logo
Т2-ЕТ система России

2.3. Основные элементы техники, технологии и организации перевозок на видах транспорта

2.3.1. Железнодорожный транспорт

Техника. Основу технического оснащения железнодорожного транспорта составляют путь с искусственными сооружениями, станции и другие раздельные пункты с пассажирскими, грузовыми и экипировочными устройствами, подвижной состав, депо, устройства энергоснабжения, специальные устройства для регулирования движения и управления эксплуатационной работой, средства связи.

Железнодорожный путь – это земляное полотно в виде насыпи или выемки, на которое помещается балластная призма из щебня, гравия или песка. На эту призму укладываются шпалы, а к ним крепятся рельсы. В разных странах железные дороги имеют разную колею. В странах бывшего СССР и Финляндии – 1520 мм, европейские страны (за исключением Испании и Португалии), а также Канада и США имеют колею железных дорог 1435 мм. В большинстве стран Южной Америки, в Индии, Испании и Португалии железные дороги имеют колеи 1600, 1667 и 1676 мм или близкую к ним. Разная ширина колеи в странах Африки, Азии и Австралии. В Японии основная сеть имеет колею1067 мм, но новые скоростные магистрали – 1435 мм.

Общая развернутая длина российских железных дорог (на 1995 г.) составила 126,3 тыс. км.

Станции и другие раздельные пункты делят железнодорожный путь на перегоны, вместе с тем они являются основными производственными единицами железнодорожного транспорта. Различают 5 основных типов станций: промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. На сети железных дорог России свыше 4700 железнодорожных станций, которые являются основными грузо- и пассажирообразующими пунктами. Крупные пассажирские, грузовые и сортировочные станции имеют капитальные здания и сооружения – вокзалы, платформы, грузовые районы и площадки, склады, контейнерные терминалы, погрузочно-разгрузочное оборудование, разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудование.

Подвижной состав железнодорожного транспорта включает локомотивы и самодвижущиеся единицы и вагоны.

Основным перевозочным средством железных дорог являются вагоны. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны, всех их вместе называют парком.

Грузовой вагонный парк включает 5 типов вагонов:

крытые – для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков;

платформы – вагоны с низкими бортами – для перевозки длинномерных и громоздких грузов;

полувагоны – с высокими бортами и без крыши;

цистерны – для перевозки жидких грузов;

изотермические – для перевозки скоропортящихся грузов.

Пассажирский парк включает вагоны с мягкими и жесткими местами в виде купейных и открытых некупейных вагонов, а также вагонов-ресторанов, почтовых и багажных.

К специальным относятся вагоны-мастерские, весовые (для проверки вагонных весов), пожарные, подъемные краны, вагоны-магазины и многое другое.

Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте строго регламентируется. К руководящим документам относятся «Правила технической эксплуатации железных дорог», «Устав железных дорог», графики движения, планы формирования грузовых и пассажирских поездов, технический план.