Городской мультипликатор: модель лоури
Э кономическая и территориальная структура города зависит от особенностей развития и специализации базового и обслуживающего секторов. Их взаимосвязи и влияние на рост людности и площади города отражает МОДЕЛЬ ЛОУРИ.
Как правило, развитие базовых производств ведет к возникновению обслуживающих производств; их расширение, соответственно к росту занятости и увеличению численности людей в секторе домашнего хозяйства.
Рассмотрим их взаимозависимость на примере, когда базовый сектор и базовая занятость в небольшом городе связана с разработкой расположенного в его окрестностях месторождения железной руды. Экспорт руды позволяет городу закупать продовольствие и предметы потребления для жителей, некоторые виды оборудования, необходимые для функционирования базового сектора. Добыча руд ведет к развитию связанных с ней производств технологического цикла - обогатительных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растет число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства. Рост экономически активного населения города происходит преимущественно за счет привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.
Допустим, в окрестностях города открывается новый рудник, где будет занято 100 шахтеров; это значит, что базовая занятость в городе увеличится на 100 рабочих мест. Как будут "вести себя" другие сектора городской экономики? Если каждая семья состоит из 4-х человек, то сектор домашнего хозяйства увеличится на 300 человек. Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это, соответственно, приведет к росту занятости в обслуживающем секторе. Затем начнется новый круг роста секторов домашнего хозяйства и услуг, потому что в семьях работников сферы услуг также есть домохозяйки, дети и пенсионеры.
В итоге рост базовой занятости на 100 рабочих мест приведет к росту сектора домашнего хозяйства на 800 человек и сектора обслуживания на 100 человек.
Со временем, когда истощатся запасы руды, начтут закрываться шахты, рудники и обогатительные фабрики, занятость в базовых и обслуживающих секторах будет сокращаться. Если органами власти не будут предприняты меры, то город и окружающая его территория превратятся в классический депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.
В случае принятия решения о поддержке городской экономики, проводится политика по привлечению новых базовых производств. Если же из-за географического положения города (суровых природных условий, его удаленности от экономических центров страны, хозяйственных навыков населения) новые отрасли "отказываются" мигрировать, то горожанам предлагается переезжать в более перспективные районы.
РЫНОК ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ Характер использования земель в городах в условиях рыночной экономики (в данном случае при свободной продаже и конкуренции за земельные участки) определяется соотношением цены земельного участка, его транспортной доступности и особенностями окружения.
Главнейшим фактором, определяющим цену на землю при всех типах землепользования, является рента положения, которая отражает экономию в транспортных издержках из-за выгодности размещения участка.
Приоритетность значения других факторов различна для каждого из пользователей городской территорией. Например, расчлененность рельефа хороша для ландшафтной архитектуры и неудобна и дорога для промышленного строительства. Для жилья основным критерием считается близость к месту работы, торговым точкам и удаленность от загрязняющих атмосферу производств. Для промышленных предприятий важна близость к смежникам и удобные транспортные связи с ними; для розничной торговли - близость потенциальных покупателей. Всего 50 лет назад важнейшим фактором размещения контор и офисов фирм была близость смежников. С появлением новых средств связи и передачи информации - телекоммуникационных сетей, видеотелефонов, телексов и факсов, значение этого фактора заметно снизилось.
Любой вид использования земельных участков возникает в результате компромисса между удобством расположения (близость к центру и транспортная доступность) и размерами суммы, которую надо заплатить (за аренду или за покупку), чтобы получить это удобство. Постепенно участки переходят к тем пользователям, которые хотят и могут платить за них больше всех.
Земельные участки в городах занимаются под самые целесообразные виды деятельности, и если все отрасли размещены оптимально, и все участки заняты самыми прибыльными для данного места видами хозяйственной деятельности, то суммарная рента стремится к максимально возможной. Это происходит при соблюдении очевидных правил рыночной экономики:
- каждый вид экономической деятельности извлекает прибыль из каждого участка городской территории;
- в условиях конкурентной борьбы за участки земли, каждый участок используется с максимальной отдачей, т.е. его обладатель извлекает из него наибольшую прибыль и платит максимальную ренту;
- чем большую прибыль можно извлечь, тем большую ренту согласны выплачивать предприниматели.
