Малайя
Данные антропологии, археологии и палеолингвистики свидетельствуют о том, что на древнейший негроидный и аустро-меланезоидный расово-этнический субстрат в III–I тысячелетиях до н. э. наложился этнокультурный слой мигрировавших в Малайю из Юго-Западного Китая малайских племен, принесших с собой культуры неолита и бронзы. Выгодное географическое положение (через Малаккский пролив пролегают наиболее удобные торговые пути) способствовало превращению южной части полуострова в торговый перекресток, где на протяжении веков скрещивались пути индийских, арабских, затем китайских купцов и где поэтому уже с рубежа нашей эры возникали портовые города, служившие и перевалочной базой, и рынком, и носителем быстро распространявшихся культурных влияний.
Особо заметную роль играли здесь индийские купцы и вообще выходцы из Индии, включая представителей брахманских каст и буддийских монахов. Именно они создали в городских и портовых поселениях Малайи первоначальную социально-политическую и религиозно-культурную основу. Как говорилось, нечто похожее в это же время было и в континентальной части региона, где индийское влияние на ранних этапах становления цивилизации и государственности было весьма ощутимым. Это же коснулось, как о том будет идти речь далее, и островов Индонезии. Индийская первооснова была ощутима долгие века и вплоть до исламизации даже явственно преобладала, так что далеко не случайно регион в целом воспринимался иностранцами (европейцами) как нечто связанное с Индией, что и нашло свое отражение в упоминавшихся уже его наименованиях.
Первые протогосударства на территории Малайи, возникшие на рубеже нашей эры, были, таким образом, скорее иноземными анклавами, нежели результатом спонтанного развития местных этнических общностей. Однако со временем индо-буддийское религиозно-политическое ядро городских поселенцев обрастало тяготевшей к нему местной сельской периферией. Возникали протогосударственные образования типа городов-государств, значительная часть которых вначале находилась в вассальной зависимости от кхмерской Фунани либо, чуть позже, с VIII в., от суматранской Шривиджайи. Когда в XI в. южноиндийское государство Чолов овладело на некоторое время Шривиджайей, это отразилось и на малайских государствах, попавших под власть Чолов. В XII в. часть малайских княжеств оказалась под властью кхмерского Ангкора. Но одновременно от своих претензий на сюзеренитет не отказывались и суматранская Шривиджайя, и усилившееся государство Джамби, бывшее прежде вассалом Шривиджайи. В XIII в. среди малайских княжеств выделилось государство Трамбралинга, решившее освободиться от вассальной зависимости. Однако апелляция за помощью к тайскому Сукотаи привела лишь к тому, что Трамбралинга оказалась под властью Сукотаи. Долгие годы малайцы боролись за вытеснение тайцев из своей страны. А когда эта цель была достигнута, на гегемонию стал претендовать яванский Маджапахит.
Картина, в общем, достаточно ясна: малайские княжества, располагавшиеся в стратегически важном районе Юго-Восточной Азии и контролировавшие судоходство по
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сущность проблематики
- Глава 1 Феномен Востока: история изучения и современные проблемы
- Что такое Восток?
- История изучения Востока
- Глава 2 Марксизм и отечественная историография о Востоке
- Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке
- Генезис социальных связей: реципрокный обмен
- Глава 4 Закономерности формирования государства на Востоке
- Развитое государство на Востоке
- Глава 5 Древнее Двуречье: возникновение первых государств
- Вавилония
- Глава 6 Древний Египет
- Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта
- Глава 7 Древние государства Западной Азии
- Глава 8 Империя Ахеменидов и завоевания Александра
- Империя Александра Македонского
- Глава 9 Древняя Индия: становление основ социальной структуры
- Варны
- Глава 10 Древняя Индия: политическая система и социальная структура
- Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н. э.)
- Рабы и неполноправные
- Глава 11 Древний Китай: формирование основ государства и общества
- Возникновение китайской цивилизации
- Китай в период Западного Чжоу (1027–771 гг. до н. э.)
- Трансформация чжоуской структуры
- Период Чжаньго («Борющиеся царства», V–III вв. до н. э.)
- Глава 13 Древний Восток: государство и общество
- Консервативная стабильность
- Специфика региональных очагов цивилизации
- Глава 1 Средневековье и проблема феодализма на Востоке
- Средневековье как этап истории Востока
- Глава 2 Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама
- Аравия до ислама
- Глава 3 Арабский халифат
- Государства распавшегося халифата
- Глава 4 Османская империя (Турция)
- Арабские страны под властью Турции
- Глава 5 Позднесредневековый Иран
- Афганцы и империя Дуррани
- Глава 6 Средневековая Индия до ислама
- Государство и община в Индии
- Глава 7 Индия под властью мусульманских правителей
- Государства Южной Индии в XV–XVI вв.
- Англичане в Индии (XVIII – середина XIX в.)
- Глава 8 Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи
- Формирование основ китайской конфуцианской империи при Хань
- Вторая династия Хань (25–220)
- Глава 9
- Китайская конфуцианская империя в период расцвета (VI–XIII вв.)
- Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя
- Глава 10 Закат китайской империи Юань, Мин, Цин
- Монголы и династия Юань (1280–1368)
- Маньчжуры и династия Цин в Китае
- Цинский Китай и внешний мир
- Бирма
- Камбоджа
- Малайя
- Филиппины
- Глава 13 Дальний Восток: Корея и Япония
- Япония до сёгунов (до XII в.)
- Глава 14 Средневековая Африка: Судан
- Центральный Судан
- Тропическая Африка и ислам
- Глава 15 Средневековая Африка: юг континента
- Южная Африка
- Глава 16 Государства и общества средневекового Востока
- Власть и собственник
- Традиционное восточное общество и его потенции