Тропическая Африка и ислам
Как хорошо видно из изложенного материала, ислам в целом сыграл огромную роль в формировании африканской государственности в зоне ее суданского пояса (о северной мусульманской Африке здесь не идет речь) и на восточном побережье. Как следует оценить эту роль, особенно с точки зрения тех генеральных принципов анализа традиционных восточных обществ, которые используются в рамках данной работы?
Первое, о чем надлежит сказать, – это важная, в некотором смысле решающая роль внешнего толчка. Во вводной части работы уже говорилось о комплексе условий и обстоятельств, обеспечивающих реализацию возможного генезиса первичного протогосударства в подготовленных к этому обществах. Там же упоминалось, что процессу генезиса государственности может способствовать факт существования рядом с трансформирующимся обществом уже сформировавшегося иного государства, что приводит, в частности, к эффекту трибализации и к более быстрому, нежели при сложении первичного протогосударства без внешнего воздействия, возникновению государственности. Ислам с его мощной и тесно связанной с религией, неотделимой от нее и в целом весьма простой политической культурой сыграл роль такого рода катализатора в северной части Тропической Африки. Можно много спорить на тему о том, что было раньше, яйцо или курица, т. е. ранние чисто африканские протогосударственные образования или воздействие со стороны мусульманского мира, но факт остается фактом: ислам способствовал резкому ускорению процесса и придал ему мусульманский характер.
Второе, что важно заметить в связи с проблемой ислама в Африке, – это своеобразие африканского ислама и откровенная слабость созданных при его содействии и во многом на его основе африканских государственных образований, особенно при сравнении их с теми, что были созданы мусульманами вне Африки, причем не только на Ближнем и Среднем Востоке, в Индии или Малайе, но даже и в Индонезии, тропики которой вполне сопоставимы с африканскими, равно как и расовый тип населения (правда, важную роль для Индонезии сыграло предшествовавшее исламу индо-буддийское культурное воздействие, подобного которому африканцы, в отличие от малайцев и индонезийцев, не имели). Своеобразие заключается и в том, что африканцы воспринимали ислам, во-первых, в какой-то мере выборочно и частично, т. е. африканский ислам не был равноценен первоначальному, особенно арабскому, представленному хотя бы тем же Магрибом, откуда в Западную и Центральную Африку шли потоки исламской культуры. А во-вторых, воспринимали ислам отнюдь не все африканцы в тех государственных образованиях, которые формировались с помощью мусульманских влияний и тем более были официально исламскими. Мусульманами, да и то далеко не всегда полными, т. е. соблюдавшими все нормы ислама, были лишь социально-политические верхи и связанные с транзитной торговлей слои населения, иногда кочевые племена. Что же касается массы земледельцев, то она нередко почти не была затронута мусульманским влиянием и жила по законам предков, согласно древним африканским нормам и традициям, в немалой мере сохранившимся и ныне, в том числе в тех странах и районах Африки, которые уже тысячу лет испытывают воздействие ислама.
Соответственно слабой оказалась и социально-политическая база исламских государств
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сущность проблематики
- Глава 1 Феномен Востока: история изучения и современные проблемы
- Что такое Восток?
- История изучения Востока
- Глава 2 Марксизм и отечественная историография о Востоке
- Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке
- Генезис социальных связей: реципрокный обмен
- Глава 4 Закономерности формирования государства на Востоке
- Развитое государство на Востоке
- Глава 5 Древнее Двуречье: возникновение первых государств
- Вавилония
- Глава 6 Древний Египет
- Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта
- Глава 7 Древние государства Западной Азии
- Глава 8 Империя Ахеменидов и завоевания Александра
- Империя Александра Македонского
- Глава 9 Древняя Индия: становление основ социальной структуры
- Варны
- Глава 10 Древняя Индия: политическая система и социальная структура
- Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н. э.)
- Рабы и неполноправные
- Глава 11 Древний Китай: формирование основ государства и общества
- Возникновение китайской цивилизации
- Китай в период Западного Чжоу (1027–771 гг. до н. э.)
- Трансформация чжоуской структуры
- Период Чжаньго («Борющиеся царства», V–III вв. до н. э.)
- Глава 13 Древний Восток: государство и общество
- Консервативная стабильность
- Специфика региональных очагов цивилизации
- Глава 1 Средневековье и проблема феодализма на Востоке
- Средневековье как этап истории Востока
- Глава 2 Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама
- Аравия до ислама
- Глава 3 Арабский халифат
- Государства распавшегося халифата
- Глава 4 Османская империя (Турция)
- Арабские страны под властью Турции
- Глава 5 Позднесредневековый Иран
- Афганцы и империя Дуррани
- Глава 6 Средневековая Индия до ислама
- Государство и община в Индии
- Глава 7 Индия под властью мусульманских правителей
- Государства Южной Индии в XV–XVI вв.
- Англичане в Индии (XVIII – середина XIX в.)
- Глава 8 Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи
- Формирование основ китайской конфуцианской империи при Хань
- Вторая династия Хань (25–220)
- Глава 9
- Китайская конфуцианская империя в период расцвета (VI–XIII вв.)
- Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя
- Глава 10 Закат китайской империи Юань, Мин, Цин
- Монголы и династия Юань (1280–1368)
- Маньчжуры и династия Цин в Китае
- Цинский Китай и внешний мир
- Бирма
- Камбоджа
- Малайя
- Филиппины
- Глава 13 Дальний Восток: Корея и Япония
- Япония до сёгунов (до XII в.)
- Глава 14 Средневековая Африка: Судан
- Центральный Судан
- Тропическая Африка и ислам
- Глава 15 Средневековая Африка: юг континента
- Южная Африка
- Глава 16 Государства и общества средневекового Востока
- Власть и собственник
- Традиционное восточное общество и его потенции