Лекция 1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Закономерности. Принципы и факторы рпс
Каждая наука обладает терминологическим набором понятий и представлений, образующих в совокупности ее понятийный аппарат. Формирование понятийного аппарата – длительный и сложный процесс. Одни понятия и определения устаревают и исчезают из научного лексикона, другие приобретают новые значения, становясь предметом заимствования другими науками. Взамен им возникают и входят в научный обиход новые, более адекватные изменяющимся требованиям и условиям научного поиска, понятия и термины, отражающие с большой полнотой и доступностью сущность тех или иных явлений и процессов, а также объектов окружающего нас мира. Однако их применение в практической деятельности и научных объяснениях нередко вызывает трудности, переходящие иногда в проблему. Поэтому вопросы совершенствования понятийного аппарата науки, правильности его использования заслуживают значительного внимания и развития. Проблема усложняется при использовании отдельных научных категорий и понятий несколькими науками одновременно. К таким относятся: территориальные социально-экономические системы (ТСЭС), географическое разделение труда, территориальная организация общества, территориальная организация производительных сил, общественно-территориальный комплекс, территориально-производственный комплекс (ТПК), регион, экономический район и др.
Поскольку данный курс посвящен размещению производительных сил и региональным особенностям их развития, остановимся на научном определении самого понятия «производительные силы».
Производительные силы – совокупность средств производства и людей, приводящих их в действие. Средства производства, в свою очередь, состоят из средств труда и предметов труда.
Средства труда – вещи, с помощью которых люди воздействуют на природу, и предметы труда для получения материальных благ.
Предметы труда – все то, к чему прилагается человеческий труд и подвергается обработке для личного и производственного потребления (уголь, лес, земля и т.п.).
В пространственном отношении производительные силы образуют экономические и социально взаимосвязанные территориальные сочетания элементов общественного воспроизводства – территориальные социально-экономические системы. Последние, сообразуясь со своим масштабом и значимостью, составляют отдельные звенья в системе географического разделения труда.
Территориальные социально-экономические системы (ТСЭС) представляют собой различного ранга формы пространственной организации социально-экономической жизни и деятельности общества в виде: промышленного или сельскохозяйственного предприятия, города, промышленного центра, района, области, страны, региональной интеграционной группировки стран и т.п. Вне зависимости от значения всем ТСЭС присущи два обязательных свойства – территориальность и комплексность.
ТСЭС являются сложными, открытыми, динамичными системами, имеющими вход и выход, собственный социально-экономический процесс развития, прямые и обратные связи, ограничения, свойства саморегулирования и самовосстановления. В каждой из них можно выделить функциональные и территориальные подсистемы. Применительно к ТСЭС областного или регионального уровней в качестве функциональных подсистем (компонентов) выделяются:
территория;
природно-ресурсный потенциал;
население и трудовые ресурсы;
промышленность;
сельское хозяйство;
инфраструктура.
В экономической литературе все это объединяется единым понятием «факторы производства» (иногда их еще называют «экономические ресурсы общества»).
Формирование и развитие ТСЭС осуществляется непрерывно во времени и пространстве. Процессы, происходящие в слагаемых и их подсистемах (и между ними), отличаются разными материальными носителями, интенсивностью, импульсивностью, цикличностью и проч.
Наиболее динамичной и доминирующей из подсистем ТСЭС является производственная (промышленная, сельскохозяйственная). Она оказывает практически определяющее воздействие на все другие подсистемы. Движение, развитие и роль отдельных подсистем различных ТСЭС не однозначны (также как не однозначны роль и развитие самих подсистем), в своем развитии могут опережать другие, в силу ряда обстоятельств могут отставать или находиться в состоянии стагнации.
В таком состоянии находятся сейчас многие страны и регионы бывшей мировой социалистической системы.
К другим важным научным категориям курса, с которыми будем работать в процессе его изучения, относятся понятия:
размещение производительных сил;
территориальная организация производительных сил и общества;
географическое (территориальное) разделение труда;
факторы развития и размещения производительных сил;
формы территориальной организации производительных сил (специализация, кооперирование, комбинирование, агломерирование);
экономическое районирование;
экономический район;
региональная экономическая политика;
экономико-географическое (геополитическое положение);
энергопроизводственные циклы;
территориально-производственные комплексы и др.
