logo search
Учебное пособие_ланшафтоведение_Фролова И

Оглавление

Оглавление 3

Предисловие 4

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ 5

1.1. Объект и предмет, цели и задачи ландшафтоведения 5

1.2. Структура и место ландшафтоведения в системе географических наук и наук о Земле 11

1.3. Методы исследования в ландшафтоведении 16

2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ 22

3. РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЛОКАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ 36

3.1. Зональность и азональность 36

3.2. Высотная поясность в горах и на равнинах. Орографический фактор ландшафтной дифференциации 43

3.3. Структурно-петрографические факторы и морфоструктурная дифференциация 46

3.4. Соотношения зональных и азональных закономерностей для целей физико-географического районирования 48

4. УЧЕНИЕ О ЛАНДШАФТЕ 50

4.1. Понятие о ландшафте 50

4.2. Морфологическая структура ландшафта 61

4.3. Функционирование и динамика ландшафта 68

4.4. Систематика ландшафтов 83

5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ 90

5.1. Сущность и содержание физико-географического районирования 90

5.2. Физико-географическое районирование и классификация ландшафтов Пермского края 97

6. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ 113

7. СОВРЕМЕННОЕ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 129

7.1. Ландшафтные исследования в Пермском крае 132

Библиографический список 141

Предисловие

Студенты географического факультета Пермского госуни­верситета направлений «География», «Гидрометеорология» и специальности «Природопользование» на втором курсе обуче­ния продолжают знакомиться с общсгеографическими, фунда­ментальными дисциплинами. Логическим продолжением землеведческих знаний, полученных на первом курсе, является дис­циплина «Ландшафтоведение», которая знакомит с основами геосистемной организации ландшафтной сферы Земли как при­родной и природно-антропогенной среды человечества и прин­ципами физико-географического районирования.

Учение о ландшафте - это связующее и синтезирующее звено всех физико-географических дисциплин; теоретическая основа реализации принципов рационального природопользова­ния; одно из составляющих звеньев экономической и социаль­ной географии.

Усвоение данной дисциплины всегда вызывало опреде­ленные сложности у студентов. Это вызвано многими причина­ми: условной теоретической молодостью науки, существовани­ем разных научных ландшафтных школ (московская, ленин­градская, сибирская), многообразием трактовок понятия «ланд­шафт», отсутствием достаточно адаптированных учебников и редкими их изданиями именно для классических университетов и географических специальностей, малой прикладной реализа­цией ландшафтных основ организации хозяйствования и др.

Актуальность издания данного пособия обусловлена от­сутствием современных учебников по классическому ландшафтоведению для студентов начальных курсов - будущих специа­листов-географов, а также возможностью реализовать преемст­венность знаний и понятийных категорий в рамках общей физи­ческой географии.

Перечень учебных изданий по ландшафтоведению неве­лик. Классическим по данной дисциплине является учебник А.Г. Исаченко «Ландшафтоведение и физико-географическое рай­онирование» (М., 1991), который на сегодня представляет собой библиографическую редкость. К новым учебным пособиям можно отнести «Ландшафтоведение» Е.Ю. Колбовского (М., 2006) для студентов вузов по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Ландшафтоведение» И.А. Го­лованова, Е.С. Кожанова и Ю.И. Сухарева (М., 2005) для сту­дентов по направлению «Природообустройство» сельскохозяй­ственных академий, а также «Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования» Л.К. Казакова (М., 2007). Если первый учебник можно рекомендовать студентам как основной по данному курсу (но за давностью лет издания он не отвечает требованиям, предъявляемым к учебной литературе по естест­веннонаучным дисциплинам), то последние в этом ряду учебные пособия можно рассматривать в качестве дополнительной лите­ратуры для более полного усвоения курса «Ландшафтоведение».

В настоящем пособии авторы стремились изложить мате­риал максимально понятно и логически взаимосвязанно, чтобы «нейтрализовать» определенную закостенелость восприятия студентами категории ландшафта и всего того, что непосредст­венно касается учения о ландшафте. Здесь изложены объект-предметная сущность и история ландшафтоведсния, основы его методологии, основные положения собственно учения о ланд­шафте и физико-географического районирования, о системати­ке, классификации и типологии ландшафтов, кратко освещены вопросы учения об антропогенном ландшафте, раскрыты новые направления в прикладном ландшафтоведении и вопросы реали­зации знаний о ландшафте при организации разных систем при­родопользования, современные проблемы ландшафтоведения.

Авторы надеются, что данное учебное пособие послужит хорошей основой для изучения такой многогранной науки как ландшафтоведение.