logo search
Экономическая география

Границы города: юридические и фактические

Каждый город имеет ЮРИДИЧЕСКУЮ ГРАНИЦУ, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население. Так, например, юридической границей Москвы является кольцевая автодорога протяженностью 109 км. С ростом людности застройка городского типа начинает преодолевать юридическую границу города сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом заполнять промежутки между ними. Таким образом, ФАКТИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА города выходит далеко за пределы административной. Несоответствие между этими границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т.е. реальных налогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и так называемых "маятниковых" мигрантов - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может быть найдено двумя способами: совместным участием в городских расходах жителей города и пригородов или расширением административной границы города до уровня фактической городской застройки.

Если расширить юридическую границу города невозможно (например, из-за существования частной собственности на землю), растущий город начинает поглощать окрестные села, сливаться с пригородами и городами-спутниками. Так образуется городская АГЛОМЕРАЦИЯ (от лат. agglomerare - присоединять, сосредотачивать) - скопление близко расположенных населенных пунктов, имеющих сплошную, общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи. При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций.

В силу этих причин данные о численности населения крупных городов и агломераций зачастую различаются в зависимости от того, в каких границах они приводятся.