Модель оптимальной территориальной структуры: поляризованный ландшафт б.Б.Родомана.
Б ольшой город и дикая природа - противоположные и равноценные виды окружающей среды, необходимые людям. Если разместить безлюдные дебри и многоэтажный центр большого города на воображаемых противоположных концах биосферы, то между ними окажутся переходные функциональные зоны, промежуточные - по плотности населения ипо степени изменения природной среды: природные заповедники, загородные парки для отдыха и туризма, агропромышленная зона, селитебная, городская зона, где размещаются предприятия торговли, услуг, зрелищ.
Оптимальным является такое размещение этих функциональных зон, чтобы агрессивные участки (промышленные, центры торговли и сервиса) отделялись от природных заповедников переходными территориями - парками, сельскохозяйственными землями.
Города и поселки, разрастаясь лучами вдоль дорог, разбивают территорию на участки, слишком тесные для всех функциональных зон поляризованного ландшафта и обитания популяций животных.
Для сохранения их необходимо соединить "зелеными коридорами" в единый массив, охватывающий всю сушу. В поляризованном ландшафте будут работать две основные транспортные системы - дороги для перевозки людей и грузов с общественными центрами в узлах и пути диких животных, сходящиеся к заповедникам. На этот каркас наращиваются функциональные зоны, в них выстраивается третья сеть - для отдыха и туризма. Из городов по осям зеленых клиньев, начинающихся в городских парках, связав все население между собой и с местами загородного отдыха, огибая заповедники, протянутся туристские дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Пользуясь рекреационной сетью, турист увидит местные красоты природы, памятники культуры в центрах городов, минуя стандартную современную застройку и агропромышленную зону, по парковой тропе пройдя из города в окрестные леса.
В таком поляризованном ландшафте будут существовать три обособленных сетевых пространства, связанных общими узлами: мир экономики, дикая и полудикая природа, пространство для рекреации.
В идеале зеленые коридоры и транспорт для людей должны пересекаться в разных уровнях.
| Экологическая поляризация территории: а) объективный процесс, б) желательное направление реконструкции, в) мысленные преобразования модели, иллюстрирующие развитие идеи (по Б.Б. Родману). 1- центры поселений и транстпортные узлы; 2- прочая селитебная территория; 3- сельскохозяйственные земли; 4- эксплуатируемый природный ландшафт; 5- неэксплуатируемый ландшафт. пути сообщения:А - созданные людми, В - природные. |
I. В эпоху очагового земледелия вокруг отдельного поселения простиралось целое море почти девственной природы. II. На маленькой планете величиной с астероид можно разместить город и природный ландшафт как полосы в центрах разных полушарий. III. Если городские кварталы и хагородные ландшафты взаимно вклиниваются, то увеличивается соприкосновение жилой застройки с природой, городские клинья вытянутся вдоль дорог. IV. Сегодня растущие города сливаются и превращают природный ландшафт в жалкие островки. V. Заповедаем уцелевшие природные ландшафты и соединим их коридорами парков. VI. Так в принципе должны пересекаться две транспортные сети - человеческая и природная. |
Природа в поляризованном ландшафте равноправна с городом; только в этом случае она может быть сохранена в условиях индустриального общества.
Мы рассмотрели простейший вариант, когда города и поселки равновелики и размещены равномерно. В этом случае каждый город имеет круглую "сферу влияния", а при тесной укладке кругов на плоскости каждый из них соприкасается с шестью соседями. Однородная равнина без рек и равномерная транспортная сеть - это лишь теоретическое допущение, исходная модель, которая может быть приспособлена к различным местным условиям. Например, в прибрежном поляризованном ландшафте дороги соединяют прибрежные пункты с берегом и между собой. В результате сеть каркасных линий стала прямоугольной.
Ранее природные условия диктовали городам, где им возникать, а теперь города, наряду с рельефом и реками указывают природному ландшафту место, где он может лучше сохраниться.
| Переплетающиеся сети поляризованного ландшафта ( по Б.Б. Родоману) 1. Центры городов и скоростные дороги; 2. жилые кварталы с постоянным населением и обрабатывающей промышленностью, безвредной для окружающей среды; 3. сельское хозяйство высокой и средней интенсивности, морские плантации и промыслы; 4. загородные природные парки для отдыха и туризма, экстенсивное сельское хозяйство (естественные сенокосы, пастбища, агрокреационные угодья); 5. природные заповедники; 6) рекреационные поселени и жилища (дачи, дома отдыха, турбазы, плавучие отели) и соединяющие их туристические маршруты, тропы, дороги, рейсы |
Новые парки должны создаваться не только за счет заповедной природы, но и на рекультивируемых землях пустырях, свалках, карьерах.
