logo
Экономическая география

Лекция 3. Типы стран по уровню социально- экономического развития

Типологии экономические и географические

Показатели уровня социально-экономического развития стран

Методика типологии: многопризнаковые классификации

Промышленно развитые страны

Развивающиеся страны

Страны с централизованной плановой экономикой

 

Научная и практическая задача типологии стран — выделения групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития по-разному решалась учеными-экономистами и географами.

Научный аппарат экономики позволяет успешно учитывать количественные показатели, и в первую очередь ВВП — важнейший комплексный показатель, отражающий уровень социально-экономического развития.

Создание экономико-географических типологий требует учета не только количественных показателей и достигнутого уровня развития, но и сходных черт территориальной структуры хозяйства. Географическая типология, это, в первую очередь, типология комплексная, где за основу взяты наиболее значимые черты социально-экономического развития.

Наибольшее признание получила типология стран, разработанная на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

Научная и практическая задача типологии стран - то есть выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития по-разному решалась учеными - экономистами и географами.

Научный аппарат экономики позволяет успешно учитывать количественные показатели, и в первую очередь ВВП важнейший комплексный показатель, отражающий уровень социально-экономического развития. Но объемы ВВП у Аргентины, Гонконга и Казахстана (страны с заведомо различным типом социально-экономического развития) примерно одинаковы.

Создание экономико-географических типологий требует учета не только количественных показателей и достигнутого уровня развития, но и сходных черт территориальной структуры хозяйства. Географическая типология, это, в первую очередь, типология комплексная, где за основу взяты наиболее значимые черты социально - экономического развития.

Как правило, работа со статистическими показателями обязательно предполагает экспертный анализ полученных результатов.

"Валовый национальный продукт - одно из великих изобретений ХХ в., почти равное по значению автомобилю и лишь немного уступающее телевидению. Очевиден эффект материальных изобретений, но и социальные изобретения, подобные ВНП, меняют мир почти в той же мере" - К. Боулдинг