2.3.4. Воздушный транспорт
Мечта летать в умах людей появилась давно. Решение конструкции летательного аппарата предложил еще Леонардо да Винчи, намного опередив свое время.
На Руси попытки летать на воздушном шаре предпринимались в ΧVI веке, за что крепостной, совершивший полет, был казнен – эпоха Ивана Грозного. В 1696 г предпринималась попытка летать на крыльях, обтянутых тонкой кожей, в 1729г кузнец Черник-Гроза на крыльях из проволоки и перьев, в 1731 г подъячий из Рязани летал на воздушном шаре, за что был изгнан из города под угрозой сожжения на костре или живого захоронения.
После этого на воздушном шаре летал француз Шарль, в 1875 г Менделеев предложил проект управляемого стратостата, в 1900 г управляемый дирижабль Цепеллина стал претендентом на завоевание воздушного бассейна.
Идею современного самолета и его основные элементы предложил Можайский в 1876 г, создав летающую модель аэроплана с часовой пружиной. В 1881 г он построил двухмоторный самолет, в 1882 г собрал, но сильная вибрация и отсутствие средств задержали полет еще на два года.
Этот самолет был признан лучшей конструкцией того времени, определив прогресс самолетостроения. Это был первый самолет, взлетевший с человеком на борту.
Аналогичные попытки предпринимались также в Германии, Франции Англии, Америке. Начало промышленного самолетостроения в России относят к 1908–1909 гг, в 1913 г русские конструкторы во главе с Сикорским построили самолет с полетным весом 4,2 т (за рубежом в это время еще не было самолета тяжелее 1 т). Этот самолет брал на борт 7 человек и развивал скорость 90 км/ч, затем спроектировали самолет с полетным весом 6,5 т.
Техническую основу воздушного транспорта составляют:
летательные аппараты,
аэропорты,
воздушные линии (трассы),
авиаремонтные заводы.
Парк летательных аппаратов состоит из самолетов и вертолетов.
Летательные аппараты подразделяются на пассажирские, грузовые, комбинированные (грузопассажирские) и специального применения (сельскохозяйственные, санитарные, аэрофотосъемочные), а также учебно-тренировочные.
Важнейшими технико-экономическими показателями летательных аппаратов являются:
вместимость (для пассажирских) и грузоподъемность,
скорость,
дальность беспосадочного полета.
Аэропорты – комплекс инженерно-технических сооружений, обеспечивающих отправление на линии и прием с линий пассажиров и грузов, а также подготовку и экипировку летательных аппаратов.
Аэропорт включает: аэродром, приаэродромную территорию, служебно-техническую территорию с аэровокзалом.
Технология – для обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации всех технических средств гражданской авиации все процессы строго регламентированы. Обслуживание осуществляется авиационно-технической базой, в составе которой особое место занимает автомобильное предприятие. Для организации перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты в аэропортах имеется служба организации перевозок.
Документом, организующим взаимодействие всех подразделений и служб на всех уровнях, является расписание движения воздушных судов.
Расписание строго регламентирует вылет и прибытие каждого самолета по каждому пункту, является базой для разработки графиков оборота самолетов и экипажей, а также деятельности всех эксплуатационных и ремонтных предприятий и подразделений воздушного транспорта.
Управление воздушным транспортом осуществляет Федеральная авиационная служба России, входящая в состав Министерства транспорта. Непосредственное руководство организацией перевозок осуществляется на уровне авиапредприятий (в Санкт-Петербурге – Пулково, Пулково-2, Ржевка).
2.3.5. Трубопроводный транспорт
Трубопроводы для перемещения жидкостей известны с давних времен: вспомним – у Маяковского «водопровод, сработанный еще рабами Рима»; по водопроводу с гор подавалась вода в древнюю Судакскую крепость в ΧIV– ΧV веках, почему крепость так и не смогли взять татаро-монголы.
В настоящее время под трубопроводным транспортом обычно подразумевают трубопроводы в комплекте с перекачивающими устройствами для транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа.
Первый нефтепровод в России диаметром 100 мм и длиной 12 км в 70-х годах позапрошлого столетия соединил Балахнинские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в Баку, затем в 1897–1909 гг. построен крупнейший для своего времени продуктопровод из Баку в Батуми длиной 850 км и диаметром 200 мм.
Трубопровод по дну Ладоги обеспечивал Ленинград в годы блокады жидким топливом – в основном бензином.
Решение о строительстве трубопровода через Ладогу было принято 2 апреля на совещании у члена ГКО А.И. Микояна. На строительство отводилось 50 дней. Строительство в непосредственной близости от линии фронта через озеро, отличавшееся «свирепым нравом», завершилось за 43 дня (5 мая – 16 июня 1942 г). подводная часть трубопровода была проложена за 14 дней. Фашистская разведка так и не установила характера работ, проводившихся на Ладоге.
