logo
Otvety_po_ekonomicheskoy_geografii

26. Отраслевое строение экономики России.

Краткая характеристика комплексов отраслей хозяйства России. 1. 1 Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка. Все минеральные ресурсы можно классифицировать по различным признакам. Так, например, по характеру промышленно- отраслевого использования полезные ископаемые условно подразделяются на ряд групп. Это топливно-энергетическое сырье, черные и цветные, благородные, редкие и редкоземельные металлы, химическое и агрохимическое сырье, техническое и огнеупорное сырье, строительные материалы, драгоценные и поделочные камни, подземные воды и минеральные грязи. К топливно-энергетическому сырью относят нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, горючие сланцы и ядерное топливо (уран и торий). Это основные источники энергии для большинства видов транспорта, тепловых и атомных электростанций, доменных печей и т.д. Все они, кроме ядерного топлива, используются в химической промышленности. Велико значение в мировой экономике металлов, в первую очередь черных. К этой группе относятся железо и железные сплавы (сталь, чугун, ферросплавы), составляющие основу развития современного машиностроения и строительства. К группе цветных металлов относят медь, свинец, цинк, алюминий, титан, хром, никель, кобальт, магний, олово. Медь является вторым по значимости металлом. Главное ее производство - электрические провода. Широко используется свинец при производстве антидетонаторных присадок для повышения качества бензина. Из благородных металлов наибольшее значение имеют платина, золото, серебро; меньшее - металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий). Металлы этой группы обладают красивым внешним видом в изделиях; отсюда и происходит их название - "благородные". В качестве самородных элементов встречаются золото, серебро, медь, платина, графит, алмазы, сера и др. К сульфидам (лат. "сульфур" - сера) относятся соединения различных элементов с серой или соли сероводородной кислоты. Среди них важное значение имеют минералы, являющиеся рудами свинца (галенит), цинка (сфалерит), меди (халькопирит) и др. Галоиды (греч. "галс" - соль) - это соли голоидно-водородных кислот HCI и HF. Среди них наиболее распространены хлористые и фтористые соединения: NaCI (галит), KCI(сильвин) и плавиковый шпат. Различные минералы обычно образуют устойчивые природные ассоциации, называемые горными породами. Это минеральные агрегаты определенного состава и строения, сформировавшиеся в результате проявления тех или иных геологических процессов. В зависимости от условий происхождения горные породы подразделяются на магматические, осадочные и метаморфические. По степени разведанности и изученности запасы полезных ископаемых подразделяются на четыре категории - А, В, С1, С2. Запасы категории А изучены и детально разведаны, В и С1 - разведаны с относительно меньшей детальностью. С2 - оценены предварительно. Кроме того, выделяются прогнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы объединяются в общие геологические запасы. Россия полностью обеспечена всеми видами минерального сырья и по их разведанным запасам занимает ведущее место среди крупнейших стран мира. В России сосредоточено более половины мировых запасов угля и торфа, 1/3 нефти и газа, 2/5 железных руд, 2/5 калийных солей, 1/4 фосфоритов и апатитов, 1/15 гидроэнергетических ресурсов и половина мировых запасов древесины. 1.2 Топливно-энергетический комплекс Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности страны. Он производит более четверти промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает более половины ее экспортного потенциала. Россия полностью обеспечивает себя топливно-энергетическими ресурсами и считается крупным экспортером топлива и энергии среди стран мира. Топливно-энергетический комплекс включает нефтяную, газовую, угольную, сланцевую, торфяную промышленность и электроэнергетику. Отрасли топливно-энергетического комплекса тесно связаны со всеми отраслями экономики России. В настоящее время серьезной проблемой топливно-энергетического комплекса является обострившийся в стране финансовый кризис и связанные с ним неплатежи за топливо и энергию. Продолжается спад производства. Так, в 1993 г. по сравнению с достигнутыми в 1988 г. максимальными уровнями добыча нефти составила 61%, угля - 72%, газа - 96%, производство электроэнергии - 88%. Эти негативные трансформации произошли в топливно-энергетическом комплексе в связи с развалом СССР и общеэкономическим кризисом. Топливно-энергетический комплекс имеет большое районообразующее значение, он создает предпосылки для развития топливоемких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе электроэнергетических, нефтехимических, углехимических, газопромышленных. Состояние и технический уровень действующих мощностей топливно-энергетического комплекса становятся в настоящее время критическими. Исчерпали свой проектный ресурс более половины оборудования угольной промышленности, 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 30 % износа имеет половина оборудования в нефтедобыче и более 1/3 - в газовой промышленности. Особенно велик износ оборудования в нефтепереработке и в электроэнергетике. Важнейшей задачей дальнейшего развития топливной и энергетической промышленности в условиях становления и развития рыночных отношений является осуществление мер по охране природы и рациональному природопользованию. Так, одной