Таким образом, территориальная структура города, понимаемая как взаимное размещение функциональных зон в значительной мере определяется их транспортной доступностью.
В общем виде картина цен на земельные участки отражает их транспортную доступность.
В центре каждого города, как правило, расположен центральный деловой район (ЦДР) - доступный для всех окраин. За земельные участки в ЦДР разгорается наибольшая конкурентная борьба, цены здесь максимальны и снижаются по мере приближения к окраинам; цены на участки вдоль главных радиальных магистралей, как правило, выше, чем на удалении от них. На пересечении транспортных артерий возникают локальные пики цен, которые выше среднего их уровня на том же расстоянии от центра города.
В городах экономически развитых стран до конца 1940-х гг., когда главным способом перемещения был общественный транспорт, соединяющий ЦДР с окраинами, цены на земельные участки зависели, в первую очередь, от расстояния до ЦДР. С 1950-х гг. личные автомобили и скоростные автомагистрали ликвидировали монополию ЦДР на хорошую доступность. К этому периоду относится децентрализация промышленности, оптовой и розничной торговли и их вынос из ЦДР.
В 1960-е гг. началось переселение обеспеченных людей из центра крупных городов в тихие, экологически чистые пригороды. Часть функций управления была вынесена в пригородные управленческие и промышленные парки, где существенно ниже земельная рента и уже создана удобная инфраструктура. В настоящее время, по мере роста занятости в сфере управления, обработки и распространения информации, в принятии решений о размещении предприятий большее значение приобретают факторы качества окружающей среды, чем факторы доступности.
МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ В ГОРОДАХ. "Поверхность" цен на землю определяет размещение функциональных зон на территории города. Существующие варианты их размещения отражают следующие МОДЕЛИ:
1. КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ типична для старых, имеющих длительную историю экономического развития городов с радиально-кольцевой структурой. Она исходит из равномерного снижения цен на земельные участки в пределах городской агломерации.
2. СЕКТОРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ основана на том, что различные типы использования земли в городах "привязаны" к определенным радиальным дорогам (которые и образуют секторы), отходящим от центрального делового района. Различия в доступности участков, находящимися между этими радиусами, приводят к изменению поверхности цен на землю от одного сектора к другому, и, следовательно, к размещению определенных видов деятельности по секторам.
3. МНОГОЯДЕРНЫЕ МОДЕЛИ характерны для крупных, динамично развивающихся городов, в которых вокруг нескольких деловых центров возникают жилые районы. Число и расположение этих центров зависит от людности и особенностей экономического развития города.
Как правило, в микрогеографии реального города можно найти признаки всех трех основных моделей размещения функциональных зон.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ В ГОРОДАХ. География жилья различного качества и, соответственно, неодинаковой стоимости в условиях рыночной экономики является результатом размещенческих решений семей с разным уровнем дохода.
Как правило, новые жилые дома строятся на окраине города. Таким образом, жилая застройка как бы располагается "по кольцам" , каждое из которых отражает преобладавшие во время его возведения вкусы, архитектурный стиль и типичный состав семьи. "Плотность" жилой застройки является преимущественно функцией цен на участки - чем дешевле земля - тем больше участок и ниже плотность городской застройки, и наоборот.
Семьи с низким доходом концентрируются в кольцах более старой и дешевой застройки; с ростом благосостояния они стремятся приобрести более комфортное и удобное жилье. Например в США, около 20% семей ежегодно меняют место жительства; таким образом формируется так называемая "цепочка жилых вакансий", как правило, в пределах одного и того же сектора города, который, расширяясь, сохраняет свой расовый, этнический и социальный состав.
ЦЕНА НА ЖИЛЬЕ. Рыночная цена жилого дома, квартиры определяется суммой цены жилья (зависит от архитектурного стиля, площади, удобств) и стоимости участка земли (зависит от его размера, качества окружающей среды, социального статуса соседей, близостью объектов, ухудшающих его качество).
