2. История формирования ландшафтоведения
Любая научная теория возникает при наличии определенных исторических предпосылок. Ландшафтная концепция в отечественной физической географии не стала исключением.
К таким предпосылкам можно отнести возникновение предварительной аналитической стадии в развитии географии (XVIII-XIX вв.), когда происходила углубленная разработка отраслевых географических дисциплин, изучающих отдельные компоненты природы, формулирование в это же время фундаментальных законов естествознания (биологии, химии, физики).
Немаловажную роль сыграли и социально-экономические предпосылки. Вся история ландшафтоведения непосредственно была связана с общественной практикой и нуждами производства. В последние десятилетия XIX в. выдающиеся русские ученые и общественные деятели осознали, что решение острейших в то время проблем сельского и лесного хозяйства требует понимания связей между компонентами природной среды и обобщенного анализа природы конкретных территорий.
История ландшафтоведения насчитывает чуть менее 100 лет, т.е. науку можно с определенной долей условности назвать молодой. Но истоки ландшафтных знаний, как и в целом географических, нужно искать много ранее, начиная с формированием в античный период одной из областей знания, которая характеризовала и описывала пространство.
Зачатки многих современных географических теорий мы находим у античных ученых. Теория шарообразности Земли приобретает научный характер во второй половине IV в. до н.э. благодаря Аристотелю (384-322 гг, до н.э.), который привел ее первые доказательства – круглую форму земной тени при лунных затмениях и изменение вида звездного неба при передвижении с севера на юг (или обратно). К этому времени относят и первые попытки измерения окружности земного шара. Наиболее известны довольно точные расчеты, произведенные крупнейшим античным географом Эрастосфеном (около 276-194 гг. до н.э.). Труд Аристотеля «Метеорологика» можно рассматривать как начало общего землеведения: в нем отражены представления о земных оболочках и их взаимопроникновении, о круговоротах воды и воздуха, об изменчивости лика Земли – морских трансгрессиях и регрессиях, аккумулятивной деятельности рек и т п.
К античности восходят и первые, пусть крайне примитивные с современной точки зрения, попытки районирования земной поверхности. Уже деление ойкумены на три части света – Европу, Азию и Ливию (Африку), возможно, перешедшее к грекам от народов Древнего Востока, представляло собой первичное районирование. Элементы подобного простейшего районирования мы находим еще у Геродота (485-425 гг. до н.э.) – виднейшего историка и географа классической Греции. Наиболее интересна попытка Эратосфена разделить всю сушу на так напеваемые сфрагиды – крупные регионы суши.
В период Средневековья интерес к изучению природы практически отсутствовал (за исключением арабских путешественников, географов, астрономов). Возрождение географии начинается в XV в., когда итальянские гуманисты стали переводить труды ученых греко-римской эпохи. Возродилось представление о шарообразности Земли.
Великие географические открытия конца XV – начала XVI вв. произвели переворот в географическом кругозоре человечества и имели далеко идущие социально-экономические последствия, они оказали революционизирующее влияние и на развитие философской мысли и естествознания. Величайшим научным достижением этого периода явилось гелиоцентрическое учение Николая Коперника (1473-1543). К первой половине XVII в. относятся важные изобретения в области техники наблюдений: зрительная труба, термометр, барометр.
Географические достижения эпохи Великих открытий были подытожены в книге молодого нидерландского ученого Бсрнхарда Варения (1622-1650) «Всеобщая география», увидевшей свет в 1650 г. В ней география определена как естественная наука о «земноводном шаре», который должен рассматриваться как в целом, так и по отдельным частям. Труд Варения посвящен только всеобщей географии, т.е. общему землеведению, в нем систематически описаны явления твердой земной поверхности, гидросферы и атмосферы.
В XVIII веке появляются подлинно научные географические описания. Правда, было их еще немного. К лучшим работам относится изданное в 1755 г. «Описание земли Камчатки» С.П. Крашенинникова (1711-1755). В России петровского времени особенно высоко оценивалась практическая польза географии. Для се пропаганды много сделал сподвижник Петра I В.П. Татищев (1686-1750), которого можно считать первым русским ученым-географом. М.В. Ломоносов (1711-1765) как ученый-организатор и теоретик особенно способствовал развитию русской географии. Его представления о климате, геоморфологических процессах, почвах во многом опередили свое время.