из основных задач в нефтяной и газовой промышленности являются повышение нефтеотдачи пластов, более полное извлечение нефти из недр, утилизация попутных газов. Так как нефтяная промышленность является крупным потребителем воды, то стоит задача сокращения потребления чистых пресных вод, введение оборотного водоснабжения, прекращения сброса загрязненных вод в водоемы. Необходимо решить задачи более экономного использования земельных ресурсов для нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. В угольной промышленности важнейшей природоохранной задачей является рекультивация земель, так как при открытой добыче, которая будет увеличиваться в будущем, нарушаются значительные площади земельных угодий. В результате же шахтной добычи деформируется почвенный слой над шахтами и штольнями. При сжигании углей необходимым условием является создание мощных фильтров для очистки от загрязняющих выбросов воздушного бассейна. Экологическая политика в топливно-энергетическом комплексе должна быть направлена на сокращение техногенного воздействия на окружающую природу. В настоящее время на его долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 36% сточных вод и свыше 30% твердых отходов от всех загрязнителей. Намечены антикризисные меры в отраслях топливно-энергетического комплекса: к 1995-1996 гг. восстановить докризисный уровень и наращивать добычу газа в освоенных регионах, расширить пропускную способность газопроводов и построить новый экспортный газопровод через Беларусь, Польшу - в Центральную Европу, замедлить спад добычи нефти и конденсата, провести работы по реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности с увеличением глубины переработки нефти до 67%, остановить спад добычи угля на уровне 200-270 млн. т в год, увеличить добычу открытым способом в восточных районах страны. Планируется увеличение добычи нефти в 2000 г. - до 305 млн. т, газа - 660 млрд. м, угля - 270 млн. т. При этом особенно важной является задача формирования топливно-энергетического рынка, контролируемого государством с помощью цеповой и налоговой политики, а также создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций. Региональная стратегия России в топливно-энергетическом комплексе направлена на развитие рыночных отношений и на максимальное энергоснабжение каждого региона. Таким образом, перспективы развития отраслей топливно-энергетического комплекса направлены на проведение энергосберегающей политики, ускорение научно-технического прогресса, ускоренное развитие газовой промышленности, стабильно высокий уровень добычи нефти и газа, увеличение производства моторных топлив, в первую очередь в результате увеличения объема добычи и глубокой переработки нефти. При переходе на рыночную экономику возрастут закупочные и розничные цены на все виды топлива до мировых цен, что будет способствовать развитию всех отраслей топливно-энергетического комплекса. 1.3 Черная и цветная металлургия В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия, охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургический комплекс - это взаимообусловленное сочетание следующих технологических процессов: * добыча и подготовка сырья к переработке (добыча, обогащение, агломерирование, получение необходимых концентратов и др.); * металлургический передел - основной технологический процесс с получением чугуна, стали, проката черных и цветных металлов, труб и др.; производство сплавов; * утилизация отходов основного производства и получение из них вторичных видов продукции. В зависимости от сочетания этих технологических процессов выделяются следующие типы производств в металлургическом комплексе: Производства полного цикла, которые представлены, как правило, комбинатами, в которых одновременно действуют вес названные стадии технологического процесса. Производства неполного цикла - это предприятия, в которых осуществляются не все стадии технологического процесса, например, в черной металлургии производится только сталь и прокат, но отсутствует выпуск чугуна, или производится только прокат. К неполному циклу относятся также электротермия ферросплавов, электрометаллургия и др. Предприятия неполного цикла, или "малой металлургии" называются сдельными, представлены в виде отдельных подразделений по производству литейного чугуна, стали или проката в составе крупных машиностроительных предприятий страны. Металлургический комплекс - это основа индустрии. Он является фундаментом машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях народного хозяйства страны. Металлургия относится к числу базовых отраслей народного хозяйства и отличается высокой материалоемкостью и капиталоемкостью производства. На долю черных и цветных металлов приходится более 90% всего объема конструкционных материалов, применяемых в машиностроении России. В общем, объеме транспортных перевозок Российской Федерации на металлургические грузы приходится свыше 35% всего грузооборота. На нужды металлургии расходуется 14% топлива и 16% электроэнергии, т.