logo search
Учебное пособие_ланшафтоведение_Фролова И

1.1. Объект и предмет, цели и задачи ландшафтоведения

Любое научное направление, чтобы стать наукой, должно иметь объект и предмет изучения, свой собственный метод ис­следования. Всe эти категории присущи ландшафтоведению в равной мере. Поскольку ландшафтоведение является неотъем­лемой частью современной физической географии, то предмет его исследования будет связан с объектом изучения физической географии. Еще при изучении основ учения о географической оболочке (или, по А.Г. Исаченко (1991), эпигеосфере) вы узнали многие постулаты, которые имеют непосредственное отношение к ландшафтоведению, такие как

- объект изучения физической географии – это географи­ческая оболочка – глобальная материальная система, образован­ная взаимодействием и взаимообусловленностью верхней части литосферы, всей гидросферы, нижней частью атмосферы и био­сферы;

- географическая оболочка – это целостная геосистема глобального уровня организации, которая имеет вертикальную и горизонтальную структуры (дифференциацию);

- горизонтальная дифференциация географической обо­лочки выражена в виде се членения на разнообразные природ­ные комплексы (на суше – природные территориальные ком­плексы (ПТК), в океанах – природные аквальные комплексы (ПАК);

– эпигеосфера имеет ритмично-направленный характер развития, поясно-зональную структуру, особый тип динамики и функционирования;

– узкую контактную активную пленку географической оболочки называют ландшафтной сферой. Она состоит из трех разных частей, приуроченных к приповерхностному слою лито­сферы вместе с приземным слоем тропосферы, к поверхностно­му слою Мирового океана и океаническому дну.

Объектом изучения ландшафтоведения является ланд­шафтная сфера Земли. Предмет изучения – природные террито­риальные (географические) комплексы.

Основная идея современной физической географии – это идея взаимной связи и взаимной обусловленности природных географических компонентов, составляющих наружные сферы нашей планеты. Под природными географическими компонен­тами мы понимаем: 1) массы твердой земной коры; 2) массы гидросферы (на суше это различные скопления поверхностных и подземных вод); 3) воздушные массы атмосферы; 4) биоту – со­общества организмов – растений, животных и микроорганизмов; 5) почву, в качестве особых географических компонентов раз­личают также рельеф и климат.

Взаимозависимость геокомпонентов и образуемых ими сложных материальных комплексов проявляется в сопряженных изменениях компонентов от места к месту (пространственная приуроченность). Такую картину можно наблюдать на профиле, пересекающем различные элементы рельефа от водораздела через склоны и террасы к руслам рек: вместе с рельефом меня­ются поверхностные отложения, микроклиматы, уровень грун­товых вод, виды и разности почв, фитоценозы.

Географические компоненты взаимосвязаны не только в пространстве, но и во времени, т.е. их развитие также происхо­дит сопряженно. Так, на всякое изменение климата обязательно отреагируют водоемы, растительные и животные сообщества, почвы и даже рельеф. Правда, реакция на изменения будет раз­ной по скорости для каждого геокомпонента.

Таким образом, природный территориальный комплекс – это не просто набор или сочетание компонентов, а такая их со­вокупность, которая представляет собой качественно новое, бо­лее сложное материальное образование, обладающее свойством целостности. Природный территориальный комплекс можно определить как пространственно-временную систему геогра­фических компонентов, взаимообусловленных в своем размеще­нии и развивающихся как единое целое. ПТК – это определенный уровень организации вещества Земли. Отдельные компоненты комплекса не могут существовать вне него.

В 1963 году В.Б. Сочава предложил именовать объекты, изучаемые физической географией, геосистемами. Понятие «геосистема» охватывает весь иерархический ряд природных географических единств – от географической оболочки до ее элементарных структурных подразделений. Геосистема – более широкое понятие, чем ПТК. Последнее применимо только к отдельным частям эпигеосферы, но не распространяется на гео­графическую оболочку в целом.

При буквальном переводе слова «комплекс» с латинского, а «системы» – с греческого языка между ними трудно уловить какое-либо смысловое различие, однако в современном научном обиходе эти термины приобрели несколько разные значения. Чтобы говорить о системе, достаточно иметь хотя бы пару объ­ектов, между которыми существуют какие-либо отношения. На­пример, системы «атмосфера – гидросфера», «река – водосбор­ный бассейн», «океан – суша» и т.д. Понятие «комплекс» пред­полагает не любой, а строго определенный набор взаимосвязан­ных компонентов, и число комплексов не может быть бесконеч­ным. В ПТК должны входить некоторые обязательные компо­ненты. Отсутствие хотя бы одного из них разрушает комплекс.

ПТК следует рассматривать как систему особого класса, высокого уровня организации, со сложной структурой и отно­шениями взаимной обусловленности между компонентами, подчиненными общим закономерностям.

Системный подход будет практически основным при из­ложении основ учения о ландшафте, поэтому в нашем варианте ПТК и геосистема будут являться терминами-синонимами.

Структура и свойства геосистем. Геосистемы имеют три главных уровня организации: планетарный, региональный и локальный, или местный (топический). Планетарный уровень представлен на Земле в единственном экземпляре — географической оболочкой. К геосистемам регионального уровня относятся крупные и достаточно сложные по строению структурные под­разделения эпигеосфсры – физико-географические, или ланд­шафтные, зоны, секторы, страны, провинции и др. Под система­ми локального уровня подразумеваются относительно простые НТК, из которых построены региональные геосистемы, – урочища, фации и некоторые другие.