Выделение ландшафтоведения как научного направления. Заметный перелом в развитии физической географии наметился во второй половине XVIII в. Он совпал с началом эпохи утверждения капитализма в передовых европейских странах. С этого времени предпринимаются масштабные географические исследования с научными целями.
Географические исследования проводились во время экспедиций, организованных Российской академией наук в 1768 – 1784 гг. (известные в литературе как «академические экспедиции»). Были охвачены огромные пространства нашей страны, появился первый материал для научного географического описания.
Бурное накопление новых данных о компонентах природы привело к дифференциации географии. В XIX веке от географии отделяется геология, формируются океанография, климатология, фито- и зоогеография, происходит «замена» целостного взгляда на природу новыми частными концепциями.
На это время приходится деятельность выдающегося немецкого натуралиста и путешественника Александра Гумбольдта (1769-1859). Ему принадлежит большой труд «Космос», в котором развивается идея единства и взаимосвязи природных явлений на Земле. Он подчеркивал, что природа отдельных территорий должна изучаться как часть целого, т.е. Земли и даже всей Вселенной, и тем самым обосновал идею о единстве общего и частного (регионального) землеведения. Главную задачу познания причинных географических связей Гумбольдт видел в исследовании зависимости органической жизни от неживой природы.
Ценные наблюдения, свидетельствующие о стремлении охватить природу территории как целое и найти закономерности географических явлений, находим в трудах участников академических экспедиций 60-70 гг. XVIII в. – П.С. Палласа, И.А. Гильденштедта, И.И. Лепехина и др.
В 1840 году профессор Казанского университета Э.А. Эверсманн выпустил «Естественную историю Оренбургского края», основанную на материалах полевых исследований 1816-1826 гг. В этом труде раскрываются сложные связи между органическим миром и природной средой. Автор разделил изученную территорию на три полосы, которые соответствуют горно-лесному поясу Урала и ландшафтным зонам степей и полупустынь («сухих степей»). Среди последних он выделил более дробные природные единства – степи глинистые, солонцеватые и песчаные, солончаки, соленые грязи. Таким образом, в данной работе мы видим переход на новый уровень научного синтеза, т.е. к комплексному природному районированию.
В 1855 году Н.А. Северцов (1827-1885) дал глубокий анализ зависимости между животным миром и физико-географическими условиями Воронежской губернии. Этот анализ основан на выделении характерных родов местности, расположенных полосами от русла Дона к степному водоразделу.
Н.А. Северцов установил также закономерности распределения лесов и степей в зависимости от рельефа и грунтов. В книге М.Н. Богданова о животном мире Поволжья (1871) содержатся описания типов местности черноземной полосы Поволжья и интересные наблюдения над географическими связями. Исследованиями П.П. Семенова-Тян-Шанского (1856-1857) и Н.А. Северцова (1864-1868) в Тянь-Шане было положено начало изучению высотной географической поясности гор.
Таким образом, в 40-60-е гг. XIX столетия многие русские натуралисты не только изучали разносторонние взаимоотношения между географическими компонентами, но и приблизились к идее природного территориального комплекса, что нашло свое выражение в таких понятиях, как «типы местности», «рода местности» и др.
В.В. Докучаев и его школа. В конце XIX века в России формируется мощная географическая школа. Основателем ее стал профессор Петербургского университета В.В. Докучаев (1846-1903), величайшей научной заслугой которого было создание науки о почве. Взгляд Докучаева на почву – географический: почва есть результат взаимодействия всех географических компонентов – материнской породы, тепла, влаги, рельефа и организмов, она является как бы продуктом ландшафта и в то же время его "зеркалом". Почва оказалась последним звеном в системе географических связей, которого до тех пор недоставало. От изучения почвы оставался один шаг до географического синтеза, и его сделал В.В. Докучаев: почва послужила отправным пунктом для его более широких географических обобщений.