Вводя в модель рельеф и речную сеть, дополняя идеальную схему новыми деталями, ее можно приспособить к любой местности.
| Оптимальная районная планировка по принципу сетевого поляризованного ландшата ( по Б.Б. Родоману): 1 - города и поселки для постоянного проживания; 2 - дачные поселки; 3 - сельскохозяйственные угодья; 4 - природные парки дл туристических походов, прогулок, пикников; 5 - природные заказники и угодья для охоты, сбора грибов и ягод; 6 - природные резерваты (заповедники); 7 - маршруты общественного транспорта и остановочные пункты; 8 - туристские дороги, маршруты, прогулочные тропы: ф) для моторного транспорта, б) биотранспортные (велосипедные конные и т.п.), в) пешие и лыжные; 9 - туристические базы(а), приюты и стоянки(б); 10 - граница района. |
Поляризация ландшафта - это не только модель и проект; это объективный процесс, идущий помимо нашего желания. Экология требует, чтобы естественные леса и луга занимали от четверти до одной трети площади суши, пронизывая и охватывая все регионы. Для создания благоприятного поляризованного ландшафта не надо переселять людей, сносить дома и разгораживать зоны колючей проволокой. Надо лишь изучить реальные желания, выбрать экологически приемлемые и стимулировать их законами, налогами, рекламой. Надо, чтобы нарушение природоохранных правил для самих нарушителей было разорительным. Тогда заданный ландшафт вырастет сам собой.
- Тема 1. География и познание мира
- Тема 2. Экономическая и политическая карта мира
- Тема 3. География населения
- Тема 4. География городов
- Тема 5. География мирового хозяйства
- Тема 6. Территориальные закономерности экономического и политического развития
- Программа курса "Экономическая география" Введение
- Политическая и экономическая карта мира
- Население и культура
- Урбанизация
- Мировое хозяйство
- Территориальные закономерности политического и экономического развития
- Методические указания по подготовке и оформлению курсовых работ по географии
- 1. Общие положения
- 2. Организация работы
- 2.1. Выбор темы
- 2.2. Руководство работой
- 2.3. Получение задания
- 2.4. Разработка темы
- 2.5. Порядок работы
- 2.6. Подбор литературы и организация работы с литературными источниками
- 2.7. Подготовка демонстрационного материала
- 3. Подготовка рукописи
- 3.1. Состав работы и ее построение
- 3.2. Содержание разделов текста
- 3.3. Оформление текста
- 4. Работа над текстом
- 4.1. Правописание и стилистика
- 4.2. Заголовки, ссылки, цитаты
- 4.3. Таблицы, графики, формулы, приложения
- 5. Список литературы
- 6. Защита работы
- 6.1. Представление к защите
- 6.2. Порядок защиты
- 6.3. Оценка и хранение студенческих работ
- Тема 1. География и познание мира лекция 1. География и познание мира
- Предмет исследования, законы и методы
- Модель тюнена
- Ограничители - условия выполнения модели
- Зонирование в изолированном государстве
- Модели в географии
- Тема 2. Экономическая и политическая карта мира лекция 2. Политическая карта мира
- Соотношение площади и населения метрополий и колоний в начале хх века
- Формы государственного устройства стран мира
- Несамоуправляющиеся территории
- Политическая карта мира: прогнозы на 21 век
- Лекция 3. Типы стран по уровню социально- экономического развития
- Показатели уровня социально-экономического развития стран
- Промышленно развитые страны
- Развивающиеся страны
- Страны с централизованной плановой экономикой
- Тема 3.География населения лекция 4. География населения
- Источники данных о численности населения: переписи
- Численность населения регионов и стран мира
- Демографические показатели: абсолютные и относительные
- Демографическая политика
- Динамика численности населения
- Гипотеза т.Мальтуса
- Теория демографического перехода
- Закономерности размещения населения
- Тема 4. География городов лекция 5. Урбанизация
- Какой населенный пункт называется городом?
- Гипотезы о возникновении городов. Крупнейшие города древности и современности
- Границы города: юридические и фактические
- Пределы роста городов.
- Географический анализ урбанизации
- Региональные различия в урбанизации
- Особенности урбанизации в развивающихся странах.
- Город и окружающая среда
- Лекция 6. Модели размещения городов
- Лекция 7. Экономическая структура и микрогеография города
- Городской мультипликатор: модель лоури
- Тема 5. География мирового хозяйства лекция 8. Экономическая и территориальная структура хозяйства
- Модель оптимальной территориальной структуры: поляризованный ландшафт б.Б.Родомана.
- Лекция 9. География отраслей национальной экономики - сельского хозяйства и промышленности
- 9.1 География сельскохозяйственного производства (земледелие и животноводство)
- Лекция 9. География отраслей национальной экономики - сельского хозяйства и промышленности
- 9.2 Закономерности размещения промышленности
- Лекция 10. Географическое разделение труда и экономическая интеграция
- Экономическое и географическое разделение труда: история возникновения и виды. Межрайонное и международное территориальное разделение труда.
- Статистические показатели для анализа внешней торговли
- Внешняя торговля развитых и развивающихся стран (географическая и товарная структура экспорта (импорта)
- Ссср - снг - россия в мировой торговле
- Экономическая интеграция. Теория стадий экономической интеграции.
- Основные экономические объединения стран мира: товарные ассоциации, интеграционные объединения в сфере производства, финансов и транспорта. Региональные интеграционные объединения.
- Тема 6. Территориальные закономерности экономического и политического развития лекция 11. Районирование и границы
- Принципы районирования
- Границы районов
- Административно-территориальное деление и социально-экономическое районирование
- Географические границы
- Границы частных земельных владений
- Границы избирательных округов
- Нарезка округов для голосования и принципы равного избирательного права
- Лекция 12. География выборов
- Джерримендеринг
- Лекция 13. Региональное неравенство и территориальная справедливость
- Лекция 14. Пространственные закономерности экономического развития