Экономические факторы
Финансовый фактор. Рыночные условия развития экономики обусловили значительную роль при выборе места для размещения объекта финансового фактора. Его сущность заключается в льготных условиях инвестирования и налогообложения, низком ссудном проценте, а также наличии инфраструктуры и отчасти производственных мощностей. Финансовый фактор играет особенно большую роль в международной экономике. Благодаря созданным в свое время финансовым льготам для иностранных инвестиций быстрое развитие своих экономик обеспечили: Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея. Сейчас финансовый фактор благоприятствует подъему производительных сил Чехии, Венгрии, Польши, Эстонии и других постсоциалистических стран.
Технологический фактор (преимущество новых технологий) привлекает капитал и иностранные инвестиции в страны, характеризующиеся высоким научным уровнем и передовыми технологиями. Это способствует размещению на их территориях наукоемких производств с последующей реализацией высококачественной продукции на мировом рынке (компьютерная техника - США, вооружение - Франция, бытовая электротехника и средства связи - Италия, Германия).
Стратегический фактор. Сопряжен с размещением оборонных производств. Это могут быть территории в глубине страны (недосягаемых, или трудно досягаемых, для противников в случае военного конфликта) или же, наоборот, вблизи границы - для быстрого производства и использования военных средств в оборонительных целях.
В силу научно-технического прогресса роль стратегического фактора, особенно для относительно небольших по территории стран, в последнее десятилетие резко снизилась.
Фактор экономико-географического положения. Экономико-географическое положение (ЭГП) - это совокупность пространственных отношений какого-либо объекта (предприятия, районы, города, страны) к тому, что находится за его пределами, и имеющих определенную экономическую значимость.
ЭГП - категория историческая. Это означает, что если со временем меняется экономическое пространство вокруг объекта, то это отражается и на экономическом потенциале самого объекта.
Например, перемещение европейских торговых путей в XV -XVI вв. из Средиземного моря в Атлантику привело к упадку некогда процветавших Венеции, Генуи, Флоренции, Дубровника. Вместо этого начался экономический подъем Испании, Португалии, а затем Нидерландов, Англии, Франции, северогерманских городов.
Благодаря выгодному транспортно-географическому положению Сингапура, на протяжении уже двух столетий наблюдается динамичный рост экономики и богатства этого города-государства.
Местоположение объекта, т.е. его ЭГП, может быть оценено по трем уровням: макро-, мезо- и микроуровень.
Макроположение отражает экономические отношения объекта с крупными регионами и странами. Мезоположение - отношения к компактным и относительно небольшим окружающим его территориям (например, областям). Микроположение - отношение к городам, производственным объектам, транспортным магистралям. Это может быть расположение предприятия в городе, положение фермы по отношению к рынку сбыта продукции, перерабатывающему предприятию и т.д.
По характеру окружающих пространственных объектов ЭГП может быть:
• промышленно-географическим;
• демографическим;
• транспортно-географическим;
• агро-географическим.
Их количественная оценка производится по формуле:
где: Рj - величина признака объекта (например, объем промышленного производства);
Рi - объемы промышленного производства в окружающих центрах;
Rij - расстояния между исследуемым объектом и промышленными центрами за его пределами;
Vj - потенциал (промышленный, аграрный и пр.) исследуемого объекта.
Влияние фактора ЭГП проявляется и том, что объект (регион, страна, город) получает определенные экономические преимущества при оптимальном взаимодействии и развитии экономических связей с другими объектами. Именно этот фактор сыграл решающую роль в росте и развитии таких городов как Нью-Йорк, Гамбург, Амстердам, Роттердам. Сингапур, Харьков и др.
В наше время ЭГП имеет большое значение для создания свободных экономических зон, зон совместного предпринимательства и прочих видов международной экономической активности.
Транспортный фактор (фактор расстояния) - один из наиболее влиятельных в размещении производства, хотя воздействие его опосредованно. В зависимости от величины транспортных издержек производство тяготеет то ли к сырью, то ли к потребителю. Из-за опосредованного воздействия транспортного фактора, определяя степень его влияния, учитывают, прежде всего, затраты сырья и топлива на единицу производимой продукции. Если они превышают вес готовой продукции, то предприятие выгоднее размещать вблизи источников сырья и топлива (при прочих равных условиях), поскольку это приводит к сокращению транспортных затрат. Когда затраты сырья и топлива меньше веса готовой продукции, предприятия могут размещаться на значительных расстояниях от их источников (например, производство суперфосфата, макаронных изделий, печенья и др.).
- Часть I
- Введение
- Литература
- Лекция 1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Закономерности. Принципы и факторы рпс
- Факторы размещения производительных сил и их экономическая оценка
- Группа природных факторов
- Социально-демографические факторы
- Экономические факторы
- Лекция 2. Экономическое районирование и территориальная структура народного хозяйства Украины
- Промышленное и экономическое районирование
- Лекции 3, 4. Население и трудовые ресурсы Украины
- Естественное движение населения
- Плотность населения
- Современное городское население
- Сельское население
- Системы расселения
- Миграции населения
- Лекции 5, 6. Природно-ресурсный потенциал Украины
- Земельные и агроклиматические ресурсы
- Минеральные ресурсы
- Водные ресурсы
- Лекция 7. Народнохозяйственный комплекс Украины
- Отраслевые специализированные районы
- Характеристика промышленных агломераций. Донецко-Макеевская промышленная агломерация
- Луганская промышленная агломерация
- Днепропетровско-Днепродзержинская промышленная агломерация
- Запорожская промышленная агломерация
- Криворожская промышленная агломерация
- Харьковская промышленная агломерация
- Промышленные узлы
- Полтавский промышленный узел
- Киевская промышленная агломерация
- Одесская промышленная агломерация
- Львовская промышленная агломерация
- Промышленное и экономическое районирование
- Общая характеристика
- Угольная промышленность
- Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли
- Газовая промышленность
- Торфяная промышленность
- Электроэнергетика
- Лекция 9. Металлургический комплекс Украины
- Сырьевая база
- Факторы размещения потребителей черной металлургии
- Цветная металлургия
- Лекция 10. Машиностроительный комплекс Украины
- Размещение основных отраслей
- Тяжёлое машиностроение
- Транспортное машиностроение
- Турбо-, дизелестроение и электротехника
- Электронная и радиотехническая промышленность
- Станкостроение, приборостроение и инструментальная промышленность
- Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение
- Химическое машиностроение
- Подъемно-транспортное, строительное и дорожное машиностроение
- Производство технологического оборудования для стройиндустрии, лёгкой и пищевой промышленности
- Характеристика машиностроительных районов
- Лекция 11. Химико-лесной комплекс Украины
- Размещение основных отраслей
- Коксохимическая промышленность
- Сернокислотная промышленность
- Промышленность минеральных удобрений
- Содовое производство
- Лакокрасочная промышленность
- Производство синтетических смол, пластмасс и химических волокон
- Нефтехимическая и резиноасбестовая отрасли
- Характеристика промышленных узлов
- Лесопроизводственный комплекс Общая характеристика
- Размещение лесов и их качественная характеристика
- Отраслевая и территориальная структура комплекса
- Лекция 12. Строительный комплекс Украины Общая характеристика
- Производство строительных материалов
- Цементная промышленность
- Производство сборного железобетона и шифера
- Производство кирпича, нерудных строительных материалов и строительного камня
- Производство стеновых материалов, стройкерамики, фарфора и стекла
- Часть I