В 1898-1900 годах вышла в свет серия статей, в которых В.В. Докучаев излагал свою концепцию о зонах природы, или естественно-исторических зонах. Это учение стало введением к новой науке о соотношениях и взаимодействиях между живой и мертвой природой. Впервые зональность трактовалась как мировой закон, действие которого распространяется на все природные процессы, происходящие на земной поверхности, включая и «минеральное царство». Естественно-историческая зона в его трактовке – это природный комплекс высшего ранга, в границах которого все компоненты образуют взаимообусловленное единство. Таким образом, Докучаев сформулировал первый географический закон.
Также В.В. Докучаев впервые осуществил на практике принцип комплексного полевого исследования конкретных территорий путем организации знаменитых экспедиций – Нижегородской (1882-1886), Полтавской (1888-1894) и Особой степной (1892-1898). В ходе работ последней было положено начало новому методу исследований – стационарному: на трех типичных участках степной зоны осуществлялось многолетнее изучение всего комплекса природных процессов в их динамике, причем одновременно велись опыты по мелиоративному воздействию на природу с целью се преобразования.
В.В. Докучаев подчеркивал, что все природные факторы сельского хозяйства – вода, воздух, почва, грунты, растительный и животный мир – до такой степени тесно связаны между собой, что мы никогда не сумеем управлять ими, если не будем постоянно иметь в виду "всю единую, цельную и нераздельную природу, а не отрывочные ее части". Свое учение о зонах природы этот ученый стремился поставить на службу практике; для каждой из выделенных им зон европейской России он наметил схему мелиоративных и агротехнических мероприятий с тем, чтобы поднять уровень сельского хозяйства. До сих пор остается классической его работа «Наши степи прежде и теперь» (1892), в которой на основе глубокого комплексного анализа степных ландшафтов, их происхождения и современного состояния, предложена всесторонне разработанная программа их преобразования. Докучаев явился основателем прикладной географии, точнее, прикладного ландшафтоведения.
В.В. Докучаев воспитал целую плеяду ученых, так в истории нашей науки возникло уникальное явление – докучаевская научная школа. Через эту школу прошли такие выдающиеся географы, как А.Н. Краснов (1862-1914), Г.Ф. Морозов (1867-1920), Г.Н. Высоцкий (1865-1940), Г.И. Танфильев (1857-1928), В.И. Вернадский (1863-1945), Л.С. Берг (1876-1950), С.С. Неуструев (1874-1928), Б.Б. Полынов (1977-1952) и др.
Благодаря работам последователей Докучаева была конкретизирована система природных зон, их границы уточнялись на карте. Тем самым создавалась основа для синтеза в природном районировании. В научный обиход входит термин «физико-географическое районирование». Первый опыт такою районирования, положивший начало переходу от отраслевых схем к комплексным, принадлежит Г.И. Танфильеву и относится к 1897 г. Г.И. Танфильев разделил европейскую Россию па физико-географические области, полосы (зоны) и округа. Это районирование еще во многом было несовершенно, но для своего времени – наиболее детально и обоснованно.
Первое зональное районирование всей территории России осуществил в 1913 г. Л.C. Берг, причем зоны впервые названы им ландшафтными. Эта схема является классической.
Докучаевская традиция проявилась в том, что многие работы того времени по районированию имели прикладную направленность. Так, Г.Ф. Морозова проблема природного районирования интересовала с позиций лесоводства, Г.Н. Высоцкий разрабатывал систему зон и более подробное деление ряда регионов с целью научного обоснования дифференцированных приемов степного лесоразведения.
Накопленный опыт комплексных исследований в разных регионах, с разными практическими задачами и на разных территориальных уровнях детальности, приводил отечественных ученых к твердому убеждению: закономерные взаимообусловленные территориальные сочетания природных компонентов объективно существуют. В начале XX столетия такая идея воплотилась в идею о ландшафте. В течение первых десятилетий прошлого века независимо друг от друга разные исследователи излагали свои мнения о ландшафте.
Интересные соображения о ландшафте мы находим у Л.А. Борзова, И.М. Крашенинникова, Р.И. Аболина. Однако ввел научное понятие «ландшафт» в географическую науку Л.С. Берг, в 1913 г. высказав мысль о том, что именно ландшафты представляют собой предмет исследования географии.
Л.C. Берг определил ландшафт как "область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны Земли".
