Транспортное машиностроение
Транспортное машиностроение поставляет народному хозяйству тепловозы, электровозы, железнодорожные вагоны, морские и речные суда, самолеты, грузовые и легковые автомобили, автобусы. Производство тепловозов металлоемкое, поэтому тяготеет к центрам металлургии и развитого железнодорожного транспорта. Тепловозостроение сформировалось на базе паровозостроения; оно сосредоточено в Луганске и Харькове, где размещены наибольшие в СНГ Луганский тепловозостроительный завод и Харьковский завод транспортного машиностроения. Эти заводы с 1947 г. полностью перешли на производство тепловозов. Ряд предприятий специализируется по ремонту тепловозов. Наибольшие из них размещены в больших городах и железнодорожных узлах: в Киеве, Львове, Днепропетровске, Полтаве, Одессе, Запорожье, Конотопе, Дружковке. С начала 90-х годов в г.Днепропетровске организован выпуск магистральных электровозов.
Вагоностроение в Украине начало развиваться еще со второй половины XIX столетия в Днепродзержинске и Крюкове (теперь - правобережная часть Кременчуга). Ныне вагоностроительные заводы специализируются на производстве большегрузных железнодорожных вагонов. Вагоностроительные заводы работают в Кадиевке, Кременчуге, Днепропетровске. В Мариуполе на заводе тяжёлого машиностроения налажено производство железнодорожных цистерн и цельнометаллических вагонов. Кроме того, производство вагонов есть на некоторых больших вагоноремонтных заводах, например, Дарницком в Киеве.
Вагоноремонтные заводы размещены в больших железнодорожных узлах, в Киеве, Львове, Харькове, Одессе, Полтаве, Запорожье, Днепропетровске, Конотопе, Попасном. Для ремонта подвижного состава городского электротранспорта в больших городах (Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Донецке, Львове и др.) созданы специальные ремонтные заводы. Наибольший из них - Киевский завод городского электротранспорта им. Дзержинского.
В настоящее время вагоноремонтные заводы осуществляют программу капитального ремонта и реставрации старого подвижного состава. В Луганске организовано производство дизель-поездов и трамваев, в г. Днепропетровске - пригородных электропоездов и троллейбусов.
Морское судостроение в Украине начало развиваться в конце XVIII ст. Первая верфь была сооружена в 1779 г. в Херсоне. В 1787 г. ее перевели в г.Николаев как место, более удобное для выхода в Черное море. Первое судно в Николаеве сошло со стапелей в 1790 г. Здесь сооружаются грузовые и пассажирские суда преимущественно для потребностей торгового флота.
Наибольшим центром морского судостроения в Украине является г. Николаев, где работают три судостроительных завода - Черноморский, «Океан», им. 61 Коммунара. Они выпускают разнообразные океанские и морские суда - танкеры, сухогрузы, дизель-электроходы.
Вторым центром морского судостроения стал Херсон. Здесь размещен судостроительно-судоремонтный завод им. Коминтерна, который сооружает разные типы океанских и морских судов. Судостроительный изготовляет доки для морских портов и портальные краны.
В Киеве выпускают морские траулеры. Крупный судостроительный завод «Залив» функционирует в Керчи.
Судостроение и судоремонт развиты в больших морских портах: Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе.
Речное судостроение размещено в основных речных портах. В Киеве на заводе «Ленинская кузница» строят пассажирские и буксировочные суда, траулеры, рефрижераторы. Судостроение в Киеве существует уже свыше 100 лет.
Завод речного судостроения есть в Херсоне; здесь выпускают катера, теплоходы, земснаряды, судна озерного типа. Речное судостроение и судоремонт есть в Запорожье, Измаиле, Вилкове, Килии (на Дунае).
Судостроительная промышленность развивается в направлении дальнейшего увеличения выпуска океанских и больших морских сухогрузных судов и танкеров, рыбопромышленных и приемотранспортных судов, пассажирских теплоходов, лесовозов, судов на подводных крыльях, на воздушной подушке и мощных грузовых судов типа «река-море», барж, плавучих доков.
В структуре автомобильной промышленности выделяются специализированные автозаводы. Одни из них выпускают грузовые, другие - легковые автомобили, автопогрузчики, автобусы. Автомобилестроение ориентируется на научно-техническую базу, поэтому сосредоточено в больших промышленных центрах.
