logo
РПС_Уч пособие_1 часть

Транспортное машиностроение

Транспортное машиностроение поставляет народному хозяйству тепловозы, электровозы, железнодорожные вагоны, морские и речные суда, самолеты, грузовые и легковые автомобили, автобусы. Произ­водство тепловозов металлоемкое, поэтому тяготеет к центрам метал­лургии и развитого железнодорожного транспорта. Тепловозостроение сформировалось на базе паровозостроения; оно сосредоточено в Луганске и Харькове, где размещены наибольшие в СНГ Луганский теп­ловозостроительный завод и Харьковский завод транспортного машиностроения. Эти заводы с 1947 г. полностью перешли на производство тепловозов. Ряд предприятий специализируется по ремонту теплово­зов. Наибольшие из них размещены в больших городах и железнодо­рожных узлах: в Киеве, Львове, Днепропетровске, Полтаве, Одессе, За­порожье, Конотопе, Дружковке. С начала 90-х годов в г.Днепропетров­ске организован выпуск магистральных электровозов.

Вагоностроение в Украине начало развиваться еще со второй поло­вины XIX столетия в Днепродзержинске и Крюкове (теперь - право­бережная часть Кременчуга). Ныне вагоностроительные заводы спе­циализируются на производстве большегрузных железнодорожных ва­гонов. Вагоностроительные заводы работают в Кадиевке, Кременчуге, Днепропетровске. В Мариуполе на заводе тяжёлого машиностроения налажено производство железнодорожных цистерн и цельнометалли­ческих вагонов. Кроме того, производство вагонов есть на некоторых больших вагоноремонтных заводах, например, Дарницком в Киеве.

Вагоноремонтные заводы размещены в больших железнодорожных узлах, в Киеве, Львове, Харькове, Одессе, Полтаве, Запорожье, Днеп­ропетровске, Конотопе, Попасном. Для ремонта подвижного состава городского электротранспорта в больших городах (Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Донецке, Львове и др.) созданы специаль­ные ремонтные заводы. Наибольший из них - Киевский завод город­ского электротранспорта им. Дзержинского.

В настоящее время вагоноремонтные заводы осуществляют програм­му капитального ремонта и реставрации старого подвижного состава. В Луганске организовано производство дизель-поездов и трамваев, в г. Днепропетровске - пригородных электропоездов и троллейбусов.

Морское судостроение в Украине начало развиваться в конце XVIII ст. Первая верфь была сооружена в 1779 г. в Херсоне. В 1787 г. ее перевели в г.Николаев как место, более удобное для выхода в Черное море. Первое судно в Николаеве сошло со стапелей в 1790 г. Здесь сооружаются грузовые и пассажирские суда преимущественно для потребностей тор­гового флота.

Наибольшим центром морского судостроения в Украине является г. Николаев, где работают три судостроительных завода - Черномор­ский, «Океан», им. 61 Коммунара. Они выпускают разнообразные оке­анские и морские суда - танкеры, сухогрузы, дизель-электроходы.

Вторым центром морского судостроения стал Херсон. Здесь разме­щен судостроительно-судоремонтный завод им. Коминтерна, который сооружает разные типы океанских и морских судов. Судостроитель­ный изготовляет доки для морских портов и портальные краны.

В Киеве выпускают морские траулеры. Крупный судостроительный завод «Залив» функционирует в Керчи.

Судостроение и судоремонт развиты в больших морских портах: Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе.

Речное судостроение размещено в основных речных портах. В Кие­ве на заводе «Ленинская кузница» строят пассажирские и буксировоч­ные суда, траулеры, рефрижераторы. Судостроение в Киеве существу­ет уже свыше 100 лет.

Завод речного судостроения есть в Херсоне; здесь выпускают кате­ра, теплоходы, земснаряды, судна озерного типа. Речное судостроение и судоремонт есть в Запорожье, Измаиле, Вилкове, Килии (на Дунае).

Судостроительная промышленность развивается в направлении дальнейшего увеличения выпуска океанских и больших морских сухогрузных судов и танкеров, рыбопромышленных и приемотранспортных судов, пассажирских теплоходов, лесовозов, судов на подводных крыльях, на воздушной подушке и мощных грузовых судов типа «река-море», барж, плавучих доков.

В структуре автомобильной промышленности выделяются специа­лизированные автозаводы. Одни из них выпускают грузовые, другие - легковые автомобили, автопогрузчики, автобусы. Автомобилестроение ориентируется на научно-техническую базу, поэтому сосредоточено в больших промышленных центрах.

Первенцем автомобилестроения в Украине стал Львов, где был со­оружен наибольший в СНГ автобусный завод на базе завода автопог­рузчиков. В Одессе работает завод, который выпускает автокраны, а в Кременчуге - завод мощных большегрузных автомобилей. Запорожье выпускает микролитражные автомобили «Таврия». Для обеспечения их моторами построен моторный завод в Мелитополе. Освоено производство небольших пассажирских автомашин в Луцке. Сооружен ав­тосборочный завод в Луганске. В последнее время осуществляются межгосударственные проекты «ЗАЗ-Daewooo» (Запорожье, Одесса), ряд авторемонтных заводов на базе сборки узлов производят автомобили «ВАЗ», «АЗЛК», «Волга» и др.

Автомобильная промышленность кооперируется с заводами, которые выпускают двигатели, отдельные узлы и агрегаты автомобилей (Мелитополь, Полтава, Кременчуг, Херсон, Чернигов, Синельниково), электрооборудование (Херсон), подшипники (Харьков, Винница), при­боры, металлические изделия; созданы специализированные предпри­ятия для выпуска запасных частей (Чернигов и др.).

В Украине много авторемонтных заводов, которые специализиру­ются на ремонте разных типов автомобилей. Наибольшие из них постро­ены в больших городах: Киеве, Харькове, Львове, Виннице, Днепро­петровске, Запорожье и др.

Самолетостроение начало развиваться с 1925 г., когда был построен первый самолет для гражданской авиации. Теперь есть несколько цен­тров самолетостроения, которые специализируются на выпуске само­летов и вертолетов: Киев, Харьков и Запорожье.

Энергетическое машиностроение выпускает в основном энергети­ческие аппараты, станционные и турбинные трубопроводы и другую аппаратуру.