Ученые давно заметили, что в размещении производительных сил существуют определенные пространственные закономерности. Их поискам, а также выявлению законов, определяющих территориальную организацию производительных сил, издавна уделяли пристальное внимание географы и экономисты. В этом отношении выделяется работа И. Тюнена, который на основе математических расчетов рентабельности сельскохозяйственного производства попытался смоделировать кольцевое расположение систем сельского хозяйства в зависимости от удаления от центра «изолированного государства» (теоретически существующая страна). Хотя многие расчеты И.Т. Тюнена сейчас представляются наивными, ему все же удалось создать абстрактную экономико-математическую модель, характеризующую в первом приближении закономерность размещения пригородного сельскохозяйственного производства (пригородных сельскохозяйственных зон).
А. Вебер, анализируя пространственные закономерности в размещении промышленности, пришел к выводу о действии в ней так называемой «теории штандартов», суть которой заключается в том, что промышленные предприятия размещаются, исходя из стремления к минимизации затрат на транспорт и оплату труда, а также агломерирования, т.е. сосредоточения в определенных пунктах в целях экономии средств за счет совместного использования объектов производственной и социальной инфраструктуры.
А. Леш, стоя на противоположных позициях и критикуя теорию наименьших издержек А. Вебера, считал окончательным и единственным условием, определяющим выбор места для создания предприятий в странах с рыночной экономикой, возможность извлечения максимальной прибыли.
В. Кристаллер обосновал теорию центральных мест, согласно которой города, как центры общественной жизни и производства, размещаются в пространстве в определенной закономерности, в частности, города равной иерархической значимости – на одинаковых расстояниях друг от друга в виде кристаллической решетки, напоминающей рисунок пчелиных сот (т.е. шестиугольников).
Идеи поиска пространственных закономерностей в размещении производительных сил, а также попытки их моделирования нашли свое продолжение в работах У. Изарда, Дж. Чорли, П. Хаггета. Ю. Медведкова и др. ученых.
Обобщая результаты достижений ученых различных стран в области пространственной организации производительных сил и элементов их территориальной структуры, можно сделать следующие выводы:
Пространственное распределение человеческой деятель-ности отражает ее стремление приспособиться к фактору расстояния.
Решения о размещении элементов производительных сил принимаются с таким расчетом, чтобы свести к минимуму усилия по преодолению «трения» расстояния. Эта концепция, известная под названием закона минимальных усилий, или «принципа наименьших усилий», вытекает из вывода, что все целенаправленные действия человека выполняются в соответствии с кратчайшим расстоянием.
Все местоположения в принципе досягаемые, но некоторые из них характеризуются лучшей доступностью по сравнению с другими. Доступность – это относительная стоимость какой-то территории, которая определяется ее отношением к транспортной сети или иным объектам, имеющим какое-либо экономическое значение. В денежном выражении «доступность» проявляется в виде рентных выплат, зависящих от расположения территории (объекта) по отношению к рыночному центру, транспортному узлу, автодорогам и т.п.
В человеческой деятельности проявляется стремление к агломерации для использования тех выгод, которые обеспечиваются «экономичностью» укрупнения при условии, что различные отрасли хозяйства концентрируются в одном и том же месте. «Агломерированность» наиболее проявляется в урбанизации, т.к. связана с сосредоточением различных видов человеческой деятельности в одном месте, что приводит к возникновению крупных городов, городских агломераций и мегаполисов. «Агломе-рированность» - объективный процесс относительно любой сферы человеческой деятельности. Из «агломерированности» вытекает такая важная для размещения промышленности форма ее территориальной организации как «концентрация».
На основании вышеизложенных положений можно сделать вывод о наличии и действии в развитии и размещении производительных сил, по крайней мере, пяти законов (по М.М. Паламарчуку, Н.Д. Пистуну, О.И. Шаблию):
Закон пропорционального развития компонентов территориальных социально-экономических систем (ТСЭС);
Закон рационализации территориально-экономических связей (закон экономико-географического тяготения);
Закон территориальной концентрации производительных сил (закон агломерирования производительных сил);
Закон территориальной дифференциации производительных сил;
Закон территориального комплексирования производительных сил.
