logo
2467_Territorialnaya_organizatsia_naselenia_GOS

33. Эгп как фактор развития городов. Структура экономик географического положения

Функции города - это та роль, которую он играет в обществе. В каждом городе есть функции градообслуживающие и градообразующие. Градообслуживающие функции предназначены для населения самого города (внутригородской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, хлебопекарная промышленность и т. п.). Они примерно одинаковы во всех городах. Поэтому типология городов по функциям учитывает только градообразующие функции, которые поставляют продукцию (услуги) для территорий вне данного города. Такие функции могут быть центральными (разнообразное обслуживание окружающей территории - административное управление, оптовая и розничная торговля, бытовое и культурное обслуживание и др.) и специальными (какие-либо отрасли промышленности, транспорта или непроизводственной сферы). Города с центральными функциями внутри каждой страны образуют иерархическую систему, связанную с административно-территориальным делением. На вершине этой иерархии находится столица, обслуживающая всю страну, а на самом нижнем этаже — определенное количество (в зависимости от размеров страны) местных центров, обслуживающих окружающую сельскую территорию. Чем. крупнее город, тем больше градообразующих функций он имеет, но и в полифункциональных городах обычно все-таки можно выделить одну - две главные функции, которые и учитываются при типологии. Таким образом, получаются города промышленно-транспортные, административно-рекреационные и т. п. центры. Средние и особенно малые города часто имеют только одну градообразующую функцию, что ставит их в зависимое положение от экономических колебаний в соответствующей отрасли хозяйства, и не способствует дальнейшему развитию. Какие же факторы обуславливают тот факт, что некоторые города постоянно развиваются, концентрируют все новые и новые функции и достигают гигантских размеров, тогда как другие города остаются небольшими на протяжении десятилетий, или вообще угасают? Ответ на этот вопрос дает теория экономико-географического положения городов, основные положений которой были разработаны российским географом Н. Н. Баранским (1881—1963). Экономико-географическое положение (ЭГП) — это положение города относительно объектов, имеющих для него экономическое значение. Его следует отличать от физико-географического положения — относительно природных объектов (морских побережий, горных хребтов и т. д.), которые могут иметь, а могут и не иметь влияния на экономику города.

ЭГП складывается из отдельных компонентов, каждый из которых может состоять из нескольких элементов. Компоненты ЭГП (с важнейшими элементами):

1) природно-географическое положение:

- относительно природных зон (природных условий);

— относительно природных ресурсов;

2) промышленно-географическое положение:

— относительно главных источников сырья, топлива и энергии (т. е. главных центров добывающей промышленности);

- относительно главных центров обрабатывающей промышленности;

3) аграрно-географическое положение:

— относительно районов производства сельскохозяйственного сырья;

— относительно районов производства продуктов питания;

4) транспортно-географическое положение:

— относительно важнейших внутренних транспортных магистралей;

— относительно транспортных узлов международного значения;

5) рыночно-географическое положение:

- относительно районов сбыта продукции (услуг) отраслей специализации;

— относительно районов снабжения потребительскими товарами;

6) геодемографическое положение:

- относительно районов с приростом населения (с потенциалом роста количества трудовых ресурсов);

- относительно центров науки, образования и культуры (с потенциалом роста качества трудовых ресурсов);

7) политико-географическое положение:

— относительно столицы государства;

— относительно государственных границ;

8) военно-стратегическое положение:

- относительно имеющих оборонительное значение объектов;

- относительно очагов политических (военных) конфликтов. Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для современных городов является транспортно-географическое положение. Но любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных масштабах. Соответственно, можно выделить четыре иерархических уровня ЭГП:

1) микроположение - положение в ближайшем окружении города;

2) мезоположение — положение в рамках большой части страны или небольшого государства;

3) макроположение — положение в границах крупных государств;

4) мегаположение — положение в масштабах всего мира или его регионов.

При возникновении городов в средневековой Европе главным было выгодное микроположение. Но для дальнейшего развития необходимым оказалось выгодное мезо- и макро- ЭГП. Современные крупнейшие города мира развиваются благодаря выгодному мегаположению, хотя образовались в свое время они благодаря микроположению, а выделились среди других городов в своей стране благодаря выгодным мезо- и макроположениям. Но сегодня для их функционирования наиболее важны связи с другими подобными городами ("мировыми городами"), а не связи с внутренними районами своих стран или тем более связи с ближайшим окружением. Поэтому они даже внешне (а тем более по функциональной сути и образу жизни жителей) больше похожи друг на друга, чем на другие города в той стране, где они находятся. Недаром жители глубинных районов в каждой стране говорят, что "Нью-Йорк -это не США, а совсем другой мир", "Москва - это не Россия", "Шанхай — это не Китай" и т. д.

В рамках конкретных территорий (стран или районов) можно выделить несколько внутриареальных видов экономико-географического положения: центральное, периферийное, глубинное, приграничное. Естественно, что для осуществления тех или иных функций более выгодным будут разные виды ЭГП. Так, для административного управления и концентрации внутренних экономических связей наиболее выгодно центральное ЭГП, которое обеспечивает равную доступность до всех частей территории. А для экономических связей с зарубежными государствами (другими районами) более выгодным будет приграничное или периферийное положение. Так, Москва, занимавшая центральное положение в Европейкой части Российской империи, осталась главным внутренним торговым центром страны даже тогда, когда внешняя торговля переместилась в XVIII в. в специально построенный на периферии страны для укрепления связей с зарубежной Европой Санкт-Петербург. Наименее выгодно, как правило, глубинное положение — вдали и от центра, и от границ территории.