаров; б) перевозки между иностранными портами.
В зависимости от вида плавания различают заграничное плавание и каботаж, который в свою очередь делится на большой каботаж, т.е. плавание между отечественными портами различных бассейнов с заходом в иностранные порты, и малый каботаж – плавание между отечественными портами в пределах одного-двух бассейнов без захода в территориальные воды других государств.
Организация морского судоходства имеет две основные формы:
Линейное, или регулярное, судоходство на направлениях с устойчивым потоком грузов (или пассажиров). На таких линиях суда закрепляются для регулярной работы на срок не менее 3 месяцев;
Рейсовое (трамповое) судоходство при непостоянном потоке, когда перевозка осуществляется отдельными рейсами в зависимости от предъявления грузов (без закрепления за линией судов).
2.3.3. Речной (внутренний водный) транспорт
Реки как самые древние пути сообщения сыграли значительную роль в формировании и развитии Российского государства. Речной транспорт в России исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов. Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна либо вообще отсутствует, а густота сети внутренних водных путей в два раза выше, чем в среднем по России. Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт выполняет дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания. В Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломоро - Балтийского, Волго-Балтийского, Волго – Донского) ликвидирована территориальная разобщенность внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Протяженность единой глубоководной системы (ЕГС) составила 6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей ее протяженности составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта.
Перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным путям обходятся в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам. При организации судоходства по ним первоначальные капитальные вложения на 1 км пути в 6-7 раз меньше, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности.
Скорость доставки грузов внутренним водным транспортом ниже, чем железнодорожным (60-70% от скорости железнодорожного немаршрутного поезда).
Использование речного транспорта ограничивается рядом факторов:
речной транспорт работает, в силу географического начертания рек, преимущественно в меридиональном (Север-Юг) направлении, тогда как основные грузопотоки проходят в широтном (Восток-Запад) направлении;
речные перевозки носят сезонный характер –продолжительность навигации на Востоке и Северо-Востоке составляет 145 суток, на Юге и Юго-Западе – 240 суток, ограничены погодными условиями и иногда временем суток (скоростной пассажирский флот не эксплуатируется в ночное время).
В межнавигационный период, когда прекращаются перевозки, техническая база портов может использоваться в кооперации с железнодорожным и автомобильным транспортом для перегрузки и хранения грузов, перевозимых сухопутными видами транспорта.
Техническая база современного речного транспорта включает: суда, водный путь (с соответствующими сооружениями и оборудованием), порты, пристани, судостроительные и судоремонтные заводы, связь.
Основное отличие речных судов от морских заключается в их меньшей осадке и габаритных размерах, что обусловлено сравнительно небольшими глубинами и извилистостью подавляющей части речных путей, узостью фарватера и камер шлюзов. На речных судах исключается ряд элементов, необходимых на морских судах, вместе с тем, суда, выходящие в крупные озера и на морские пути, имеют конструкцию, почти не отличающуюся от морских судов соответствующего класса.
Речной флот состоит из:
самоходных судов – пассажирских, грузо-пассажирских и грузовых;
несамоходных судов (барж) – различного назначения;
буксиров (толкачей) – судов без собственных грузовых помещений, но с силовой установкой, предназначенной для тяги (буксировки) несамоходных судов.
Водный путь – это судоходная часть рек, озер, водохранилищ и искусственных каналов с гидротехническими сооружениями. Судоходные условия водного пути характеризуются гарантированными глубинами (от 4 до 1 м), шириной и радиусом закруглений.
Порты – основа берегового хозяйства речного транспорта. В их границах осуществляется основная работа по загрузке и разгрузке судов, посадке и высадке пассажиров, а также по экипировке и техническому обслуживанию судов, включая формирование речных составов. Основными элементами портов являются причалы, оборудованные средствами механизации для погрузки-разгрузки судов. Здесь же устраиваются склады и складские площади для массовых грузов.
Пристань представляет собой промежуточный пункт, где суда имеют относительно кратковременную остановку для посадки-высадки пассажиров и частичной погрузки-выгрузки грузов.
Технология работы речного транспорта сводится в основном к содержанию и обслуживанию водных путей, к техническому обслуживанию и ремонту судов и к производству операций в портах и на пристанях. Технология преследует две основных цели: обеспечение безопасности движения и эффективности перевозок преимущественно за счет сокращения простоев и непроизводительного пробега подвижного состава.
Технология работы портов и пристаней включает технологические процессы входа в порт и причаливания судов, производства грузовых операций, выполнения пассажирских операций, экипировки и технического обслуживания судов, формирования и расформирования судовых составов из нескольких несамоходных судов, отчаливания судов и выхода их из порта, осуществления маневровых передвижений и др.
Организация перевозочного процесса на речном транспорте предусматривает разработку плана перевозок, в котором определяется расстановка флота в соответствии с грузопотоками, разработку и выполнение графиков движения пассажирских и грузовых судов, а также планов формирования составов на регулярных линиях, техническое планирование эксплуатационной работы и диспетчерское командование оперативной деятельностью. Основополагающими документами на речном транспорте являются Устав внутреннего водного транспорта, Правила технической эксплуатации, Правила плавания на внутренних водных путях и др.
Выше уже упоминалось, что отечественный речной транспорт работает преимущественно в меридиональном направлении, обеспечивая грузообмен между северными и южными районами страны. В общем объеме перевозок примерно 85% составляют лесные, нефтяные и минерально-строительные грузы. Остальные 15% составляют уголь, руда, цемент, удобрения, соль, хлеб и пр. грузы. Значительная часть леса из Сибири, донецкого и кузнецкого угля, зерна и других грузов поступает на речной транспорт с железных дорог или передается для последующей перевозки на железные дороги.
Важным принципом организации перевозок является маршрутная система, предусматривающая формирование речных составов по роду грузов и осадке судов так, чтобы обеспечить беспрепятственное следование крупных партий груза от пункта отправления до пункта назначения.
Мелкие партии груза перевозятся преимущественно в сборных секционных составах, в которых отцепленные по пути следования баржи заменяются другими. Для ускорения продвижения маршрутных составов применяется система снабжения и обслуживания их на ходу.