Государства распавшегося халифата
Лишение халифа политической власти вызвало на Ближнем Востоке эффект полицентризма. Один за другим на месте бывшего единого государства стали возникать эмираты и султанаты, правители которых, чаще всего уже не претендовавшие на всеобъемлющую духовную власть в пределах своей страны (особенно это касалось султанов, признававших авторитет багдадского халифа в религиозной сфере), были, тем не менее, практически неограниченными властелинами. Но претензии на абсолютную власть сочетались с тем объективным обстоятельством, что сами вновь создававшиеся эмираты и султанаты были чаще всего непрочными и во многом случайными политическими образованиями, взлет и падение которых нередко зависели от способностей и удачливости того или иного царедворца, полководца, а то и выходца из низов, раба-гуляма. Слабость и кратковременность эмиратов и султанатов, их политическая неустойчивость зависели именно от недостаточной легитимности власти. Халифат держался столетиями, ибо имел высшую божественную санкцию на власть. Эмираты же и султанаты распавшегося халифата такой санкции, при формальном существовании багдадского халифа, не имели. Неудивительно, что в глазах массы подданных, да и завистливых царедворцев, эмиры и султаны были самозванцами, чья власть держалась только на силе. И при первом удобном случае любой из приближенных эмира либо султана, приобретя некоторую силу, не мог противостоять соблазну эту силу попытаться реализовать в собственных интересах. Отсюда и неустойчивость власти.
Политическая карта ближневосточного региона в Х – XIII вв., о которых теперь идет речь, была не только весьма пестрой, но и менялась буквально с калейдоскопической быстротой. Новые политические образования сменяли только что сформировавшиеся, а на них все чаще наслаивались этнические волны чуждых Ближнему Востоку пришельцев. Однако ни частые политические перемены, ни появление новых этнических волн не меняло сути тех кардинальных параметров, которые характеризовали ближневосточную исламскую структуру в целом. В сфере аграрных отношений сохранялось традиционное и даже усилившееся при исламских правителях абсолютное господство государства с характерной для него редисгрибуцией избыточного продукта, стекавшегося в казну. Формами взимания этого продукта по-прежнему были рента-налог (ушр, харадж и иные виды налогов), трудовые повинности, пошлины, формой редистрибуции – выплата из казны либо за счет казны доли налогов в качестве жалованья чиновникам и воинам, содержания правителям и привилегированным слоям населения из числа родственников и приближенных правителей. Условные владения типа икта были разновидностью такого жалованья и модификацией редистрибуции. Частных земельных владений типа мульков было немного, причем с них тоже брался в казну налог.
В городах, в сфере ремесла и торговли, по-прежнему господствовал строгий централизованный контроль власти при полном отсутствии каких-либо официальных оговоренных и тем более законодательно закрепленных свобод или правовых гарантий, не говоря уже о льготах и привилегиях. Самоуправление в городах не выходило за рамки удобной для властей практики ведения внутренних дел в рамках каждой из многочисленных корпораций, главы которых беспрекословно подчинялись городской администрации в лице наместника-хакима, градоначальника-раиса, надзирателя-мухтасиба, начальника стражи или судьи-кади.
Лишившее власти халифа государство Бундов просуществовало сравнительно недолго. Уже в 60-х годах Х в. выходец из гулямов среднеазиатского эмирата Саманидов бежал в
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сущность проблематики
- Глава 1 Феномен Востока: история изучения и современные проблемы
- Что такое Восток?
- История изучения Востока
- Глава 2 Марксизм и отечественная историография о Востоке
- Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке
- Генезис социальных связей: реципрокный обмен
- Глава 4 Закономерности формирования государства на Востоке
- Развитое государство на Востоке
- Глава 5 Древнее Двуречье: возникновение первых государств
- Вавилония
- Глава 6 Древний Египет
- Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта
- Глава 7 Древние государства Западной Азии
- Глава 8 Империя Ахеменидов и завоевания Александра
- Империя Александра Македонского
- Глава 9 Древняя Индия: становление основ социальной структуры
- Варны
- Глава 10 Древняя Индия: политическая система и социальная структура
- Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н. э.)
- Рабы и неполноправные
- Глава 11 Древний Китай: формирование основ государства и общества
- Возникновение китайской цивилизации
- Китай в период Западного Чжоу (1027–771 гг. до н. э.)
- Трансформация чжоуской структуры
- Период Чжаньго («Борющиеся царства», V–III вв. до н. э.)
- Глава 13 Древний Восток: государство и общество
- Консервативная стабильность
- Специфика региональных очагов цивилизации
- Глава 1 Средневековье и проблема феодализма на Востоке
- Средневековье как этап истории Востока
- Глава 2 Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама
- Аравия до ислама
- Глава 3 Арабский халифат
- Государства распавшегося халифата
- Глава 4 Османская империя (Турция)
- Арабские страны под властью Турции
- Глава 5 Позднесредневековый Иран
- Афганцы и империя Дуррани
- Глава 6 Средневековая Индия до ислама
- Государство и община в Индии
- Глава 7 Индия под властью мусульманских правителей
- Государства Южной Индии в XV–XVI вв.
- Англичане в Индии (XVIII – середина XIX в.)
- Глава 8 Китай в раннем средневековье: эпоха Хань и кризис империи
- Формирование основ китайской конфуцианской империи при Хань
- Вторая династия Хань (25–220)
- Глава 9
- Китайская конфуцианская империя в период расцвета (VI–XIII вв.)
- Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя
- Глава 10 Закат китайской империи Юань, Мин, Цин
- Монголы и династия Юань (1280–1368)
- Маньчжуры и династия Цин в Китае
- Цинский Китай и внешний мир
- Бирма
- Камбоджа
- Малайя
- Филиппины
- Глава 13 Дальний Восток: Корея и Япония
- Япония до сёгунов (до XII в.)
- Глава 14 Средневековая Африка: Судан
- Центральный Судан
- Тропическая Африка и ислам
- Глава 15 Средневековая Африка: юг континента
- Южная Африка
- Глава 16 Государства и общества средневекового Востока
- Власть и собственник
- Традиционное восточное общество и его потенции