logo
Т2-ЕТ система России

2.1. Особенности формирования и развития транспортной системы России

Появление и развитие транспорта связано с возникновением и развитием цивилизации, ростом торговых отношений и культурного взаимообмена, ростом производительных сил в странах и развитием их связей с внешним миром. Роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов или пассажиров, он активно воздействует на расширенное воспроизвоство, способствует прогрессу общества и является важнейшей базой экономики. Существуют причинно-следственные связи между уровнем развития транспорта и структурой общества. По уровню развития транспорта, тесно связанного с достижениями науки, можно судить о значимости государств, находящихся на отдельных территориях мира. Транспортные пути, связывающие населенные пункты и государства, облегчают освоение новых территорий и производство продукции.

Транспортная система России исторически формировалась и развивалась как единая транспортная система. Вначале это были почтовые тракты, по которым ямщики на лошадях выполняли перевозки не только почты, но и всевозможных грузов как торговли, так и для других нужд. Первоначально использовались естественные пути (моря, реки, озера, другие водоемы), либо прокладывались дороги, обеспечивающие проезд гужевого транспорта.

Значение морских и внутренних водных путей для развития цивилизации наглядно отражается при рассмотрении любой географической карты, на которой видно расположение больших и малых городов, насчитывающих долгую историю.

Несмотря на естественное происхождение, водные пути для нормальной эксплуатации требуют определенного вмешательства человека. На морях проводят дноуглубительные работы для обеспечения прохода судов, специальное оборудование портов для причалов. На реках удаляют пороги, укрепляют берега. Рядом текущие реки соединяют каналами, вначале в таких случаях суда из одной реки в другую тянули волоком (Петр I из Москвы на берега Невы – «отсель грозить мы будем шведу»). Впоследствии стали проводить работы по удержанию рек в нужных границах, углубления фарватеров, а затем специальное строительство каналов для соединения русел рек, шлюзов для выравнивания уровней воды, портов для обработки транспортных средств, подъездных путей к портам.

На воду грузы доставлялись гужевым транспортом, для чего была установлена почтовая повинность. Ответственность за выполнение перевозок на участке возлагалась на соответствующие местные власти, а те в свою очередь определяли исполнителей таких перевозок из числа местных жителей.

К естественным путям относят также воздушные пути. Остальные виды транспорта используют искусственные пути.

Роль водных видов транспорта в развитии взаимоотношений между странами возросла, когда стали развиваться наземные виды транспорта, железнодорожный, затем и автомобильный. Для России проблема заключается в том, что естественные водные пути в нашей стране имеют преимущественно меридиональное (север-юг или юг-север) направление, а грузопотоки организуются преимущественно в широтном (запад-восток или восток-запад) направлении.

Транспортная проблема в России, являющейся крупной морской державой, решалась с давних времен. Освоение Черного и Каспийского морей началось еще в IX веке, в начале XVII в. – бассейнов Северного Ледовитого океана, в середине того же века – освоение дальневосточных морей. Море естественным путем связано с рекой, в него втекающей. Строительство каналов между реками позволило создать единые системы.

Например, Мариинская система в России связала Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря каналами: Волго-Балтийский (362 км, построен в конце XIX века и реконструирован для шлюзования большегрузных судов в 1964 г.), Волго-Донской (106 км, строительство начиналось еще при Петре I), Беломоро-Балтийский (228 км, открыт в 1933 г.), им. Москвы (128 км, строился в 1933 – 1937 гг.). В системе насчитывается 39 шлюзов. В результате создана Единая глубоководная система России, куда входят реки Нижний Дон, Кама, Волга, Свирь, Нева, Ладожское, Онежское и Белое озера и соединившие их судоходные каналы Волго-Дон, Волго-Балт и канал им. Москвы. Эта система соединяет Урал, Поволжье и центр России с пятью морями: Черным, Азовским, Каспийским (юг страны), Балтийским и Белым (север страны).

С 1851 г. функционирует Днепровско-Бугский судоходный канал длиной 200 км как сквозной кратчайший путь между Восточной Европой и Рейнско-Атлантической водной транспортной сетью. В настоящее время ведутся работы по соединению с его помощью Балтики, Атлантики и Дунайско-Черноморского бассейнов.