Первенцем автомобилестроения в Украине стал Львов, где был сооружен наибольший в СНГ автобусный завод на базе завода автопогрузчиков. В Одессе работает завод, который выпускает автокраны, а в Кременчуге - завод мощных большегрузных автомобилей. Запорожье выпускает микролитражные автомобили «Таврия». Для обеспечения их моторами построен моторный завод в Мелитополе. Освоено производство небольших пассажирских автомашин в Луцке. Сооружен автосборочный завод в Луганске. В последнее время осуществляются межгосударственные проекты «ЗАЗ-Daewooo» (Запорожье, Одесса), ряд авторемонтных заводов на базе сборки узлов производят автомобили «ВАЗ», «АЗЛК», «Волга» и др.
Автомобильная промышленность кооперируется с заводами, которые выпускают двигатели, отдельные узлы и агрегаты автомобилей (Мелитополь, Полтава, Кременчуг, Херсон, Чернигов, Синельниково), электрооборудование (Херсон), подшипники (Харьков, Винница), приборы, металлические изделия; созданы специализированные предприятия для выпуска запасных частей (Чернигов и др.).
В Украине много авторемонтных заводов, которые специализируются на ремонте разных типов автомобилей. Наибольшие из них построены в больших городах: Киеве, Харькове, Львове, Виннице, Днепропетровске, Запорожье и др.
Самолетостроение начало развиваться с 1925 г., когда был построен первый самолет для гражданской авиации. Теперь есть несколько центров самолетостроения, которые специализируются на выпуске самолетов и вертолетов: Киев, Харьков и Запорожье.
Энергетическое машиностроение выпускает в основном энергетические аппараты, станционные и турбинные трубопроводы и другую аппаратуру.
- Часть I
- Введение
- Литература
- Лекция 1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Закономерности. Принципы и факторы рпс
- Факторы размещения производительных сил и их экономическая оценка
- Группа природных факторов
- Социально-демографические факторы
- Экономические факторы
- Лекция 2. Экономическое районирование и территориальная структура народного хозяйства Украины
- Промышленное и экономическое районирование
- Лекции 3, 4. Население и трудовые ресурсы Украины
- Естественное движение населения
- Плотность населения
- Современное городское население
- Сельское население
- Системы расселения
- Миграции населения
- Лекции 5, 6. Природно-ресурсный потенциал Украины
- Земельные и агроклиматические ресурсы
- Минеральные ресурсы
- Водные ресурсы
- Лекция 7. Народнохозяйственный комплекс Украины
- Отраслевые специализированные районы
- Характеристика промышленных агломераций. Донецко-Макеевская промышленная агломерация
- Луганская промышленная агломерация
- Днепропетровско-Днепродзержинская промышленная агломерация
- Запорожская промышленная агломерация
- Криворожская промышленная агломерация
- Харьковская промышленная агломерация
- Промышленные узлы
- Полтавский промышленный узел
- Киевская промышленная агломерация
- Одесская промышленная агломерация
- Львовская промышленная агломерация
- Промышленное и экономическое районирование
- Общая характеристика
- Угольная промышленность
- Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли
- Газовая промышленность
- Торфяная промышленность
- Электроэнергетика
- Лекция 9. Металлургический комплекс Украины
- Сырьевая база
- Факторы размещения потребителей черной металлургии
- Цветная металлургия
- Лекция 10. Машиностроительный комплекс Украины
- Размещение основных отраслей
- Тяжёлое машиностроение
- Транспортное машиностроение
- Турбо-, дизелестроение и электротехника
- Электронная и радиотехническая промышленность
- Станкостроение, приборостроение и инструментальная промышленность
- Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение
- Химическое машиностроение
- Подъемно-транспортное, строительное и дорожное машиностроение
- Производство технологического оборудования для стройиндустрии, лёгкой и пищевой промышленности
- Характеристика машиностроительных районов
- Лекция 11. Химико-лесной комплекс Украины
- Размещение основных отраслей
- Коксохимическая промышленность
- Сернокислотная промышленность
- Промышленность минеральных удобрений
- Содовое производство
- Лакокрасочная промышленность
- Производство синтетических смол, пластмасс и химических волокон
- Нефтехимическая и резиноасбестовая отрасли
- Характеристика промышленных узлов
- Лесопроизводственный комплекс Общая характеристика
- Размещение лесов и их качественная характеристика
- Отраслевая и территориальная структура комплекса
- Лекция 12. Строительный комплекс Украины Общая характеристика
- Производство строительных материалов
- Цементная промышленность
- Производство сборного железобетона и шифера
- Производство кирпича, нерудных строительных материалов и строительного камня
- Производство стеновых материалов, стройкерамики, фарфора и стекла
- Часть I