Закон пропорционального развития компонентов территориальных социально-экономических систем. Благодаря его действию обеспечивается наиболее рациональный (при данном уровне развития производительных сил) обмен энергией, веществом и информацией в любом месте территории.
Практически это динамическое равновесие проявляется между социальными, экономическими, техническими и природными составляющими данной геосистемы. Важнейшей проблемой здесь выступает разработка качественных и количественных параметров данной пропорциональности. Обоснованность и учет практической деятельности этих параметров обеспечивают реальную пропорциональность развития ТСЭС любого ранга. Данная пропорциональность выступает основой формирования определенной функциональной структуры ТПК в системе территориальной организации общества и ее производительных сил.
2. Закон рационализации территориально-экономических связей (закон экономико-географического тяготения) отражает динамичный процесс отбора выгодных пространственных «агентов» экономического тяготения (технологических звеньев, источников сырья, топлива, трудовых ресурсов, пунктов реализации продуктов и т.д.) в условиях функционирования экономико-географических комплексов.
Устойчивые территориальные связи как внутри ТСЭС, так и между ними (связи по кооперированию) характеризуют уровень их комплектности. Действие этого закона «отвечает» за формирование оптимальных параметров элементов территориальной структуры ТСЭС любого ранга, за реализацию условий территориального разделения труда и выгод экономико-географического положения изучаемого объекта.
3. Закон территориальной концентрации производительных сил проявляется в выборе наиболее выгодных мест (прежде всего населенных) для агломерирования, комбинирования и кооперирования всех видов производственной и непроизводственной деятельности населения с целью повышения производительности труда.
Достижение оптимальных параметров уровней концентрации производительных сил, с учетом требований охраны природы и условий жизни населения, - одна из важнейших задач современной социально-экономической географии.
4. Закон территориальной дифференциации производительных сил выражается в народнохозяйственной специализации, обусловливающей выбор на хозяйственно освоенной территории мест (пунктов) экономически выгодных уровней концентрации определенных видов человеческой деятельности. При этом исходят из наличия и сочетания природных условий и ресурсов, а также социально-экономических факторов.
Индексы территориальной специализации (локализации) служат важнейшим аналитическим материалом для уточнения границ экономико-географических районов, выделения отдельных элементов территориальной структуры ТСЭС.
5. Закон территориального комплексирования производительных сил обеспечивает взаимосвязь систем расселения с размещением производственных предприятий, предприятий непроизводственной сферы и инфраструктуры, а также создание рациональных технолого-экономических звеньев в народном хозяйстве, формирующихся на основе комбинирования и специализации трудовой деятельности.
Благодаря действию вышерассмотренных законов обеспечиваются: наиболее рациональный обмен энергией, веществом, информацией между социальными, экономическими, техническими и природными составляющими территориальных социально-экономических систем, т.е. стран и отдельных регионов. При этом обеспечивается достижение качественных и количественных параметров пропорциональности в развитии отраслей и межотраслевых связях; осуществляется динамичный процесс отбора выгодных пространственных «агентов» экономического тяготения (технологических «звеньев», источников сырья, топлива, трудовых ресурсов и т.д.); выбор наиболее выгодных мест для агломерирования, комбинирования и кооперирования всех видов производственной и непроизводственной деятельности населения с повышением производительности труда; специализация и кооперирование стран и регионов на определенных видах человеческой деятельности (исходя из наличия и сочетания природных условий и ресурсов, а также социально-экономических факторов); обеспечивается взаимосвязь систем расселения с размещением производства, предприятий непроизводственной сферы и инфраструктуры, а также создание рациональных технолого-экономических звеньев в хозяйстве, формирующихся на основе комбинирования, кооперирования, специализации трудовой деятельности.
