17. Транспортная система.
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем[1]. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, по данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам)[2][3]. Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год)[3]. Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице[3].
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века.
Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд, запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб.
- 17. Транспортная система.
- 18. Региональная структура мирового хозяйства. Зарубежная Европа. Зарубежная Азия. Африка. Северная и Латинская Америка.
- 19. География мировых экономических связей. Экономическая интеграция.
- 20 Экономическая география России. Районирование России.
- 21. Экономические районы, Федеральные округа. Функциональное строение экономики России.
- 22. Демографическая ситуация и трудовой потенциал. Динамика естественного прироста населения.
- 23. Миграционное движение населения.
- 24. Производственный потенциал экономики России.
- 25. Минерально – сырьевые ресурсы. Научно-технический потенциал. Потенциал интеграционных процессов.
- 26. Отраслевое строение экономики России.
- 27. Закономерности и принципы размещения производительных сил. Потенциал основных отраслей и отраслевых комплексов.
- 28. Региональное строение экономики России. Организационно-рыночные, ресурсные и отраслевые предпосылки формирования экономики регионов.
- 29. Экономический потенциал и проблемы регионов России.
- 30. Динамика населения. Динамика производства и инвестиций. Внешнеэкономический потенциал регионов.
- 31. Актуальные направления исследований в экономической географии и регионалистике.