Сначала территориальная организация общества складывается в результате размещенческих решений людей, затем она сама начинает формировать географию городского сообщества. Появление этнических кварталов в городах (гетто - районов компактного проживания негритянского населения в городах на Севере США с низким качеством жилья; итальянских, еврейских, китайских кварталов) связано с действием именно этого фактора.
Для крупных городов развивающихся стран характерно существование трущобных районов, где селятся прибывающие в город экономические мигранты из сельской местности в поисках лучшей жизни. Жилье строится на самовольно захваченных землях из ящиков и другого подсобного материала; здесь отсутствуют практически все городские удобства - канализация, электричество, водопровод; жители трущобных районов, как правило, не имеют постоянной работы; здесь особенно высок уровень преступности и заболеваемости. Периодически городские власти сносят трущобные дома, пытаясь решить проблемы социальной безопасности города. Но через некоторое время трущобы возрождаются из пепла, как птица Феникс, зачастую на том же самом месте.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДА. Возможности управления территориальной структурой города в условиях рыночной экономики ограничиваются существованием частной собственности на землю. Тем не менее практически во всех экономически развитых странах государственное регулирование размещения отраслей хозяйства в городах существует и подчинено целям сохранения высокого качества среды и ее привлекательности.
Одним из первых отметил "вред" частной собственности на землю для городской экономики уже знакомый нам изобретатель статистики У.Петти. После "великого пожара" в Лондоне 1666г., который уничтожил почти половину старых построек, освободив место для строительства нового города, У.Петти представил правительству план расчистки и перестройки Лондона, исходя из идеи государственной собственности на землю и здания.
К началу 19 века в США интересы частных землевладельцев вступили в противоречие с общественными потребностями. В целях пожарной безопасности в городах разрешалось строительство домов только из кирпича и камня, покрытых железом или черепицей. Но лишь в начале 20 века в США были приняты законы, регулирующие внутреннюю территориальную структуру городов. Первые из них лишили владельцев земли прав на недра под участком и на воздушное пространство над ним. В 1909г. по закону "О зонировании г. Лос-Анджелеса", территория города была разделена на жилые и промышленные районы с целью оградить участки с частной жилой застройкой от угрожающего их качеству(и соответственно, стоимости) индустриального соседства. В 1916 г. был принял закон "О зонировании Нью-Йорка", по которому в городе выделялось 3 зоны жилищная, торговая и зона, использование которой не лимитировалось. Кроме того, были выделены участки, где ограничивалась высота зданий и плотность жилой застройки.
С 1960-х гг. регулирование городского расселения в США ведется исключительно экономическими мерами, которые по сути являются средством сегрегации жилых районов по имущественному и социальному положению жителей. Разрешение на застройку купленного участка дается городскими властями только при условии выполнения требований к площади земельного участка, архитектурному стилю, жилой площади (в конце 1980-х гг. для домов на окраине города она должна быть не менее 140 кв.м, а некоторых, наиболее престижных районах - около 200 кв.м). Эти требования автоматически делают жилье дорогим, ограничивая тем самым возможности для менее обеспеченных людей селиться в этих районах.
Широкое распространение получила система денежных компенсаций жителям за "потери в качестве жизни". Считается, что близкое расположение вновь строящихся объектов - тюрем, домов умалишенных, электростанций, промышленных предприятий резко снижает качество, и, соответственно, стоимость расположенного поблизости жилья.