Важнейшим свойством всякой геосистемы является се це­лостность.

Геосистемы относятся к категории открытых систем. Это значит, что они пронизаны потоками энергии и вещества, связывающими их с внешней средой.

В геосистемах происходит непрерывный обмен и преобра­зование вещества и энергии.

Всю совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации энергии, вещества, а также информации в гео­системе можно назвать ее функционированием.

Структура геосистемы – сложное, многоплановое поня­тие. Ее определяют как пространственно-временную организа­цию (упорядоченность) или как взаимное расположение частей и способы их соединения.

Различаются две системы внутренних связей в ПТК – вер­тикальная. т.е. межкомпонентная (например, выпадение атмо­сферных осадков, их фильтрация в почву и грунтовые воды), и горизонтальная, т.е. межсистемная, или латерильная (примеры горизонтальных связей – твердый и водный сток, стекание хо­лодного воздуха по склонам и др.). Составные части геосистемы упорядочены не только в пространстве, но и во времени, таким образом, в понятие структуры геосистемы следует включить и определенный, закономерный набор ее состояний, ритмически сменяющихся в пределах некоторого характерного интервала времени, которое можно назвать характерным временем или временем выявления геосистемы.

Все пространственные и временные элементы структуры геосистемы составляют ее инвариант. Инвариант – это совокуп­ность устойчивых отличительных черт системы, придающих ей качественную определенность и специфичность, позволяющих отличить данную систему от всех остальных.

Динамика – изменения системы, имеющие обратимый ха­рактер, – главным образом циклические изменения, происходя­щие в рамках одного инварианта; восстановление смены со­стояний, возникших после нарушения геосистемы внешними факторами (в том числе и хозяйственной деятельностью челове­ка). Динамические изменения говорят о способности геосистем до некоторого критического порога возвращаться к исходному состоянию, т.е. об устойчивости геосистемы.

Устойчивость и изменчивость – два важных качества гео­системы, которые определяют се своеобразную жизнестой­кость.

Развитие – определенное направленное необратимое из­менение, приводящее к конкретной перестройке структуры и, следовательно, к появлению новой геосистемы (например, за­растание озер, заболачивание озер).

Особого внимания заслуживает вопрос выделения в так­сономическом ряду ПТК узловой единицы, служащей связующим звеном между геосистемами регионального и локального уровней. Такой единицей, по мнению многих географов, являет­ся ландшафт. Ландшафт рассматривается как узловая категория в иерархии природных территориальных комплексов.

Региональные и локальные геосистемы изучаются как в индивидуальном, так и в типологическом плане (рис. 1). Это значит, что для науки и практики, с одной стороны, может пред­ставлять интерес каждый конкретный, т.е. индивидуальный, ПТК того или иного ранга (Русская равнина, таежная зона Рус­ской равнины), а с другой стороны, необходимо наши черты сходства, общие признаки среди множества конкретных ПТК данного ранга и свести это множество к некоторому числу ви­дов, классов, типов.

Роль типизации возрастает по мере понижения ранга гео­систем, так как невозможно изучить каждую конкретную фа­цию. Объектами исследования могут быть только типы, классы, виды. В природе существуют лишь конкретные индивидуальные геосистемы. Их типология – продукт научного обобщения.

Цели и задачи ландшафтоведения. Целью ландшафтове­дения является всестороннее изучение состава, структуры, динамики и функционирования территориальных и аквальных геосистем в сфере наземных ландшафтов, формирование правил и принципов применения ландшафтного подхода при хозяйственной организации территории.

Задачи ландшафтоведения:

  1. установление строения и структуры ПТК (помогает ус­тановить внутренние связи в геосистеме, определяющие степень се устойчивости);

  2. типология, систематизация и классификация ПТК;

  3. выяснение истории формирования ПТК, закономерно­стей их развития, составление ландшафтного прогноза. Историю развития необходимо знать для определения будущего направ­ления развития ландшафтов при влиянии на них разного соот­ношения природных и антропогенных факторов;

  4. выявление закономерностей территориальной диффе­ренциации и интеграции ПТК в процессе районирования (основа – ландшафтная карта);

  5. изучение и картирование ПТК – самая актуальная из за­дач, т.к. ландшафтные карты широко используются во всех ви­дах деятельности человека;

  6. изучение природно-ресурсного потенциала ландшаф­тов, выработка рекомендаций по их оптимальному использова­нию, оптимизации и охране;

  7. исследование влияния хозяйственной деятельности че­ловека на геосистемы регионального и локального уровня орга­низации, механизма формирования природно-антропогенных и антропогенных комплексов;

  8. изучение влияния окружающего ландшафта на соци­альную и духовную жизнь человека.

В своем развитии ландшафтоведение опирается на ряд общих принципов: объективность (НТК существуют объектив­но, имеют свою собственную структуру, свойства, качества и историю развития); генетический (исторический) принцип (изу­чение происхождения, развития и возраста ПТК); принцип отно­сительной однородности (наибольшая однородность свойствен­на наименьшим единицам – фациям; чем выше иерархический уровень, к которому принадлежит IITK, тем больше степень не­однородности); системный подход (рассмотрение ПТК как це­лостной системы различных иерархических уровней).