Из действия вышерассмотренных законов вытекают закономерности размещения производительных сил, выражающие, по Э.Б. Алаеву, наиболее общие причинно-следственные отношения между территорией (территориальными ресурсами) и общественным производством. Данные закономерности отражают тяготение отдельных видов хозяйственной деятельности человека к территориям, характеризующимся определенными особенностями рельефа, природно-ресурсного потенциала, доступности, а также историко-географическими условиями и уровнями экономического развития, что в совокупности определяет структуру и формы пространственной организации производительных сил. По мнению П.В. Луцишина, общепризнанными считаются три закономерности:
рациональное размещение для экономии общественно-полезных затрат;
планомерное, пропорциональное размещение для оптимизации территориальных пропорций;
гармонично комплексная территориальная организация народного хозяйства для максимального использования местных ресурсов регионов.
Исходя из стратегических целей развития народного хозяйства, действия законов и закономерностей размещения производительных сил формулируются принципы их территориальной организации и региональной экономической политики.
1. Принцип рационального размещения производства. Он вытекает из действия соответствующей закономерности. Его содержание заключается в стремлении к такому размещению производительных сил, которое обеспечило бы высокую эффективность функционирования народного хозяйства при минимальных затратах. Это достигается следующими мерами:
приближением материалоемких, энергоемких, водоемких отраслей к источниками топлива, энергии, воды;
приближением трудоемких производств к районам и центрам сосредоточения трудовых ресурсов;
приближением массового производства малотранспор-табельной продукции к местам ее потребления;
избежанием встречных перевозок однотипной продукции.
2. Принцип оптимального размещения производства. Оптимальность означает выбор лучшего варианта, не только из наличных, но и вообще из всех возможных. Например, из-за создания металлургического комплекса достигается высокая эффективность работы отрасли, однако это приведет к излишней концентрации вредных производств с соответствующим увеличением затрат на охрану окружающей среды. Последнее может свести на нет полученные выгоды от создания комплекса.
3. Принцип сбалансированности и пропорциональности. Означает такое размещение производства, когда достигается равновесие между взаимодействующими производственными мощностями: между объемом производства и сырьевыми, энергетическими, водными, земельными и др. ресурсами.
4. Принцип комплексности. Вытекает из действия соответствующего закона развития ТСЭС. На практике он реализуется:
комплексным использованием природных ресурсов, включая отходы производства (лесопиления, металлургического производства и т.п.);
рациональным использованием трудовых ресурсов (путем создания в регионе таких производств, которые обеспечили бы занятость всем слоям населения, вне зависимости от пола, возраста, образования и т.п.);
созданием единой инфраструктуры;
установлением производственно-технологических связей между предприятиями территории (района, города и т.п.).
Принцип комплексности обеспечивает наивысший уровень специализации района с учетом территориального (географического) разделения труда.
5. Принцип учета рациональных форм общественной организации производства (концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования). Сущность принципа заключается в том, что характер размещения должен стимулировать развитие эффективных форм территориальной организации общественного производства.
6. Принцип учета международного географического разделения труда. Согласно этому принципу государство стремится развивать на своей территории такие производства и в таком объеме, которые соответствуют его преимуществам в части «факторов производства» (экономическим ресурсам) и продукция которых пользуется спросом на международном рынке.
Развитие таких производств и целых отраслей должно поощряться. Одновременно либерализовать импорт таких видов продукции, которые в стране не производятся.
Существуют страны, которые всю свою экономику строят на экспорте 1-го или 2-3-х товаров. Такая экономика называется экспортно-ориентированной (развивающиеся страны). На более высокой стадии экономического развития развиваются импортозамещающие производства.
7. Принцип сохранения экологического равновесия («устойчивого развития»). В настоящее время – приоритетный. Ему должны подчиняться все прочие, которые появляются вследствие различных вариантов размещения производства. В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Международная конференция глав правительств стран мира, на которой была принята концепция устойчивого, экономически, социально и экологически сбалансированного развития мира, согласно которой требуется:
сохранение энергобаланса между потребностями общества и возможностями природы;
улучшение качества жизни и состояния окружающей среды.
8. Принцип ограничения централизма. Заключается в органическом соединении интересов страны и регионов, предприятий, населения. Государство не должно вмешиваться в деятельность предприятий и местных органов власти. Оно лишь создает при помощи экономических рычагов льготы и систему налогообложения, которые стимулируют развитие и размещение предприятий, отвечающих интересам страны, региона, населенного пункта и т.д.
