logo
РПС_Уч пособие_1 часть

Характеристика машиностроительных районов

Машиностроение играет большую роль в территориальном разде­лении труда и активно влияет на формирование функциональной и территориальной структуры экономических районов. Вследствие спе­циализации и кооперирования машиностроительных заводов часто воз­никают благоприятные условия для их концентрации и создания спе­циализированных промышленных районов и узлов.

Наиболее развитыми в Украине являются: Харьковский машино­строительный район, который включает машиностроение Харькова, Харьковской, Полтавской и Сумской областей. Харьковский машино­строительный район размещен между Центральным районом России, Донбассом и индустриальным Приднепровьем, с которыми имеет тес­ные производственные, бытовые связи. В районе сосредоточено 25% рабочих, занятых в машиностроительной промышленности. Машино­строение в районе сложилось в соответствии с потребностями народ­ного хозяйства СНГ. Район специализируется на тяжёлом энергетичес­ком, транспортном, сельскохозяйственном, электротехническом маши­ностроении, приборостроении.

Наибольшая концентрация машиностроения отмечается в Харько­ве, а также в Полтаве, Кременчуге, Сумах.

Второй район машиностроения - Приднепровский. Район охваты­вает территорию Днепропетровской, Запорожской и Кировоградской областей. Ведущее место здесь занимает тяжёлое машиностроение - производство металлургического оборудования, станкостроение, энер­гетическое, транспортное, электротехническое, сельскохозяйственное и др. Основные центры машиностроения района: Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог, Никополь, Запорожье, Мелитополь, Бердянск, Токмак и Кировоград.

Донбасский машиностроительный район включает Донецкую и Лу­ганскую области. Машиностроение района ориентируется на местный металл и специализируется на производстве металлоемкой продук­ции - машин и оборудования для черной металлургии, горнодобыва­ющей промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.п. Наи­большие машиностроительные центры района: Донецк, Краматорск, Луганск, Мариуполь, Горловка, Дружковка.

К Центрально-украинскому машиностроительному району принад­лежат: Киев, Киевская, Житомирская, Черкасская и Черниговская об­ласти. Район специализируется на станкостроении, производстве ма­шин для химической и строительной индустрии, транспорта, сельско­го хозяйства, на электротехническом машиностроении, производстве технологического оборудования и приборостроении. Наибольшие цен­тры: Киев, Житомир, Бердичев, Коростень, Чернигов и Черкассы.

Подольский машиностроительный район в составе Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской и Черниговской областей - один из наи­более молодых в Украине, который стал интенсивно развиваться в пос­ледние десятилетия. Он специализируется на сельско-хозяйственном, электротехническом машиностроении и приборо-строении. Как центры машиностроения здесь выделяются Винница, Хмельницкий, Тернополь, Черновцы.

Западно-украинский машиностроительный район включает Львов­скую, Волынскую, Ривненскую, Ивано-Франковскую и Закарпатскую области. Машиностроение здесь начало формироваться в послевоен­ные пятилетки. Район, специализируется на транспортном, сельскохо­зяйственном, электротехническом, строительном, дорожном машино­строении, приборостроении и радиоэлектронике. Наибольшие центры машиностроения: Львов, Луцк, Ривне, Ивано-Франковск, Ужгород.

Южный машиностроительный район включает Одесскую, Никола­евскую, Херсонскую области и Республику Крым. Специализируется район на судостроении, станкостроении, сельскохозяйственном маши­ностроении, производстве технологического оборудования и приборо­строении. Наибольшие центры машиностроения: Одесса, Николаев, Херсон, Симферополь, Севастополь, Измаил, Керчь.

Широкие возможности по пути диверсификации и конверсии име­ют гиганты военного машиностроения - научно-производственное объединение «Южный машиностроительный завод» и конструктор­ское бюро «Южное» (Днепропетровск). Основной специализацией объединения был выпуск ракетоносителей и искусственных спутни­ков. Ныне «Южмаш» уже имеет в номенклатуре свыше двух десятков наименований «мирных» товаров, а именно: производство тракторов, детских велосипедов, тренажеров, кухонных комбайнов «Мрия» и т.п., есть возможности расширить производство тракторов, наладить выпуск совершенного технологического оснащения для мясной, молочной и других областей перерабатывающей промышленности. Началось ос­воение нового авиационного двигателя для пассажирского самолета. Одно из направлений конверсии - выпуск троллейбусов. Их первые партии сошли с конвейеров «Южмаша» и Киевского завода электро­транспорта. Аналогичная программа преобразования реализуется на «Заводе им. Малышева» в Харькове.

А вообще военно-промышленный комплекс Украины - это наибо­лее современная часть военной промышленности бывшего СССР. Он включает 700 заводов, свыше миллиона высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров. В его распоряжении современные стан­ки, оборудование, технологии, с помощью которых изготовляются ракетно-космическая техника, самолеты, танки, суда, средства радиораз­ведки и радиопротиводействия. В Украине ныне воплощаются в жизнь 425 программ конверсии. Это глубокая стратегия перестройки воен­ной промышленности на гражданские потребности.

Украина имеет благоприятные перспективы для развития произ­водства компьютеров, роботов, роторных машин, станков с числовым программным управлением, обрабатывающих центров, гибких - произ­водственных систем, что должно стать основным направлением станов­ления высокоэффективного национального машиностроительного ком­плекса.