Существует европейское водное кольцо: Волга – Ярославль – Санкт-Петербург – Балтийское море (вдоль берегов Скандинавии, Прибалтийских стран, Польши, Германии, Нидерландов) – река Майн, - река Дунай (территория Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии) – Черное море.

Аналогично сети внутренних водных путей, соединяющих внутренние водные пути между собой и с морскими путями имеются в странах Америки, что позволяет судам из Атлантики проходить в порты на берегу Тихого океана.

Внутренние водные пути обеспечиваот связь юга России с севером. Экономически также целесообразно использовать естественные водные пути, в том числе и при наличии наземных видов транспорта. Наземные виды транспорта целесообразно использовать для подвоза-вывоза грузов к более дешевым водным видам транспорта, что создает условия для более широкого применения мультимодальных систем транспортировки.

Исторически в России, обладающей большим разнообразием и мощностью водных ресурсов, при появлении железнодорожного транспорта стало развиваться водно-железнодорожное мультимодальное сообщение, так как из-за своеобразного расположения морей и рек в России невозможна прямая доставка грузов или пассажиров.

В России виды транспорта, даже несмотря на неизбежную конкуренцию, вынуждены в первую очередь взаимодействовать между собой. Например, железнодорожный транспорт в межнавигационный период может использовать склады сезонно работающего речного транспорта, а в период работы речного транспорта могут освобождаться производственные возможности железнодорожного. При повышении грузонапряженности (т∙км/км пути) на отдельных участках железной дороги применяют перевалку грузов соответствующей номенклатуры на внутренний водный транспорт. Следует отметить, что на дорогах России при средней грузонапряженности 27 млн т∙км/км часть дорог имеет этот показатель а два раза выше, а на Транссибе, особенно на участке Омск – Новосибирск, он составляет 100 т∙км/км из-за перевозок угля Кузнецкого бассейна.

Проект организации мультимодальных перевозок (по терминологии тех лет смешанных) в России существует с 1916-1917 гг. для сообщения европейской части России с Дальним Востоком и Сибирью. В проекте задействовали Транссибирскую магистраль (Транссиб) – казенную, т.е. государственную железную дорогу, построенную для соединения европейской части России с Дальним Востоком. Трасса проходила по тайге, болотистой местности, вечной мерзлоте, через горные реки с расстоянием между станциями до 50 верст. Причем железнодорожные пути прокладывались к речным портам или пристаням и на стыках создавались перевалочные пункты. Перевалка осуществлялась многократно, между реками Обь и Енисей в 1891 г. был построен канал для судов дедвейтом до 80 т, но в настоящее время он заброшен и используется только туристами.

В 1900-1905 гг. через озеро Байкал и в 1914-1915 гг. через Амур были организованы паромные переправы. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и в первую мировую войну 1914-1918 гг. по дороге осуществлялись воинские перевозки. В сообщении того времени в структуре грузопотока преобладали перевозки угля (90 % общего количества), соли (30 %), хлебных грузов (25 %). Особое значение этот вид мультимодального сообщения имеет и в настоящее время для обеспечения районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, на территории которых нет достаточно развитой сети железных дорог для прямого сообщения.

Развитие автомобильного строительства и создание крупных автотранспортных предприятий, а затем и внедрение контейнерных перевозок способствовали началу интенсивного взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта, т.е. развитию мультимодального железнодорожно-автомобильного сообщения. В настоящее время создаются мультимодальные системы с участием воздушного транспорта, преимущественно для срочной переброски небольших партий груза.

Последнее время значительное внимание уделяется трубопроводному транспорту, хотя он и считается транспортом глубокой древности. Известно, что по трубопроводам с гор в осажденную Судакскую крепость несколько десятилетий подавалась вода, почему во время татаро-монгольского нашествия крепость оставалась непокоренной. Перекачкой нефти начали заниматься в Америке с 1865 г., с 1878 г. – в России. С конца 1940-х годов в России перекачивают газ. Патент для передачи по трубопроводам твердых тел разработан в 1889 г., но и в настоящее время таких трубопроводов мало как за рубежом, так и в России.