- Тема 1. География и познание мира
- Тема 2. Экономическая и политическая карта мира
- Тема 3. География населения
- Тема 4. География городов
- Тема 5. География мирового хозяйства
- Тема 6. Территориальные закономерности экономического и политического развития
- Программа курса "Экономическая география" Введение
- Политическая и экономическая карта мира
- Население и культура
- Урбанизация
- Мировое хозяйство
- Территориальные закономерности политического и экономического развития
- Методические указания по подготовке и оформлению курсовых работ по географии
- 1. Общие положения
- 2. Организация работы
- 2.1. Выбор темы
- 2.2. Руководство работой
- 2.3. Получение задания
- 2.4. Разработка темы
- 2.5. Порядок работы
- 2.6. Подбор литературы и организация работы с литературными источниками
- 2.7. Подготовка демонстрационного материала
- 3. Подготовка рукописи
- 3.1. Состав работы и ее построение
- 3.2. Содержание разделов текста
- 3.3. Оформление текста
- 4. Работа над текстом
- 4.1. Правописание и стилистика
- 4.2. Заголовки, ссылки, цитаты
- 4.3. Таблицы, графики, формулы, приложения
- 5. Список литературы
- 6. Защита работы
- 6.1. Представление к защите
- 6.2. Порядок защиты
- 6.3. Оценка и хранение студенческих работ
- Тема 1. География и познание мира лекция 1. География и познание мира
- Предмет исследования, законы и методы
- Модель тюнена
- Ограничители - условия выполнения модели
- Зонирование в изолированном государстве
- Модели в географии
- Тема 2. Экономическая и политическая карта мира лекция 2. Политическая карта мира
- Соотношение площади и населения метрополий и колоний в начале хх века
- Формы государственного устройства стран мира
- Несамоуправляющиеся территории
- Политическая карта мира: прогнозы на 21 век
- Лекция 3. Типы стран по уровню социально- экономического развития
- Показатели уровня социально-экономического развития стран
- Промышленно развитые страны
- Развивающиеся страны
- Страны с централизованной плановой экономикой
- Тема 3.География населения лекция 4. География населения
- Источники данных о численности населения: переписи
- Численность населения регионов и стран мира
- Демографические показатели: абсолютные и относительные
- Демографическая политика
- Динамика численности населения
- Гипотеза т.Мальтуса
- Теория демографического перехода
- Закономерности размещения населения
- Тема 4. География городов лекция 5. Урбанизация
- Какой населенный пункт называется городом?
- Гипотезы о возникновении городов. Крупнейшие города древности и современности
- Границы города: юридические и фактические
- Пределы роста городов.
- Географический анализ урбанизации
- Региональные различия в урбанизации
- Особенности урбанизации в развивающихся странах.
- Город и окружающая среда
- Лекция 6. Модели размещения городов
- Лекция 7. Экономическая структура и микрогеография города
- Городской мультипликатор: модель лоури
- Тема 5. География мирового хозяйства лекция 8. Экономическая и территориальная структура хозяйства
- Модель оптимальной территориальной структуры: поляризованный ландшафт б.Б.Родомана.
- Лекция 9. География отраслей национальной экономики - сельского хозяйства и промышленности
- 9.1 География сельскохозяйственного производства (земледелие и животноводство)
- Лекция 9. География отраслей национальной экономики - сельского хозяйства и промышленности
- 9.2 Закономерности размещения промышленности
- Лекция 10. Географическое разделение труда и экономическая интеграция
- Экономическое и географическое разделение труда: история возникновения и виды. Межрайонное и международное территориальное разделение труда.
- Статистические показатели для анализа внешней торговли
- Внешняя торговля развитых и развивающихся стран (географическая и товарная структура экспорта (импорта)
- Ссср - снг - россия в мировой торговле
- Экономическая интеграция. Теория стадий экономической интеграции.
- Основные экономические объединения стран мира: товарные ассоциации, интеграционные объединения в сфере производства, финансов и транспорта. Региональные интеграционные объединения.
- Тема 6. Территориальные закономерности экономического и политического развития лекция 11. Районирование и границы
- Принципы районирования
- Границы районов
- Административно-территориальное деление и социально-экономическое районирование
- Географические границы
- Границы частных земельных владений
- Границы избирательных округов
- Нарезка округов для голосования и принципы равного избирательного права
- Лекция 12. География выборов
- Джерримендеринг
- Лекция 13. Региональное неравенство и территориальная справедливость
- Лекция 14. Пространственные закономерности экономического развития