Предмет исследования, законы и методы
Накопление человеком знаний о своем окружении, исследование неизвестных ранее территорий привело к выделению географии в особую отрасль знаний. Считается, что первым употребил термин "география" древнегреческий ученый Эратосфен, живший в III в. до н.э.
Длительная эпоха территориальных открытий - сбор фактов о размещении географических объектов на земном шаре (это было главным предметом изучения географии) - продолжалась до середины ХХ в., когда были исследованы последние "белые пятна" - высокогорья Гималаев и Антарктида. С XVIII в. начался новый этап развития географической науки - поиск законов размещения географических объектов в пространстве и закономерностей территориальной организации хозяйства и общества.
В ажность пространственной составляющей в географии подчеркивал Иммануил Кант, известный больше как великий философ. По своей основной "специальности" он был географом, и в течение 40 лет преподавал физическую географию в университете г. Кенигсберга. Для оправдания существования географии как самостоятельной дисциплины и определения ее места в системе наук он предложил такую классификацию :
1) сущностные, предметные науки - математика, физика;
2) временные, хронологические - история;
3)пространственные, хорологические - география.
Изучение размещения как результата пространственной организации "всего сущего на Земле" объединяет все географические науки, исследующие как законы природы так и законы размещения хозяйства и общества. Каждая из них связана непосредственно с другими, сущностными науками. Но геоморфологию от геологии, биогеографию от биологии, экономическую географию от экономики отличает предмет изучения этих наук. Географические науки занимаются размещением и его законами, а сущностные науки - биология, геология, экономика - законами функционирования самих объектов - живых клеток и организмов, строением минералов, производительными силами и производственными отношениями. Законами же географии являются, прежде всего, законы размещения.
Итак, к важнейшим задачам географии относятся:
1. выявление точного местоположения объектов различной природы,
2. выявление законов размещения,
3. изучение взаимодействия человека с природной средой,
4. районирование, предполагающее выделение участков земной поверхности, которые по своим природным или экономическим особенностям отличаются от окружающей территории.
Пространство в географии представляет собой не просто оболочку происходящих в нем процессов, а активный фактор, влияющий на характер самих этих объектов - хозяйственных, экономических, природных, общественных. Так, с точки зрения "чистой" экономики, не очевидно, почему два построенных по одному типовому проекту завода, но в разных регионах страны работают с различной эффективностью. Или - почему две одинаковые квартиры, расположенные на одинаковых этажах одинаковых домов, один из которых построен в центре города, а другой - в промышленной окраине, имеют разную цену. Для географа ответ ясен: в первую очередь, из-за различного географического положения, из-за различий в "качествах" пространства.
Размещение объекта в пространстве в географических исследованиях является таким же важнейшим его качеством, как и другие его свойства и функции. Причем важны не только абсолютные (наличие полезных ископаемых или плодородных почв), но относительные пространственные ресурсы и их различия от места к месту. Удачное географическое положение позволяет экономить сырье, энергию, уменьшить урон от аварий и природных бедствий.
Роль ресурсных факторов в экономическом развитии постоянно изменяется. На начальных этапах развития общества решающую роль играли агроклиматические ресурсы. Наличие полезных ископаемых стало приобретать решающее значение для экономического развития в средние века: промышленная революция и индустриализация ввели в экономический оборот новые виды минеральных ресурсов.
Значение относительных пространственных ресурсов, и в первую очередь, выгодность географического положения также сыграло важнейшую роль в развитии экономики и особенностях политической ориентации стран и регионов мира. Так, уникальность и выгодность географического положения была главным фактором роста политического и экономического значения Москвы. Расположенная в стратегически выгодном районе, имевшая связи как с Севером, так и с Югом (но не обладавшая ни значительными агроклиматическими, ни минеральными ресурсами) Москва стала "стягивать" вокруг себя русские земли, становясь центром борьбы с внешними врагами, центром политической и экономической власти, превращаясь в крупнейший город страны.
2. География экономическая и физическая, концепция единой географии.
Российская география, давшая миру замечательных исследователей, путешественников, до 1917 года развивалась в русле общемировой географии. География, изучающая различия от места к месту, была идеологически чужда командно - административной системе, и поэтому ее постигла незавидная судьба - во-первых, география была искусственно разделена на экономическую и физическую (поскольку марксизм запрещал смешивать “общественные и природные закономерности”), во-вторых, было уничтожено краеведение (знатоки своего края были объявлены шпионами иностранных разведок и репрессированы), в картографии были засекречены мелкомасштабные карты. Не развивалась политическая география (в промышленно развитых странах - это одна из самых финансируемых отраслей науки), поскольку в нашей стране всегда было единогласное голосование за единый блок беспартийных и коммунистов.
Это не могло не сказаться на географическом образовании - учебники превратились в перечень наскучивших фактов, многие географы уехали работать за пределы нашей страны.
В 1955 г. понадобилась резолюция съезда Географического общества о сущности географии, поскольку к этому времени разброд достиг максимума и уже стало не ясно зачем нужна география вообще. В конце 50--х гг. В.А. Анучиным с большим успехом была защищена (неоднозначно воспринятая научной общественностью) докторская диссертация, посвященная разработке концепции единой географии.
С начала 1990-х гг. постепенно возрастала новая роль географии как практической науки. Она стала нужна как для проведения политических выборов выработки региональной политики, для целей районной планировки и составления земельного кадастра.
3. География - от сбора фактов к теоретическим моделям.