Соблюдение принципов размещения производительных сил является основой региональной политики государства.
Региональная политика - это сфера управления экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах. Эта политика осуществляется по следующим направлениям:
оптимальные соотношения и взаимодействия сил регионального развития в государственном, кооперативном, частном и проч. секторах национальной экономики;
гармоничное взаимодействие государственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления;
сближение уровней социально-экономического развития регионов;
соблюдение социальной справедливости в территориальной, демографической и экологической политике.
Применительно к современной социально-экономической и демографической ситуации в странах бывшего СССР основными принципами их региональной политики являются:
предпочтение интересов региона интересам отраслей, ведомств и отдельных предприятий и организаций;
всесторонний учет экономических, технологических, этнических, экологических и социально-экономических предпосылок в развитии регионов;
приоритет интенсивного, ресурсосберегающего подхода к размещению производительных сил при ограничении материалоемкости производства.
Средством регулирования территориальной организации производительных сил страны и её социально-экономического развития должны стать региональные программы.
- Часть I
- Введение
- Литература
- Лекция 1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Закономерности. Принципы и факторы рпс
- Факторы размещения производительных сил и их экономическая оценка
- Группа природных факторов
- Социально-демографические факторы
- Экономические факторы
- Лекция 2. Экономическое районирование и территориальная структура народного хозяйства Украины
- Промышленное и экономическое районирование
- Лекции 3, 4. Население и трудовые ресурсы Украины
- Естественное движение населения
- Плотность населения
- Современное городское население
- Сельское население
- Системы расселения
- Миграции населения
- Лекции 5, 6. Природно-ресурсный потенциал Украины
- Земельные и агроклиматические ресурсы
- Минеральные ресурсы
- Водные ресурсы
- Лекция 7. Народнохозяйственный комплекс Украины
- Отраслевые специализированные районы
- Характеристика промышленных агломераций. Донецко-Макеевская промышленная агломерация
- Луганская промышленная агломерация
- Днепропетровско-Днепродзержинская промышленная агломерация
- Запорожская промышленная агломерация
- Криворожская промышленная агломерация
- Харьковская промышленная агломерация
- Промышленные узлы
- Полтавский промышленный узел
- Киевская промышленная агломерация
- Одесская промышленная агломерация
- Львовская промышленная агломерация
- Промышленное и экономическое районирование
- Общая характеристика
- Угольная промышленность
- Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли
- Газовая промышленность
- Торфяная промышленность
- Электроэнергетика
- Лекция 9. Металлургический комплекс Украины
- Сырьевая база
- Факторы размещения потребителей черной металлургии
- Цветная металлургия
- Лекция 10. Машиностроительный комплекс Украины
- Размещение основных отраслей
- Тяжёлое машиностроение
- Транспортное машиностроение
- Турбо-, дизелестроение и электротехника
- Электронная и радиотехническая промышленность
- Станкостроение, приборостроение и инструментальная промышленность
- Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение
- Химическое машиностроение
- Подъемно-транспортное, строительное и дорожное машиностроение
- Производство технологического оборудования для стройиндустрии, лёгкой и пищевой промышленности
- Характеристика машиностроительных районов
- Лекция 11. Химико-лесной комплекс Украины
- Размещение основных отраслей
- Коксохимическая промышленность
- Сернокислотная промышленность
- Промышленность минеральных удобрений
- Содовое производство
- Лакокрасочная промышленность
- Производство синтетических смол, пластмасс и химических волокон
- Нефтехимическая и резиноасбестовая отрасли
- Характеристика промышленных узлов
- Лесопроизводственный комплекс Общая характеристика
- Размещение лесов и их качественная характеристика
- Отраслевая и территориальная структура комплекса
- Лекция 12. Строительный комплекс Украины Общая характеристика
- Производство строительных материалов
- Цементная промышленность
- Производство сборного железобетона и шифера
- Производство кирпича, нерудных строительных материалов и строительного камня
- Производство стеновых материалов, стройкерамики, фарфора и стекла
- Часть I