logo
Учебное пособие_ланшафтоведение_Фролова И

7. Современное ландшафтоведение: проблемы и перспективы

Современное ландшафтоведение – как можно определить цели, задачи и перспективы данной науки в начале XXI в. Ответ на этот вопрос необходимо искать в проблемах, решаемых ландшафтоведением, в существующем заказе на ландшафтные исследования в России и мире, в возможностях консолидации с зарубежными коллегами и во многих других факторах, которые, так или иначе, определяют развитие науки.

Исходя из того, что любая научная дисциплина имеет три составляющих: теоретическую, методологическую и приклад­ную, мы рассмотрим возможности развития каждой из них для ландшафтоведения.

Теоретическая база учения о ландшафте складывается из следующих направлений изучения ландшафта: структурно-генетического, функционально-динамического (сюда же можно добавить ландшафтно-геофизическое и ландшафтно-геохимическое) и эволюционного (познание развития ландшаф­та в первую очередь для географических прогнозов). Каждое из перечисленных направлений составляет теорию ландшафтове- дения в классическом варианте его восприятия. Здесь можно выделить следующие проблемы:

- выделение и существование границ ландшафтов и ланд­шафтных выделов (Д.Л. Арманд, B.C. Преображенский, А.Г. Исаченко);

- проблема полиструктурности географических систем, вытекающая из внедренного во все и вся системного подхода, когда внутри сложных систем можно выделять связи между структурными элементами или компонентами и соответственно строить бесчисленное множество систем разных порядков (К.Г. Раман, В.Б. Сочава, Э.Г. Коломыц, В.Н. Солнцев);

- формирование теории аквальных геосистем, долгое вре­мя остававшихся в тени внимания ландшафтоведов;

- изучение функционирования и динамики современных геосистем, так или иначе изменяемых человеком;

- проблема «человек – ландшафт», имеющая фундамен­тальное значение для ландшафтоведения, интерес к которой в дальнейшем будет только возрастать; сопутствующая при этом проблема взаимоотношений ландшафтоведения, геоэкологии и природопользования (что среди перечисленных дисциплин яв­ляется наукой, что научным направлением, что реализует прак­тические задачи).

Общемировые процессы гуманизации географических на­ук направляют исследования географической среды, в том числе ландшафтной сферы и непосредственно ландшафтов, на реше­ние вопроса совместного существования Общества и Природы. Основные положения формирующегося сейчас учения о природно-антропогенных ландшафтах и концепция культурного ландшафта рассматривают разные грани взаимоотношений че­ловека и ландшафтов, в которых последние совмещают в себе три позиции – как территория хозяйственного освоения, как объект научного познания и как объект восприятия, где задейст­вованы органы чувств человека и его духовное начало. Именно в решении этой проблемы могут развиваться все составляющие ландшафтоведения: проведение систематизации природно-антропогенных ландшафтов, формирование теоретических ос­нов концепции культурного ландшафта, развитие методов ландшафтного синтеза, моделирования, наблюдения, изучения антропогенных ландшафтов, их оптимизации, внедрение проек­тирования культурных ландшафтов разного ранга организации (от локальных до региональных) и т.д. (В.А. Николаев, Э.П. Ро­манова, Г.А. Исаченко, К.Н. Дьяконов и др.).

К методологическим проблемам ландшафтоведения мож­но отнести следующие:

- формирование методов обобщения (синтеза) ландшафт­ного материала за последние сто лет;

- развитие либо восстановление ландшафтных стационар­ных исследований в разных уголках нашей страны. Россия – одна из немногих стран мира, обладающая огромным потенциа­лом в этой области наблюдений (не менее 60 % условно-измененных ландшафтов);

- создание ГИС (банк данных), учитывающих все разно­образие ландшафтов нашей страны и их хозяйственное освоение и возникающие при этом конфликты природопользователей;

- восстановление ландшафтного картирования и карто­графирования, усовершенствование его с помощью аэерокосмических методов исследования и ГИС-технологий. Последние позволяют сосредоточиться на разработке конструктивных кон­цепций, что актуализирует общественное восприятие ландшаф­товедения.

В прикладном направлении сегодня ландшафтоведение достаточно активно развивается, реализуя ландшафтный под­ход, когда главным при изучении любой территории является рассмотрение ее ландшафтной структуры. Здесь также можно выделить свои приоритеты:

- определение ландшафтной политики как одного из на­правлений региональной политики, важной составляющей стра­тегии развития государства на долгосрочный период; подписа­ние (ратификация) Советом Федерации Европейской конвенции по ландшафтам Совета Европы; развитие ландшафтного плани­рования, экологического проектирования; развитие информаци­онной, правовой и организационной базы государственной эко­логической экспертизы на федеральном и региональном уров­нях; разработка федеральной научной целевой программы «Ландшафты России»; повышение качества ландшафтного об­разования и воспитания;

- развитие ландшафтного планирования не только в рам­ках отдельных регионов (Иркутская, Калининградская области и др.), но и в масштабах всей страны;

- проектирование культурных ландшафтов.

Для современного состояния ландшафтоведения в России характерно противоречие между замедленностью его развития и растущей значимостью не только для географии. Важнейшим методологическим достижением ландшафтоведения следует считать то, что оно выработало особый общенаучный метод (или подход), применение которого имеет широкие перспективы и для самой географии, и для гуманитарных наук. Сущность этого подхода состоит в анализе явлений и проблем в связи с ландшафтной структурой территории и в зависимости от ком­плексного воздействия природной среды.

Развитие ландшафтоведения в обозримом будущем во многом будут связано с непредсказуемыми социально- экономическими и политическими условиями. Формулируя за­дачи науки, мы должны исходить из необходимости укрепления позиций ландшафтоведения в науке и жизни общества. Для это­го ландшафтоведы должны преодолеть рамки региональных и локальных проблем и решительнее выходить на планетарный уровень исследований, связанный с проблемами взаимодействия общества и природной среды, достигшего к настоящему време­ни критического состояния.

Теоретический потенциал ландшафтоведения имеет фун­даментальное значение для разработки генеральной стратегии поведения человека в его природном окружении в условиях надвигающейся экологической катастрофы.