В течение длительного времени, вплоть до конца 18 века главным методом географических исследований был экспедиционный. Географические знания о мире накапливались в ходе военных походов древности, торговли, плаваний.
Эпоха территориальных географических открытий, ответивших на вопрос "где", закончилась в середине 20 в. с исчезновением белых пятен на Земле. Эпоха теоретических открытий, началась в 19 веке, когда были выявлены первые глобальные законы - закон широтной зональности и высотной поясности (А. Гумбольдт, В. Докучаев) и первый закон размещения хозяйственной деятельности в пространстве - модель размещения сельскохозяйственных зон различной интенсивности вокруг единого рыночного центра (И. Тюнен).
Появление моделей в географии, доказывающее, что в окружающем нас мире гораздо больше закономерностей, чем это кажется на первый взгляд, стало новой эпохой в методике географических исследований. Исследователь, чтобы лучше понять существенные черты и важнейшие закономерности, как бы выходит за пределы реального, упрощая действительность, отбрасывая малозначимые черты.
- Тема 1. География и познание мира
- Тема 2. Экономическая и политическая карта мира
- Тема 3. География населения
- Тема 4. География городов
- Тема 5. География мирового хозяйства
- Тема 6. Территориальные закономерности экономического и политического развития
- Программа курса "Экономическая география" Введение
- Политическая и экономическая карта мира
- Население и культура
- Урбанизация
- Мировое хозяйство
- Территориальные закономерности политического и экономического развития
- Методические указания по подготовке и оформлению курсовых работ по географии
- 1. Общие положения
- 2. Организация работы
- 2.1. Выбор темы
- 2.2. Руководство работой
- 2.3. Получение задания
- 2.4. Разработка темы
- 2.5. Порядок работы
- 2.6. Подбор литературы и организация работы с литературными источниками
- 2.7. Подготовка демонстрационного материала
- 3. Подготовка рукописи
- 3.1. Состав работы и ее построение
- 3.2. Содержание разделов текста
- 3.3. Оформление текста
- 4. Работа над текстом
- 4.1. Правописание и стилистика
- 4.2. Заголовки, ссылки, цитаты
- 4.3. Таблицы, графики, формулы, приложения
- 5. Список литературы
- 6. Защита работы
- 6.1. Представление к защите
- 6.2. Порядок защиты
- 6.3. Оценка и хранение студенческих работ
- Тема 1. География и познание мира лекция 1. География и познание мира
- Предмет исследования, законы и методы
- Модель тюнена
- Ограничители - условия выполнения модели
- Зонирование в изолированном государстве
- Модели в географии
- Тема 2. Экономическая и политическая карта мира лекция 2. Политическая карта мира
- Соотношение площади и населения метрополий и колоний в начале хх века
- Формы государственного устройства стран мира
- Несамоуправляющиеся территории
- Политическая карта мира: прогнозы на 21 век
- Лекция 3. Типы стран по уровню социально- экономического развития
- Показатели уровня социально-экономического развития стран
- Промышленно развитые страны
- Развивающиеся страны
- Страны с централизованной плановой экономикой
- Тема 3.География населения лекция 4. География населения
- Источники данных о численности населения: переписи
- Численность населения регионов и стран мира
- Демографические показатели: абсолютные и относительные
- Демографическая политика
- Динамика численности населения
- Гипотеза т.Мальтуса
- Теория демографического перехода
- Закономерности размещения населения
- Тема 4. География городов лекция 5. Урбанизация
- Какой населенный пункт называется городом?
- Гипотезы о возникновении городов. Крупнейшие города древности и современности
- Границы города: юридические и фактические
- Пределы роста городов.
- Географический анализ урбанизации
- Региональные различия в урбанизации
- Особенности урбанизации в развивающихся странах.
- Город и окружающая среда
- Лекция 6. Модели размещения городов
- Лекция 7. Экономическая структура и микрогеография города
- Городской мультипликатор: модель лоури
- Тема 5. География мирового хозяйства лекция 8. Экономическая и территориальная структура хозяйства
- Модель оптимальной территориальной структуры: поляризованный ландшафт б.Б.Родомана.
- Лекция 9. География отраслей национальной экономики - сельского хозяйства и промышленности
- 9.1 География сельскохозяйственного производства (земледелие и животноводство)
- Лекция 9. География отраслей национальной экономики - сельского хозяйства и промышленности
- 9.2 Закономерности размещения промышленности
- Лекция 10. Географическое разделение труда и экономическая интеграция
- Экономическое и географическое разделение труда: история возникновения и виды. Межрайонное и международное территориальное разделение труда.
- Статистические показатели для анализа внешней торговли
- Внешняя торговля развитых и развивающихся стран (географическая и товарная структура экспорта (импорта)
- Ссср - снг - россия в мировой торговле
- Экономическая интеграция. Теория стадий экономической интеграции.
- Основные экономические объединения стран мира: товарные ассоциации, интеграционные объединения в сфере производства, финансов и транспорта. Региональные интеграционные объединения.
- Тема 6. Территориальные закономерности экономического и политического развития лекция 11. Районирование и границы
- Принципы районирования
- Границы районов
- Административно-территориальное деление и социально-экономическое районирование
- Географические границы
- Границы частных земельных владений
- Границы избирательных округов
- Нарезка округов для голосования и принципы равного избирательного права
- Лекция 12. География выборов
- Джерримендеринг
- Лекция 13. Региональное неравенство и территориальная справедливость
- Лекция 14. Пространственные закономерности экономического развития