Показатели уровня социально-экономического развития стран
Статистические (количественные) показатели являются основой каждого объективного научного исследования.. Какие же существуют показатели, по которым можно судить об уровне социально-экономического развития страны? В первую очередь, это абсолютные показатели, характеризующие экономическую мощь: ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) сумма всех благ, произведенных на территории данной страны за год, и ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) - объем произведенных благ по национальному принципу: ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний, переведенных за рубеж и заработной платы иностранных рабочих, плюс аналогичные поступления из-за границы. Как правило, разница между этими показателями не превышает долей процента, но есть страны, где эта доля значительна (например, Сингапур).
В странах мира используются различные методы подсчета ВВП и ВНП, поэтому данные, приводимые национальной статистикой и международной почти всегда различны. Так,в национальной статистике России, в отличие от других стран, в ВВП не включаются отрасли нематериального производства - прибыли банков, услуги.
Чтобы обеспечить возможность межстрановых сопоставлений, в международной статистике данные о ВВП приводятся в едином денежном измерении - долларах США. Они рассчитываются экспертами ООН по особым методикам - по официальным обменным курсам или по паритетам покупательной способности валют. Поэтому и эти данные, в зависимости от методики подсчета, значительно отличаются друг от друга.
Важным показателем является ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, отражающий распределение произведенного богатства между населением страны.
Структура экономики (соотношение секторов "первичного" сельское и лесное хозяйство, отрасли обрабатывающей промышленности, рыболовство; "вторичного" отрасли промышленности; "третичного"- услуги и сфера управления) находит свое отражение в СТРУКТУРЕ ВВП и СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ.
Динамика ВВП за ряд лет дает представление о ТЕМПАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.
Важными индикаторами при межстрановых сопоставлениях являются демографические показатели - средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин, коэффициенты рождаемости и смертности (соответственно, количество родившихся и умерших на тысячу жителей), темпы прироста населения, численность и доля экономически активного населения, доля городского населения.
Показатели, отражающие социальные аспекты жизни населения и "качество жизни": количество пациентов на одного врача, уровень грамотности (доля грамотного населения в численности населения страны), количество автомобилей на 100 семей и др., так же важны при экономико-географическом анализе.
По всем этим показателям существуют весьма ощутимые различия между тремя группами стран.
Методика типологии: многопризнаковые классификации
Перед нами стоит задача: из 6 стран выявить страны со сходным типом социально-экономического развития. Исходные данные представлены в таблице.
Таблица.
Очевидно, что сравнивать страны по одному показателю достаточно просто. Если же нами стоит задача сравнить эти страны по нескольким показателям сразу и выявить "похожие", задача существенно усложняется. Как можно сравнить, допустим, долю городского населения с коэффициентами рождаемости и смертности, продолжительность предстоящей жизни с долей сельского хозяйства в ВВП?
Для сравнения разнотипных показателей используется методика РАНЖИРОВАНИЯ - т.е. нахождение рангов всех показателей и сопоставление не самих показателей, а их рангов.
Допустим, нам надо разбить предложенные страны на 3 группы. Это значит, что мы будем ранжировать каждый показатель по 3-х балльной шкале. Интервалы, в которые должны попасть каждая их стран рассчитывается по формуле:
где mах - максимальное значение показателя;
min - минимальное значение показателя;
Х - интервал.
Таким образом, страны, в зависимости от того, в каком промежутке находится характеризующий их показатель, получают соответствующий ранг и относятся к следующим группам: 1. от min до (min+X)=y; 2. от у до y+X=z; 3. от z до max.
Очень важно придерживаться выбранной логической основы классификации - к группе 1 (ранг 1) должны относиться страны с "лучшими" показателями, а они не всегда бывают самыми высокими. Например, страны с наибольшими показателями ВВП должны получить ранг 1, а с наибольшими показателями смертности - ранг 3.
Таким образом наша матрица статистических данных превращается в матрицу рангов, которые мы уже можем сравнивать.