Параллельно с понятием ландшафта возникла иная физико-географическая концепция, согласно которой предметом этой науки является «наружная земная оболочка», состоящая из литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы, которые проникают друг в друга и находятся в постоянном взаимодействии. Эту точку зрения высказал в 1910 г. П.И. Броунов. Но в то время мысль П.И. Броунова не встретила понимания и поддержки. Между ландшафтно-географической и общеземлеведческой концепциями существовал разрыв. Большинство географов склонялись к тому, что география должна заниматься только отдельными территориями, т.е. региональными и локальными различиями на Земле.
К правильному пониманию единства общих и местных географических закономерностей в 1914 г. приблизился Р.И. Аболин (1886-1939). Он ввел понятие комплексной ландшафтной оболочки земного шара, которую назвал эпигенемой. В соответствии с широтной зональностью эта оболочка распадается на «эпизоны», в результате геологической истории и характера горных пород – на «эпиобласти». В зависимости от сочетания специфических местных факторов в каждой области формируются различные «эпитипы», которые в конечном счете складываются из элементарных, далее неделимых «эпиморф».
Р.И. Аболин впервые наметил последовательную систему физико-географических единиц сверху донизу – от ландшафтной оболочки до простейшего географического комплекса (по современной терминологии – фации).
С ландшафтно-географической точки зрения представляют интерес исследования немецкого географа 3. Пассарге (1867-1958), который одновременно с русскими учеными и независимо от них разрабатывал представление о ландшафте. В 1913 г. Пассарге посвятил специальную теоретическую работу ландшафтной географии и в ней определил ландшафт как область, в пределах которой все природные компоненты обнаруживают соответствие «во всех существующих пунктах». Идеи 3. Пассарге не нашли поддержки у его соотечественников.
Ландшафтоведение в 20-30-е годы XX в. В 20-е годы прошлого столетия в Советском Союзе велись масштабные paботы по изучению естественных производительных сил, были охвачены даже отдаленные и малоизученные территории. Правда, теоретический уровень большинства исследований того времени был невысок.
Наиболее существенным вкладом в ландшафтную теорию, который дал опыт районирования 1920-х гг., стал принцип провинциальности. Работами Л.И. Прасолова, В.Л. Комарова, С.С. Неустроева, Н.А. Келлера было доказано, что климат, почвы, растительность изменяются не только по широте, но и в долготном направлении, причем одним из факторов этих изменений служит взаимодействие суши и океанов, ослабевающее к центру материка, а другим – геологическое прошлое территории, от которого зависят рельеф, состав горных пород, а также возраст ландшафта. Зонально-климатические факторы, таким образом, «накладываются» на области с различной геологической историей, разным рельефом, разной степенью континентальности климата. Отсюда последовали попытки выделения наряду с широтными зонами «меридиональных зон» (В.Л. Комаров) или крупных «азональных» подразделений суши (их называли фациями или провинциями).
Второе направление развития ландшафтно-географических идей было связано непосредственно с детальными полевыми исследованиями – полевой ландшафтной съемкой (можно сказать, что именно с этого времени начинает формироваться ландшафтный подход и его применение на практике). Пионерами ландшафтной съемки явились Б.Б. Полынов (изучение донских террасовых песков, Лахтинской впадины, ландшафтов Монголии совместно с И.П. Крашенинниковым) и И.В. Ларин (изучение севера Прикаспийской низменности).
Еще одним важным научным результатом детальных ландшафтных исследований стало появление первых идей в области динамики и эволюции ландшафта. Начало этому, генетическому, направлению в ландшафтоведении было положено Б.Б.Полыновым.
На рубеже 20-30-х гг. XX в. наблюдается заметное оживление интереса советских географов к методологическим и теоретическим проблемам науки. Толчок к дискуссиям и теоретическим поискам в области ландшафтоведения дала известная работа Л.С. Берга «Ландшафтно-географические зоны СССР» (1930). Во введении к этой книге дается краткое изложение основ учения о ландшафте. Берг уточнил и дополнил свое первое определение ландшафта (1913), привел примеры ландшафтов, рассмотрел вопрос о роли отдельных компонентов и их взаимодействии, а также изложил интересные соображения о сменах ландшафтов во времени, о причинах и формах их изменений, ясно подчеркнув необходимость генетического подхода к ландшафту.