Ежедневно по трубопроводу подавалось 300, иногда 400 т топлива, что позволило не только удовлетворить текущие нужды фронта, флота и города, но и создать запасы для наступления при прорыве блокады Ленинграда.
В настоящее время нефте- и продуктопроводы классифицируются:
магистральные,
подводящие,
промысловые.
В газовой промышленности различают:
магистральные,
местные газопроводы.
Техническая база современного трубопровода включает:
трубопровод, представляющий собой линейную магистраль из сваренных и изолированных труб с устройствами электрозащиты, с переходами через всевозможные преграды;
перекачечные и компрессорные станции в качестве головных и промежуточных станций;
линейные узлы – устройства для соединения или разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков;
линии электроснабжения;
линии связи.
В комплекс технического оснащения нефтепроводов входят сооружения и оборудование для обезвоживания и дегазации нефти, подогрева вязких сортов нефти, особые емкости и другое оборудование.
Диаметр труб от 520 до 1020 мм.
Промежуточные перекачечные и компрессорные станции сооружаются через 100–150 км, рабочее давление достигает 50–55 атм, в последнее время трубопроводы строят на давление до 75 атм.
Наряду с нефте- и газопроводами трубопроводный транспорт используют для перемещения других грузов: этилен, жидкий аммиак, раствор поваренной соли. Небольшие по протяженности трубопроводы используют для транспортировки в виде пульпы твердых веществ, преимущественно угля, руды, нерудных материалов. Транспортирование сыпучих грузов (зерно, цемент, известь и др.) осуществляется в потоке воздуха с использованием пневмопроводов. Такой транспорт работает преимущественно в пунктах производства и потребления названных продуктов для загрузки и разгрузки вагонов, судов, автомобилей.
Сегодня нефтепроводы и газопроводы играют огромную политическую роль, а на мировой арене происходит борьба за нефтегазовые проекты. Проект Газпрома «Северный поток» встретил ожесточенное сопротивление со стороны балтийских стран, т.к. прокладка газопровода по дну Балтийского моря лишает эти страны комиссионных и рычагов воздействия на российскую компанию. Из-за газовых проектов в политику вовлекаются отдельные государства.
Благодаря огромному опыту по созданию и эксплуатации трубопроводных систем в России, Газпром и Транснефть создают и проектируют аналогичные международные проекты.
Наиболее значимыми международными трубопроводными проектами Газпрома являются: Ямал – Европа, Голубой поток, Северный поток, Алтай, Южный поток. Для Транснефти значимыми международными трубопроводными проектами стали: Бургас - Александруполис, ВСТ, Дружба. Создание международных проектов требует государственной поддержки, т.к. данные мегастройки решаются только на правительственном уровне.
Россия является крупнейшим транзитером среднеазиатского газа в ЕС. С введением с 2009 года европейских цен на азиатский газ, прокладка альтернативных маршрутов, минуя Россию, автоматически отпадает. Обладая уникальной газотранспортной системой, Газпром становится энергетическим мостом между Азией и Европой, а после запуска производства СПГ энергетический мост расширяется до любого континента. Российский монополист получает возможность переброски любого объема газа в любом направлении.
Газпром готовится запустить крупные проекты по поставке российского газа европейским потребителям, южный поток (30 млрд. куб. м.) и северный поток (55 млрд. куб.м.). В перспективе планируется строительство газопровода Алтай в КНР (30 млрд. куб. м.). В ближайшие годы также произойдет рост потребления в России, но добыча у Газпрома сегодня имеет тенденцию к снижению.
Nord Stream - Магистральный газопровод «Северный поток» осуществляет транспортировку природного газа через Балтийское море. С запуском в эксплуатацию двух ниток газопровода (конец 2012 г.) он стал важным фактором энергобезопасности Европы и позволяет странам Евросоюза значительно сократить выбросы парниковых газов. С выходом на полную мощность (последняя четверть 2012 года) две нитки газопровода доставляют 55 миллиардов кубических метров российского газа в год в страны Евросоюза на протяжении как минимум 50 лет.
Из всех современных ископаемых видов топлива природный газ наиболее благоприятен для окружающей среды. Стабильные поставки газа по газопроводу «Северный поток» позволят странам Евросоюза снизить выбросы CO2 на 20% по сравнению с уровнем, зафиксированным в 90-х годах. Поскольку альтернативные источники энергии в ближайшее время не смогут обеспечить потребности стран ЕС в полном объеме, использование природного газа играет важную роль в процессе перехода от ископаемых видов топлива к экологически чистым возобновляемым энергоресурсам.
Работы по прокладке газопровода «Южный поток» …….