Следующим этапом обработки матрицы является подсчет суммы рангов и разницы между суммой рангов каждой из стран друг с другом. Страны, имеющие минимальную разницу в сумме рангов, будут относится к одному типу.
Принятая ООН классификация - деление стран мира на "промышленно развитые", "развивающиеся" и страны с "централизованной плановой экономикой" объединяет в одну группу чрезвычайно разные страны. Очевидно, что такие страны как, например, США и Швейцария, отнесенные к категории "экономически развитые страны", или Куйвейт и Папуа-Новая Гвинея (попавшие в группу развивающихся) имеют, безусловно, общие черты, но еще больше между ними различий.
Группа промышленно развитых стран включает около 30 государств. Их отличает высокий уровень развития экономики, преобладание отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП, высокое качество и уровень жизни населения. В этих странах создается основная доля мирового промышленного производства. На их долю приходится более 70 % мирового внешнеторгового оборота, в том числе около 90% экспорта машин и оборудования. К экономически развитым странам относятся: все страны Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль. Все они являются членами “Организации экономического сотрудничества и развития” (ОЭСР).
В группу развивающихся стран входит самое большое число государств мира (около 150). Страны эти чрезвычайно разные – к этой группе относятся Бразилия и Тувалу, Индия и Южная Корея, Сомали и Буркина-Фасо и др. Однако всем им присущи такие общие черты социально-экономического развития, как: колониальное прошлое, предопределившее территориальную структуру и преимущественно аграрно-сырьевую специализацию хозяйства; особенности участия в международном разделении труда; неравноправное положение в мировом хозяйстве, зависимость от иностранного капитала; огромная внешняя задолженность; наличие острейших проблем — демографической, экологической и продовольственной, а также низкий уровень жизни большей части населения и другие.
Тем не менее, среди развивающихся есть страны и территории, по показателям социально-экономического развития, уже приблизившиеся к уровню промышленно развитых. Это, например, Турция, официально обратившаяся в 1987 г. с заявкой на вступление в Европейское Экономическое Сообщество, аргументируя просьбу тесными экономическими связями с европейскими странами. Это и крупнейшие из развивающихся стран — Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, а также "новые индустриальные страны": Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган.
В группу стран с централизованной плановой экономикой входят бывшие социалистические страны, в 1990-е годы перешедшие к созданию основ рыночной экономики (республики бывшего СССР, Чехия, Словакия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Союзная Республика Югославия, Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Албания, Монголия) и собственно социалистические страны (Китай, Куба, КНДР, Вьетнам).
Роль промышленно развитых, развивающихся государств и стран с центрально-планируемой экономикой в мировом хозяйстве, середина 90-х гг.
Показатели
Группы стран | Доля в (%): | |||
населении | ВВП | пром. продукции | с/х продукции | |
Весь мир Развитые страны, в т. ч. США ЕС Япония Развивающиеся страны Страны с центрально-планируемой экономикой, в т.ч. Китай Россия | 100 15,5 4,8 2,4 2,4 53,2
31,3 21,3 2,7 | 100 66,6 26,4 25,3 14,9 15,9
17,5 2,2 4,1 | 100 66,0 20,0 23,0 9,0 17,0
17,0 8,0 6,0 | 100 40,0 12,0 19,0 5,0 30,0
30,0 15,0 6,0 |
- Тема 1. География и познание мира
- Тема 2. Экономическая и политическая карта мира
- Тема 3. География населения
- Тема 4. География городов
- Тема 5. География мирового хозяйства
- Тема 6. Территориальные закономерности экономического и политического развития
- Программа курса "Экономическая география" Введение
- Политическая и экономическая карта мира
- Население и культура
- Урбанизация
- Мировое хозяйство
- Территориальные закономерности политического и экономического развития
- Методические указания по подготовке и оформлению курсовых работ по географии
