logo
РПС_Уч пособие_1 часть

Экономические факторы

Финансовый фактор. Рыночные условия развития экономики обусловили значительную роль при выборе места для размещения объекта финансового фактора. Его сущность заключается в льготных условиях инвестирования и налогообложения, низком ссудном проценте, а также наличии инфраструктуры и отчасти производственных мощ­ностей. Финансовый фактор играет особенно большую роль в международной экономике. Благодаря созданным в свое время финансовым льготам для иностранных инвестиций быстрое развитие своих эконо­мик обеспечили: Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея. Сейчас финансовый фактор благоприятствует подъему производительных сил Чехии, Венгрии, Польши, Эстонии и других постсоциалистических стран.

Технологический фактор (преимущество новых технологий) при­влекает капитал и иностранные инвестиции в страны, характеризую­щиеся высоким научным уровнем и передовыми технологиями. Это спо­собствует размещению на их территориях наукоемких производств с последующей реализацией высококачественной продукции на миро­вом рынке (компьютерная техника - США, вооружение - Франция, бытовая электротехника и средства связи - Италия, Германия).

Стратегический фактор. Сопряжен с размещением оборонных производств. Это могут быть территории в глубине страны (недосягае­мых, или трудно досягаемых, для противников в случае военного кон­фликта) или же, наоборот, вблизи границы - для быстрого производ­ства и использования военных средств в оборонительных целях.

В силу научно-технического прогресса роль стратегического фак­тора, особенно для относительно небольших по территории стран, в последнее десятилетие резко снизилась.

Фактор экономико-географического положения. Экономико-гео­графическое положение (ЭГП) - это совокупность пространственных отношений какого-либо объекта (предприятия, районы, города, страны) к тому, что находится за его пределами, и имеющих определенную экономическую значимость.

ЭГП - категория историческая. Это означает, что если со временем меняется экономическое пространство вокруг объекта, то это отражается и на экономическом потенциале самого объекта.

Например, перемещение европейских торговых путей в XV -XVI вв. из Средиземного моря в Атлантику привело к упадку некогда процве­тавших Венеции, Генуи, Флоренции, Дубровника. Вместо этого начал­ся экономический подъем Испании, Португалии, а затем Нидерландов, Англии, Франции, северогерманских городов.

Благодаря выгодному транспортно-географическому положению Сингапура, на протяжении уже двух столетий наблюдается динамич­ный рост экономики и богатства этого города-государства.

Местоположение объекта, т.е. его ЭГП, может быть оценено по трем уровням: макро-, мезо- и микроуровень.

Макроположение отражает экономические отношения объекта с крупными регионами и странами. Мезоположение - отношения к ком­пактным и относительно небольшим окружающим его территориям (например, областям). Микроположение - отношение к городам, производственным объектам, транспортным магистралям. Это может быть расположение предприятия в городе, положение фермы по отношению к рынку сбыта продукции, перерабатывающему предприятию и т.д.

По характеру окружающих пространственных объектов ЭГП может быть:

• промышленно-географическим;

• демографическим;

• транспортно-географическим;

• агро-географическим.

Их количественная оценка производится по формуле:

где: Рj - величина признака объекта (например, объем промыш­ленного производства);

Рi - объемы промышленного производства в окружающих центрах;

Rij - расстояния между исследуемым объектом и промышленными центрами за его пределами;

Vj - потенциал (промышленный, аграрный и пр.) исследуемого объекта.

Влияние фактора ЭГП проявляется и том, что объект (регион, страна, город) получает определенные экономические преимущества при оптимальном взаимодействии и развитии экономических связей с другими объектами. Именно этот фактор сыграл решающую роль в росте и развитии таких городов как Нью-Йорк, Гамбург, Амстердам, Роттердам. Сингапур, Харьков и др.

В наше время ЭГП имеет большое значение для создания свободных экономических зон, зон совместного предпринимательства и про­чих видов международной экономической активности.

Транспортный фактор (фактор расстояния) - один из наиболее влиятельных в размещении производства, хотя воздействие его опос­редованно. В зависимости от величины транспортных издержек про­изводство тяготеет то ли к сырью, то ли к потребителю. Из-за опосредо­ванного воздействия транспортного фактора, определяя степень его вли­яния, учитывают, прежде всего, затраты сырья и топлива на единицу производимой продукции. Если они превышают вес готовой продук­ции, то предприятие выгоднее размещать вблизи источников сы­рья и топлива (при прочих равных условиях), поскольку это приво­дит к сокращению транспортных затрат. Когда затраты сырья и топ­лива меньше веса готовой продукции, предприятия могут разме­щаться на значительных расстояниях от их источников (напри­мер, производство суперфосфата, макаронных изделий, печенья и др.).