Железнодорожный и авто- транспорт мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн. км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.
Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции - 65%, в Италии, Австрии и Испании — более 50%, в России - 43%).
В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.
По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япония (395 млрд. пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (192), ФРГ (60 млрд. пассажиро-км).
В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т.е. образуют общерегиональные системы железных дорог.
Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн. км, или 70% мировой транспортной сети).
Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн. машин, из которых 200 млн. в США), Западной Европы (более 200 млн. машин) и Японии (свыше 50 млн.).
Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.
В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).
Морской и внутренний водный транспорт мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения. Трубопроводный и воздушный транспорт мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
Морской и внутренний водный транспорт мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения. Трубопроводный и воздушный транспорт мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).
Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж — это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток — Новороссийск, Новороссийск — Архангельск); малый каботаж — перевозки между портами одного моря (Новороссийск — Туапсе).
По грузообороту (29 трлн. т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.
Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.
Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн. брутто-регистровых тонн (бр-рег т).
Самые большие флоты имеют Панама (72 млн. бр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн. бр-рег т). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.
Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти — из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.
Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США). Много крупных портов и на берегах Тихого (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя - Япония, Шанхай - КНР, Пусан - Республика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер — Канада и др.) и Индийского (Карачи — Пакистан, Бомбей и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка и др.) океанов. Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура - Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади — Кувейт и о. Харк — Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы. Мировой воздушный транспорт
Воздушный транспорт, как и автомобильный, в последние десятилетия демонстрирует устойчивое поступательное развитие, для которого даже при наличии редких и кратковременных спадов характерны «бумы» роста перевозок. Прогнозы развития мирового воздушного транспорта вполне оптимистичны. Ожидается, что к 2010 г. вклад его в мировую экономику составит 1,5 трлн. долл., будет обеспечено создание 30 млн. новых рабочих мест. Значительно возрастут и пассажирские авиаперевозки. Следует лишь добавить, что воздушный транспорт все более включается и в перевозку срочных грузов, темпы роста которых даже опережают темпы роста пассажирских перевозок.
Мировая сеть авиалиний дает возможность установить следующие основные направления воздушных перевозок:
1) между Европой и Северной Америкой;
2) между Европой и Южной Америкой;
3) между Европой и Ближним Востоком;
4) между Европой и Южной, Юго-Восточной, Восточной Азией, а также Австралией;
5) между Европой и Африкой;
6) между США и Восточной и Юго-Восточной Азией;
7) между США и Южной Америкой;
8) между США и Австралией.
На самой напряженной линии между Европой и Северной Америкой воздушный транспорт ежегодно перевозит десятки миллионов пассажиров.
В географической литературе уже не раз отмечалось, что географию мирового воздушного транспорта в значительной мере определяет сеть аэропортов, играющих роль важных узловых точек мировой транспортной системы. Всего в мире примерно 11–12 тыс. аэропортов, в том числе 1100 международных
В России, как самой большой по территории стране мира, использование воздушного транспорта давно уже стало насущной повседневной необходимостью. На расстояниях в 400–600 км с ним еще могут конкурировать автомобильный и железнодорожный транспорт, но на расстояниях более 1000 км в борьбе за пассажиров обычно выигрывает авиация. Что же касается географии международных полетов из России, то в 1990-х гг. она изменилась очень сильно. Полеты в другие страны СНГ уменьшились почти в три раза, а рейсы в страны дальнего зарубежья и Балтии выросли почти в пять раз. В конце десятилетия доля стран СНГ в этих полетах составляла примерно 1/3, зарубежной Европы - почти 2/5, зарубежной Азии - более 1/4.
- Предмет и объект науки эГиР и основные вопросы в отечественном и зарубежном ее вариантах. Три основные характеристики и три основных субъекта размещения.
- Понятие эГиР в ее отечественной школе (направлении). Виды наук, входящих в эГиР и тесно связанных с ней. Географические методы изучения эГиР и их характеристика.
- Поведенческие причины (связанные с поведением людей) кардинального различия в эГиР и их следствия. Принципы и закономерности, характеризуемые отечественной школой в эГиР.
- Экономические методы изучения эГиР и их характеристика. Родоначальники и смысл экономического подхода в эГиР.
- Мировые регионы хозяйствования, их деление на субрегионы и отражение в политической карте мира.
- Основные типологии стран мира. Классификация стран по географическому положению.
- Классификация стран по уровню экономического развития.
- Классификация стран по уровню развития человеческого потенциала.
- Географическая характеристика стран по формам организации государства.
- Половая структура населения, ее особенности и страны, к ним относящиеся. Возрастная структура населения, ее особенности и страны, к ним относящиеся.
