Глава 5 Древнее Двуречье: возникновение первых государств
Представленная в предыдущих главах социологическая модель не может, разумеется, считаться универсальной. Это скорее своего рода путеводитель, позволяющий разобраться в хитросплетении тех многочисленных дорог, которые вели человечество от ранних социальных структур к развитым, от локальной группы и общины к государству, от эгалитаризма к иерархии. Реальная действительность человеческой истории многообразна. Но что характерно: при всем ее неохватном многообразии – от древнего Двуречья до современной Океании, от высоких культур Индии и Китая до весьма недавно вступивших на путь цивилизации африканских народов – генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы, они и берутся за основу при изложении различных материалов из истории стран и народов Востока.
Здесь стоит с самого начала сделать одну весьма существенную оговорку, значение которой будет становиться все очевиднее по мере более детального знакомства с материалом. Дело в том, что структурные формы, типологическое сходство которых берется за основу, суть лишь скелет того или иного общества. Конкретный же облик и тем более живой дух его зависят главным образом от его цивилизационных и религиозно-культурных параметров. Что же касается этих последних, то о них следует сказать в первую очередь самое главное: при всем своем несходстве и даже порой весьма заметном принципиальном противостоянии друг другу все они в чем-то опять-таки близки между собой. Эта близость, равно как и кардинальное отличие их от европейской антично-христианской традиции-цивилизации, в том, что они появились на свет и были призваны обрамлять отличные от европейской неевропейские структуры. Иными словами, системы идей и институтов во всех неевропейских традициях-цивилизациях, от дальневосточной до американской доколумбовой, различались весьма заметно, но притом разительно сходились в одном и основном: все они обслуживали структуры, где частнособственнические отношения не были главными и где поэтому не существовало всего того, что способствовало бы их быстрому и эффективному развитию, как то имело место в Европе.
Это не значит, что ни в одной из них изначально не было элементов, которые при иных обстоятельствах вели бы к иным результатам. Напротив, такое бывало и даже сыграло свою роль (феномен Финикии) в формировании античной структуры. Но эти элементы со временем отмерли, уступив место иным, целиком сориентированным на обслуживание командно-административной структуры в той или иной ее модификации в рамках данной неевропейской традиции-цивилизации. Можно добавить к сказанному, что процесс сложения системы идей и институтов в рамках каждой традиции-цивилизации шел весьма медленно, особенно на раннем этапе развития государств.
Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в VIII–VI тысячелетиях до н. э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сущность проблематики
- Глава 1 Феномен Востока: история изучения и современные проблемы
- Что такое Восток?
- История изучения Востока
- Глава 2 Марксизм и отечественная историография о Востоке
- Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке
- Генезис социальных связей: реципрокный обмен
- Глава 4 Закономерности формирования государства на Востоке
- Развитое государство на Востоке
- Глава 5 Древнее Двуречье: возникновение первых государств
- Вавилония
- Глава 6 Древний Египет
- Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта
- Глава 7 Древние государства Западной Азии
- Глава 8 Империя Ахеменидов и завоевания Александра
- Империя Александра Македонского
- Глава 9 Древняя Индия: становление основ социальной структуры
- Варны
- Глава 10 Древняя Индия: политическая система и социальная структура
- Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н. э.)
- Рабы и неполноправные
- Глава 11 Древний Китай: формирование основ государства и общества
- Возникновение китайской цивилизации
- Китай в период Западного Чжоу (1027–771 гг. до н. э.)
- Трансформация чжоуской структуры
- Период Чжаньго («Борющиеся царства», V–III вв. до н. э.)
- Глава 13 Древний Восток: государство и общество
- Консервативная стабильность
- Специфика региональных очагов цивилизации
- Глава 1 Средневековье и проблема феодализма на Востоке
- Средневековье как этап истории Востока
- Глава 2 Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама
- Аравия до ислама
- Глава 3 Арабский халифат
- Государства распавшегося халифата
- Глава 4 Османская империя (Турция)
- Арабские страны под властью Турции
- Глава 5 Позднесредневековый Иран
- Афганцы и империя Дуррани
- Глава 6 Средневековая Индия до ислама
- Государство и община в Индии
- Глава 7 Индия под властью мусульманских правителей
- Государства Южной Индии в XV–XVI вв.
- Англичане в Индии (XVIII – середина XIX в.)
- Глава 8 Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи
- Формирование основ китайской конфуцианской империи при Хань
- Вторая династия Хань (25–220)
- Глава 9
- Китайская конфуцианская империя в период расцвета (VI–XIII вв.)
- Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя
- Глава 10 Закат китайской империи Юань, Мин, Цин
- Монголы и династия Юань (1280–1368)
- Маньчжуры и династия Цин в Китае
- Цинский Китай и внешний мир
- Бирма
- Камбоджа
- Малайя
- Филиппины
- Глава 13 Дальний Восток: Корея и Япония
- Япония до сёгунов (до XII в.)
- Глава 14 Средневековая Африка: Судан
- Центральный Судан
- Тропическая Африка и ислам
- Глава 15 Средневековая Африка: юг континента
- Южная Африка
- Глава 16 Государства и общества средневекового Востока
- Власть и собственник
- Традиционное восточное общество и его потенции