- 1. Общие положения
- 2. Организация работы
- 2.1. Выбор темы
- 2.2. Руководство работой
- 2.3. Получение задания
- 2.4. Разработка темы
- 2.5. Порядок работы
- 2.6. Подбор литературы и организация работы с литературными источниками
- 2.7. Подготовка демонстрационного материала
- 3. Подготовка рукописи
- 3.1. Состав работы и ее построение
- 3.2. Содержание разделов текста
- 3.3. Оформление текста
- 4. Работа над текстом
- 4.1. Правописание и стилистика
- 4.2. Заголовки, ссылки, цитаты
- 4.3. Таблицы, графики, формулы, приложения
- 5. Список литературы
- 6. Защита работы
- 6.1. Представление к защите
- 6.2. Порядок защиты
- 6.3. Оценка и хранение студенческих работ
- Тема 1. География и познание мира лекция 1. География и познание мира
- Предмет исследования, законы и методы
- Модель тюнена
- Ограничители - условия выполнения модели
- Зонирование в изолированном государстве
- Модели в географии
- Тема 2. Экономическая и политическая карта мира лекция 2. Политическая карта мира
- Соотношение площади и населения метрополий и колоний в начале хх века
- Формы государственного устройства стран мира
- Несамоуправляющиеся территории
- Политическая карта мира: прогнозы на 21 век
- Лекция 3. Типы стран по уровню социально- экономического развития
- Показатели уровня социально-экономического развития стран
- Промышленно развитые страны
- Развивающиеся страны
- Страны с централизованной плановой экономикой
- Тема 3.География населения лекция 4. География населения
- Источники данных о численности населения: переписи
- Численность населения регионов и стран мира
- Демографические показатели: абсолютные и относительные
- Демографическая политика
- Динамика численности населения
- Гипотеза т.Мальтуса
- Теория демографического перехода
- Закономерности размещения населения
- Тема 4. География городов лекция 5. Урбанизация
- Какой населенный пункт называется городом?
- Гипотезы о возникновении городов. Крупнейшие города древности и современности
- Границы города: юридические и фактические
- Пределы роста городов.
- Географический анализ урбанизации
- Региональные различия в урбанизации
- Особенности урбанизации в развивающихся странах.
- Город и окружающая среда
- Лекция 6. Модели размещения городов
- Лекция 7. Экономическая структура и микрогеография города
- Городской мультипликатор: модель лоури
- Тема 5. География мирового хозяйства лекция 8. Экономическая и территориальная структура хозяйства
- Модель оптимальной территориальной структуры: поляризованный ландшафт б.Б.Родомана.
- Лекция 9. География отраслей национальной экономики - сельского хозяйства и промышленности
- 9.1 География сельскохозяйственного производства (земледелие и животноводство)
- Лекция 9. География отраслей национальной экономики - сельского хозяйства и промышленности
- 9.2 Закономерности размещения промышленности
- Лекция 10. Географическое разделение труда и экономическая интеграция
- Экономическое и географическое разделение труда: история возникновения и виды. Межрайонное и международное территориальное разделение труда.
- Статистические показатели для анализа внешней торговли
- Внешняя торговля развитых и развивающихся стран (географическая и товарная структура экспорта (импорта)
- Ссср - снг - россия в мировой торговле
- Экономическая интеграция. Теория стадий экономической интеграции.
- Основные экономические объединения стран мира: товарные ассоциации, интеграционные объединения в сфере производства, финансов и транспорта. Региональные интеграционные объединения.
- Тема 6. Территориальные закономерности экономического и политического развития лекция 11. Районирование и границы
- Принципы районирования
- Границы районов
- Административно-территориальное деление и социально-экономическое районирование
- Географические границы
- Границы частных земельных владений
- Границы избирательных округов
- Нарезка округов для голосования и принципы равного избирательного права
- Лекция 12. География выборов
- Джерримендеринг
- Лекция 13. Региональное неравенство и территориальная справедливость
- Лекция 14. Пространственные закономерности экономического развития