JI.C. Берг не ограничил объем ландшафта, понимая его как географический комплекс вообще, независимо от ранга. Среди примеров ландшафтов он называет болота, ельники, бугристые пески и т. п., т.e. повторяющиеся в пространстве образования, и в то же время такие крупные и неповторимые (индивидуальные) единства регионального уровня, как Валдайская возвышенность и Среднесибирское плоскогорье. Таким образом, создавалась двойственность в толковании ландшафта (типологическая и региональная трактовки), сохранившаяся поныне.
Необходимо отметить также работы Л.Г. Раменского. По его мнению, ландшафт – это сложная территориальная система, состоящая из разнородных, но сопряженных закономерно связанных и развивающихся как единое целое элементарных природных комплексов – эпифаций. Эпифации формируются внутри ландшафта на различных местоположениях и группируются (объединяются) в урочища – промежуточные единицы, связанные с самостоятельными формами рельефа. Раменский развил идею морфологии ландшафта, обратил внимание на важность изучения связей между отдельными участками, т.е. элементарными природными комплексами.
Большим недостатком этого периода развития ландшафтоведения является разрыв между ландшафтоведческим и общеземлеведческим направлениями. Именно в эти годы А.Д. Григорьев (1883-1968) приступил к разработке учения о географической оболочке, которое затем в 1940-х гг. развил и дополнил С.В. Калесник.
Ландшафтоведение в период после Второй мировой войны. Первые послевоенные годы в советском ландшафтоведении ознаменовались возобновлением и распространением ландшафтных съемок. Инициаторами выступили географы Московского университета под руководством Н.А. Солнцева. Развертывание полевых ландшафтных исследований имело решающее значение для дальнейшей разработки теории ландшафта. В 1947 году Н.А. Солнцев выступил на II Всесоюзном географическом съезде в Ленинграде с докладом, в котором обобщил первые результаты полевых работ московских ландшафтоведов. Развивая идеи Л.Г. Раменского, он обосновал региональное представление о ландшафте и его морфологии. Согласно его определению ландшафт – основная таксономическая единица в ряду природных территориальных комплексов; это генетически единая территориальная система, построенная из закономерно сочетающихся морфологических частей – урочищ и фаций.
В первое послевоенное десятилетие заметно оживился интерес к теоретическим вопросам ландшафтоведения. В учебные планы ведущих университетов вводится курс «Учение о ландшафте». Основное внимание уделяется вопросам ландшафтной съемки и создания ландшафтных карт: морфологии ландшафта, принципам выделения фаций и урочищ, их систематики, критериев и объема ландшафта и др.
В 1944-1946 годы В.В. Полынов разработал основы геохимии ландшафта – научного направления, изучающего миграцию химических элементов в ландшафте – важный аспект познания вертикальных и горизонтальных географических взаимосвязей. Другое новое направление, имеющее близкое отношение к ландшафтоведению – биогеоценология. Связано с именем В.Н. Сукачева (1880-1967). Предмет исследования – биокомпоненты и их вещественно-энергетический обмен со средой.
В 1946 году вышла в свет книга о физико-географическом районировании мира (автор – А.И. Яунпутнинь); в 1947 г. – «Естественно-историческое районирование СССР», а также большой труд С.П. Суслова (1893-1953) «Физическая география СССР» (азиатская часть) со схемой районирования. В этих работах впервые наряду с традиционным зональным делением нашел отражение азональный принцип в виде выделения крупных региональных единиц – стран.
Но все же учение о ландшафте и физико-географическое районирование в эти годы разрабатывались независимо друг от друга, недоставало связующего звена в виде учения о закономерностях территориальной дифференциации географической оболочки.
В 1955 году в Ленинграде прошло I Всесоюзное совещание по ландшафтоведению. С этого времени в течение ряда лет совещания ландшафтоведов созывались в разных городах почти ежегодно, а с 1960 г. ландшафтоведческая тематика входит в программу всех съездов Географического общества СССР, созываемых каждые пять лет.
Десятилетие 1955-1965 гг. характеризовалось небывалым ростом популярности ландшафтоведения и научной активностью советских географов в этой сфере.