- Половозрастная диаграмма. Дополнительные показатели здоровья нации по возрастной структуре.
- Показатели этно-религиозного и трудового состава населения мира.
- Показатель плотности населения и характеристика им размещения населения мира и мировых региональных центров скопления населения.
- Классификация хозяйственных типов территориальной концентрации населения. Урбанизация и свойства городского взрыва.
- Миграции, их виды и географические особенности в мире.
- Классификация мировых природных ресурсов (виды признаков и выделяемые по ним градации видов ресурсов).
- Характеристика размещения мировых ресурсов нефти и газа.
- Характеристика размещения угольных ресурсов мира.
- Характеристика размещения ресурсов черной металлургии мира.
- Характеристика размещения ресурсов цветной металлургии мира.
- Характеристика размещения мировых ресурсов химической промышленности (фосфоритов, апатитов, калийных солей).
- Характеристика размещения земельных и водных ресурсов мира.
- Характеристика размещения лесных и рекреационных ресурсов мира.
- Нефтяная промышленность мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Газовая промышленность мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Угольная промышленность мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Тепло- и гидроэнергетика мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Атомная энергетика и урановая промышленность мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Мировые нетрадиционные источники энергии: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Железорудная промышленность и черная металлургия мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Цветная металлургия мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Машиностроительные отрасли мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Химическая промышленность мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Лесная промышленность мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Железнодорожный и авто- транспорт мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Легкая промышленность мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Зерновое хозяйство мира: особенности отрасли в мировой отраслевой и межотраслевой структуре, факторы и важнейшие районы размещения.
- Экономико-географическая характеристика населения и природных ресурсов сша. Экономическое районирование сша.
- Особенности размещения отраслей сельского хозяйства и транспортной системы в сша.
- Экономико-географическая характеристика отраслей промышленности сша.
- География природных ресурсов и населения Канады.
- География основных отраслей хозяйства Канады.
- Экономико-географическая характеристика населения и природных ресурсов стран зарубежной Европы. Экономическое районирование зарубежной Европы.
- Особенности размещения отраслей сельского хозяйства и транспортной системы в зарубежной Европе.
- Экономико-географическая характеристика отраслей промышленности и науки в зарубежной Европе.
- Экономико-географическая характеристика населения и природных ресурсов стран зарубежной Азии. Экономическое районирование Зарубежной Азии.
- Особенности размещения отраслей сельского хозяйства и транспортной системы в зарубежной Азии.
- Экономико-географическая характеристика отраслей промышленности стран зарубежной Азии.
- Экономико-географическая характеристика населения, природных ресурсов и основных отраслей хозяйства европейских стран снг.
- Экономико-географическая характеристика населения, природных ресурсов и основных отраслей хозяйства азиатских стран снг.
- Экономико-географическая характеристика населения и природных ресурсов стран Африки. Экономическое районирование Африки.
- Особенности размещения отраслей хозяйства в странах Африки.
- Экономико-географическая характеристика населения и природных ресурсов и отраслей хозяйства в странах Латинской Америки. Экономическое районирование Латинской Америки.
- Экономико-географическая характеристика населения и природных ресурсов и отраслей хозяйства в Австралии и Океании. Экономическое районирование Австралии и Океании.
- Особенности размещения населения в Российской Федерации (рф).
- Характеристика размещения ресурсов нефти и газа в рф.
- Характеристика размещения угольных ресурсов рф.
- Характеристика размещения ресурсов черной металлургии рф.
- Характеристика размещения ресурсов цветной металлургии рф.
- Характеристика размещения ресурсов химической промышленности рф.
- Характеристика размещения земельных и водных ресурсов рф.
- Характеристика размещения лесных и рекреационных ресурсов рф.
- География отраслей нефтяной, газовой и угольной промышленности в рф.
- Характеристика размещения электроэнергетики рф.
- Особенности размещения предприятий черной металлургии рф.
- География отраслей цветной металлургии рф.
- География отраслей машиностроительного комплекса рф.
- Особенности размещения отраслей химического и лесного комплексов рф.
- География отраслей растениеводства рф.
- География отраслей животноводства рф.
- География населения, природных ресурсов и отраслей хозяйства Приволжского федерального округа рф.
- Особенности размещения населения, природных ресурсов и отраслей хозяйства Уральского федерального округа рф.
- География населения, природных ресурсов и отраслей хозяйства Южного и Северо-Кавказского федеральных округов рф.
- География размещения населения, природных ресурсов и отраслей хозяйства Сибирского федерального округа рф.
- География населения, природных ресурсов и отраслей хозяйства Дальневосточного федерального округа рф.