В 1963-1964 гг. впервые появились обзорные ландшафтные карты отдельных республик и областей СССР как элементы содержания комплексных атласов. В 1961 году в Ленинградском университете была начата работа по составлению ландшафтной карты СССР в масштабе 1:4000000. В 1965 году вышло в свет первое учебное пособие по основам ландшафтоведения. В Московском университете была проведена большая работа по систематике (на основе зональных и секторных признаков) ландшафтов всей суши. Результаты нашли свое отражение на картах «Физико-географического атласа мира» (1964).
Ландшафтоведение в последней трети XX в. С середины 1960-х гг. наблюдается поворот ландшафтоведов к вопросам изучения структуры, функционирования и динамики ландшафтов, а также – техногенного воздействия на них. VII Всесоюзное совещание по ландшафтоведению в Перми (1974) было целиком посвящено проблеме динамики ландшафтов. Структурно-динамическое направление ландшафтоведения развивалось в Институте географии Сибирского отделения АН СССР под руководством В.Б. Сочавы. Функционально-динамическое направление исследования природных территориальных комплексов проводилось на основе методов геохимии ландшафта благодаря трудам М.А. Глазовской и Л.И. Перельмана.
Д.Л. Арманд выдвинул задачу разработки физики, или геофизики, ландшафта, предметом которой должно явиться изучение взаимодействия компонентов ландшафта, анализируемого ни уровне и методами современной физики.
В это же время в науку широко внедрился системный подход. Это не было чем-то новым для ландшафтоведения, но все же ландшафт стал рассматриваться как система, т.е. некая целостность, состоящая из ряда взаимодействующих элементов. В.Б. Сочава (1978) ввел понятие о геосистеме как современном эквиваленте термина "природный территориальный комплекс".
На этом этапе развития ландшафтоведения не только формируются теоретические положения учения о ландшафте, обогащается арсенал методов исследования. Привлекаются математические методы, дешифрирование космических и аэрофотоснимков, моделирование и эксперимент. Существенная черта – расширение сферы прикладных ландшафтных исследований. Принципы и методы ландшафтоведения стали применяться в архитектурно-планировочных разработках (для организации территорий пригородных зон крупных городов, курортных районов), в мелиоративных мероприятиях, дорожном строительстве, сельском хозяйстве и др.
Многие тенденции, типичные для советского ландшафтоведения второй половины прошлого столетия, характерны и для зарубежной науки, но там они проявлялись на разном фоне в зависимости от степени разработанности основных ландшафтоведческих представлений. Например, в восточной Германии – ландшафтная съемка (исследования на топологическом уровне) и оценка ландшафтного потенциала, разработки по рациональному использованию и «обустройству» ландшафта; в западной Германии – ландшафтная экология; в Польше – детальные ландшафтные исследования и ландшафтное районирование и картографирование страны; во Франции – пейзажная география (пейзаж и ландшафт в данном случае выступают синонимами) и т.д.
Ландшафтоведение в начале XXI в. – современный этап. А.Г. Исаченко (2006) современный этап ландшафтоведения отсчитывает с начала 1990-х гг., когда внутренние проблемы ландшафтоведения «совпали» с резкой переменой внешних факторов его развития. На смену ученых-энтузиастов пришло новое прагматичное поколение. И уже можно подвести определенный итог работы современных ученых-ландшафтоведов.
Среди вузовских и академических центров страны, где исследования ведутся в рамках ландшафтоведческой проблематики можно выделить три крупных школы: ландшафтную школу Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ландшафтную школу Санкт-Петербургского государственного университета, ландшафтные работы при Институте географии СО РАН.
В настоящее время ландшафтные работы ученых МГУ ведутся в следующих направлениях: изучение пространственно-временной организации и эволюции ландшафтов (И.И. Мамай, К.II. Дьяконов); развитие математических методов обработки полевых наблюдений, дистанционных снимков и математического моделирования пространственных структур (Ю.Г. Пузаченко, А.С. Викторов, В.В. Сысуев); антропогенизация ландшафтов, или антропогенный ландшафтогенез (В.А. Николаев, В.А. Низовцев, И.И. Мамай, Е.П. Романова); эстетика ландшафта (В.А. Николаев).
Ландшафтоведы Санкт-Петербургского госуниверситета ведут работы в рамках исследований ландшафтов северо-запада и севера Европейской России – это пространственно-временной анализ ландшафтов, формирование положений исторического ландшафтоведения, комплексные исследования особо охраняемых природных территорий и районов интенсивного освоения. Большое значение придается исследованию экологических, социальных и экономических функций ландшафта и развитию ландшафтного подхода как одного из общенаучных методов, имеющих первостепенное значение для познания взаимодействия природы и общества и для оптимизации этого взаимодействия.
Кроме того, А.Г. Исаченко впервые для всей территории страны была произведена сравнительная оценка экологического потенциала ландшафтов и его влияния на размещение населения, условия его жизни и хозяйственную освоенность территории; проанализированы ландшафтно-географические закономерности в сельском хозяйстве России и влияние ландшафтной структуры страны на ее продовольственно-ресурсный потенциал и экологическую (демографическую) емкость.
Ландшафтные работы Института географии СО РАН связаны в первую очередь с прикладным ландшафтоведением – формированием процедуры ландшафтного планирования (на примере Байкальского региона совместно с немецкими коллегами).
Но мнению А.Н. Антипова (2006), ландшафтное планирование, с одной стороны, представляет собой совокупность методических инструментов, которые применяются для построения пространственной организации общества в конкретных ландшафтах, обеспечивающую устойчивое природопользование и сохранение основных функций этих ландшафтов как системы поддержания жизни. С другой стороны, это коммуникативный процесс, обеспечивающий выявление интересов природопользователей, проблем природопользования, решение конфликтов и разработку согласованного плана действий и мероприятий, в который вовлекаются все субъекты природоохранной и хозяйственной деятельности на территории планирования (Ландшафтное планирование, 2005).
В целом, в современный период развития ландшафтоведения его теоретический потенциал имеет фундаментальное значение для разработки генеральной стратегии поведения человека в его природном окружении, что можно считать одной из центральных задач этой науки.
Контрольные вопросы и задания. 1. В трудах каких ученых можно обнаружить косвенные зачатки ландшафтоведения? 2. С какого периода в развитии географической науки в России началось параллельно развитие ландшафтоведения, с именем какого ученого связано его начало? 3. Какую роль сыграли труды В.В. Докучаева в становлении ландшафтоведения? 4. Как происходило развитие науки в советский период? 5. На основе уже прослушанных географических курсов охарактеризуйте современное состояние ландшафтоведения и степень его востребованности в прикладных целях.
- А.В. Наговицын, и.В. Фролова основы ландшафтоведения
- Оглавление
- 1. Методологические основы ландшафтоведения
- 1.1. Объект и предмет, цели и задачи ландшафтоведения
- 1.2. Структура и место ландшафтоведения в системе географических наук и наук о Земле
- 1.3. Методы исследования в ландшафтоведении
- 2. История формирования ландшафтоведения
- 3. Региональная и локальная дифференциация географической оболочки
- 3.1. Зональность и азональность
- Периодическая система географических зон
- 3.2. Высотная поясность в горах и на равнинах. Орографический фактор ландшафтной дифференциации
- 3.3. Структурно-петрографические факторы и морфоструктурная дифференциация
- 3.4. Соотношения зональных и азональных закономерностей для целей физико-географического районирования
- 4. Учение о ландшафте
- 4.1. Понятие о ландшафте
- 4.2. Морфологическая структура ландшафта
- 4.3. Функционирование и динамика ландшафта
- Основные элементы водного баланса типичных ландшафтов в различных зонах (по а.Г.Исаченко)
- Запасы и продуктивность фитомассы плакорных сообществ различных зон и подзон (по а.Г.Исаченко)
- 4.4. Систематика ландшафтов
- Структурно-генетическая классификация ландшафтов (по в.А. Николаеву)
- 5. Основные положения физико-географического районирования
- 5.1. Сущность и содержание физико-географического районирования
- 5.2. Физико-географическое районирование и классификация ландшафтов Пермского края
- 6. Основные положения учения о природно-антропогенных ландшафтах
- 7. Современное ландшафтоведение: проблемы и перспективы
- 7.1. Ландшафтные исследования в Пермском крае
- Библиографический список