е. 25% этих ресурсов, расходуемых в промышленности. Состояние и развитие металлургической промышленности в конечном итоге определяют уровень научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. Металлургический комплекс характеризуется концентрацией и комбинированием производства. Спецификой металлургического комплекса являются несопоставимый с другими отраслями масштаб производства и сложность технологического цикла. Для производства многих видов продукции необходимо 15-18 переделов, начиная от добычи руды и других видов сырья. При этом передельные предприятия имеют тесные связи между собой не только в пределах России, но и в масштабах стран Содружества. Так, в производстве титана и титанового проката сложилась устойчивая межгосударственная кооперация предприятий России, Украины, Казахстана и Таджикистана. Исключительно велико комплексообразующее и районообразующее значение металлургического комплекса в территориальной структуре народного хозяйства России. Современные крупные предприятия металлургического комплекса по характеру внутренних технологических связей представляют собой металлургическо-энергохимические комбинаты. Кроме основного производства, в составе металлургических предприятий создаются производства на основе утилизации разного рода вторичных ресурсов сырья и материалов (сернокислотное производство, тяжелый органический синтез по производству бензола, аммиака и другой химической продукции, производство строительных материалов - цемент, блочные изделия, а также фосфорных и азотных удобрений и т.п.) Наиболее распространенными спутниками металлургических предприятий являются: теплоэлектроэнергетика, металлоемкое машиностроение (металлургическое и горное оборудование, тяжелое станкостроение), производство металлоконструкций, метизов. 1.4 Машиностроительный комплекс. Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии России. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда - машиностроительная промышленность в значительней степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели. определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов. Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение отдельных видов продукции. В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Долгое время темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности и целом. Высокими темпами развивались отрасли, определяющие научно-технический прогресс и в первую очередь станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислитель ной техники. Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий. Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производств, переднеприводного малолитражного легкового автомобиля. Среди созданных образно новых типов машин, приборов, средств автоматизации значительная часть продукции отвечает необходимым техническим требованиям, уровню лучших отечественных и зарубежных образцов, а некоторые из них даже превосходят этот уровень. Однако, несмотря на определенные сдвиги в развитии машиностроения, его научно-техническая и производственная база не адекватны требованиям интенсификации общественного производства. Велика доля оборудования, которое эксплуатируется десять, пятнадцать и более лет, в то время как сменяемость оборудования на предприятиях Японии составляет шесть-восемь лет, а в европейских государствах - десять-двенадцать лет. Поэтому для технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства и ускорения социально-экономического развития необходима широкая реконструкция предприятий машиностроительного комплекса. Распад СССР как единого государства и образование независимых государств способствовали усугублению распада и экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи, но поставкам конечной и комплектующей продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу Союза, обусловили отсутствие и России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования, как самого машиностроения, так и всего народного хозяйства. Особое место в этих связях занимает Украина. С 1991 г. нарастала тенденция сокращения межрегионального обмена продукцией производственно-технического назначения. Нарушение вертикальных и отсутствие устойчивых горизонтальных связей способствовали снижению производства продукции базовых отраслей и в первую очередь машиностроения. Кризисные процессы в машиностроении усугублялись высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий машиностроения каждое выпускает свыше 75% определенного вида продукции, т.е. является его монопольным производителем. Конец 80-х, и особенно начало 90-х годов, сопровождались и распадом внешнеэкономических связей в области торговли машинами и оборудованием, которые складывались в течение нескольких десятилетий и способствовали определенному балансу и обеспеченности потребностей отраслей хозяйственного комплекса России современной техникой. Вместе с тем, структурная перестройка, происходящая в машиностроительном комплексе, позволила наладить производство 4000 наименований новых изделий. Однако структурные изменения происходят медленно не только из-за слабой адаптации машиностроительных предприятий к работе в новых экономических условиях, но и из-за отсутствия у предприятий оборотных средств. В настоящее время практически все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. На большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. Поэтому экономический эффект в результате разгосударствления предприятий не достигается. Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. В структуре промышленного производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном, Уральском, Поволжском экономических районах. За последние десятилетия в структуре машиностроения произошли значительные изменения. Научно-технический прогресс способствовал выделению таких самостоятельных отраслей, как электроника, производство средств вычислительной техники и др. В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, специализация и кооперирование производства. Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую и подетальную. Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый и автосборочный. Они оснащены оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие. Специализация промышленного производства обусловила широкие связи по кооперационным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства: химической, текстильной и др. Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по кооперированным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей. Производственно-технический потенциал отрасли характеризуется тремя основными показателями: объемом выпускаемой товарной продукции (в рублях или натуральных показателях), размером основных промышленно-производственных фондов (в рублях), численностью промышленно-производственного персонала (человек). Удельный вес этих показателей по отдельной отрасли в общих показателях машиностроения позволяет определить ее направленность. Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей (тяжелое машиностроение). Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих (приборостроение, электронная промышленность). В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общеe машиностроение и среднее машиностроение. Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики. 1.5 Химико-лесной комплекс Значение химико-лесного комплекса в народном хозяйстве России огромно. Он играет важную роль в расширении ассортимента производства товаров народного потребления. Его отрасли связаны со всеми другими отраслями. Химизация хозяйства позволяет успешно решать крупные технические и экономические проблемы, постоянно увеличивать выпуск новых видов химических материалов для удовлетворения нужд народного хозяйства. Химический комплекс имеет сложную структуру, включающую различные отрасли основной химии и органического синтеза. Сернокислотная промышленность - одна из важнейших отраслей. Серная кислота находит широкое применение при производстве минеральных удобрений, в металлургической, нефтеперерабатывающей, текстильной и пищевой промышленности и во многих других отраслях. Сырьем для получения серной кислоты служат серный колчедан (пирит) и сера. Серная кислота также вырабатывается из сернистого газа, улавливаемого при плавке сульфидных руд, переработке сернистой нефти, сероочистке коксового и природного газа. Сернокислотные заводы размещаются в основном в районах потребления серной кислоты. Основное сырье для ее производства (серный колчедан) приходится перевозить на дальние расстояния. Это объясняется тем, что серная кислота является малотранспортабельным грузом. В ряде районов получение серной кислоты совмещается с основными производствами на базе использования их отходов: например, серная кислота вырабатывается на Среднеуральском медеплавильном, Челябинском цинковом, Волховском алюминиевом и других заводах цветной металлургии. Сернокислотная промышленность развита почти во всех экономических районах. Важнейшие предприятия по производству серной кислоты размещены в центральных районах: Воскресенский, Щелковский, Новомосковский, Чернореченский (Дзержинск) заводы; на Урале: Березниковский, Пермский заводы. Содовая промышленность, продукция которой применяется в стекольной и химической, а также в цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, текстильной и в быту, размещается в Пермской области - Березниковский комбинат: в Башкортостане - Стерлитамакский; в Алтайском крае - Михайловский содовый комбинат. Важной отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений - фосфорных, калийных и азотных. Основным сырьем для выпуска суперфосфата служат апатиты и фосфориты. Крупнейшими предприятиями суперфосфатной промышленности являются химические заводы и комбинаты: Воскресенский (Московская область), Невский (Санкт-Петербург). Самым крупным является комбинат "Апатит" на Кольском полуострове. Большое внимание обращается на производство суперфосфата в гранулированном виде (т.е. в виде мелких зерен), выпуск концентрированных фосфорных удобрений. Особенностью в размещении суперфосфатной промышленности является то, что большинство суперфосфатных заводов России работает на хибинских апатитах. Это приводит к перевозкам огромного количества сырья на большие расстояния. Однако следует иметь в виду, что хибинские апатиты даже в Сибири являются более дешевым сырьем, чем местные фосфориты. Производство калийных удобрений представлено Соликамским и Березниковским комбинатами на Урале. Важнейшими отраслями химии органического синтеза является производство синтетического каучука и резиновых изделий, пластмасс и химических волокон. Предприятия по производству синтетического каучука и резины размещаются: в Санкт-Петербурге - "Красный треугольник", в Москве - "Каучук" и "Красный богатырь"; построен ряд новых крупнейших заводов в Воронеже, Омске, Красноярске и других городах. Создан резиноасбестовый комбинат в Ярославле, имеются шинные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Кирове, Омске и других городах. Большое значение для быстрого развития резиновой промышленности имело создание отечественной базы производства синтетического каучука. В качестве исходного сырья при производстве непищевого спирта используются углеводороды нефти и газа, отходы лесопиления и деревообработки, отходы щелоков сульфит-целлюлозных заводов, ацетилен (из карбида кальция) и некоторые другие виды сырья. Применение непищевого сырья для производства синтетического каучука приносит народному хозяйству огромную выгоду. Так, например, на получение 1 т синтетического каучука расходуется около 3 т жидких газов вместо 9 т зерна или 22 т картофеля. Так как для производства 1 т синтетического каучука требуется около 2 т спирта, то заводы синтетического каучука всегда размещались вблизи спиртового производства. В довоенный период спиртовые заводы (на пищевом сырье) и заводы синтетического каучука размещались главным образом в центральных районах (Воронеж, Ефремов, Ярославль). С переходом промышленности синтетического каучука на новые виды сырья (непищевого) появились большие возможности для развития этой промышленности в нефте- и газоносных районах (Поволожье, Северный Кавказ и др.), где получают синтетический каучук из углеводородного сырья. Производство синтетического каучука и синтетических материалов организуется также в районах нефтеперерабатывающей промышленности (Западная и Восточная Сибирь). Введены в действие Омский, Красноярский, Стерлитамакский, Волжский, Нижнекамский, Пермский и другие заводы синтетического каучука. В перспективе эта отрасль будет наращивать мощности в восточных районах страны, которые хорошо обеспечены водой и дешевым топливом. Пластические массы находят широкое применение в самых разнообразных отраслях промышленности как заменители металлов (в особенности дефицитных цветных металлов - меди, никеля и т.д.), а также стекла, дерева и других материалов. Для производства пластических масс используется различное углеводородное сырье, получаемое в нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, коксохимическом производстве, газосланцевой и лесохимической промышленности. Большие заводы пластических масс построены в Центре (Москва, Владимир, Орехово-Зуево) и на Северо-Западе (Санкт-Петербург). Организованы новые крупные базы промышленности пластических масс в Поволжье (Казань, Волгоград), на Урале (Нижний Тагил, Уфа, Салават, Екатеринбург), в Западной Сибири (Тюмень, Кемерово, Новосибирск), на Северном Кавказе (Грозный) и других районах страны. Производство волокон включает вискозные и ацетатные волокна. Вискозное волокно производится химической переработкой целлюлозы древесных пород. Сырьем для ацетатного волокна служит хлопковый линт. По прочности эти волокна превосходят хлопковую пряжу и находят широкое применение. Синтетические волокна (нейлон, капрон, лавсан, анид и др.) обладают очень высокой прочностью на разрыв и объемной эластичностью. Эти волокна широко используются при изготовлении различных высококачественных тканей и мехов, трикотажных и ковровых изделий, корда для шин, парашютного шелка, рыболовных сетей, кожаных изделий и многих других видов продукции. При выработке искусственных и синтетических волокон потребляется большое количество сырья и материалов, топлива, воды. Для производства 1 т вискозного волокна требуется, например, 1,1 т целлюлозы, для обработки которой в свою очередь необходимо значительное количество химикатов - около 2,5-3 т (едкий натр, серная кислота, сероуглерод) и 7-15 т условного топлива. На изготовление 1 т капрона расходуется свыше 1 т бензола и большое количество серной кислоты, аммиака и других вспомогательных материалов. Вот почему главным фактором в размещении производства химических волокон является близость к источникам топлива и воды. В условиях становления рыночных отношений структурная перестройка хозяйства России должна включать приоритетное развитие химической промышленности для решения социальных проблем, научно-технического прогресса в строительстве, машиностроении, АПК. Намечается строительство крупных химических комплексов в регионах, обладающих богатыми ресурсами углеводородного и горно-химического сырья, топлива, воды, прежде всего в Западной и Восточной Сибири, создание крупного экспортного потенциала полимерных материалов импортозамещающих производств. Большое внимание уделяется развитию Томского и Тобольского нефтехимических комплексов, расширению производства полиэтилена высокого давления, изобутилена и бутилкаучука. На Красноярском ПО "Химволокно" расширяется производство капроновых нитей для кордных тканей и технических изделий. Особое внимание обращено на развитие полимерной химии. Россия - крупнейшая лесопромышленная страна мира, в которой сложился мощный лесохимический комплекс, включающий заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины. России принадлежит первое место по лесопокрытой площади, составляющей более 750 млн. га. Она превосходит лесопокрытую площадь таких крупных лесных стран мира, как Канада, США, Швеция, Норвегия и Финляндия вместе взятых. В лесах России сосредоточено свыше половины мировых запасов ценнейших хвойных пород. Общие промышленные запасы древесины достигают 30 млрд. м - это более чем в три раза превосходит запасы США, Канады. В лесах России произрастает около 1500 видов деревьев и кустарников, господствуют ценные хвойные породы, составляющие 9/10 всех запасов. При заготовке древесины используют в первую очередь спелые и перестойные насаждения (возраст спелых пород от 80 до 100 лет, перестойных - свыше 100 лет). Спелые и перестойные леса занимают в настоящее время более 65% всей лесопокрытой площади и свыше 95% их сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке. Наибольшее количество древесины в России дают сосна, ель, лиственница. Древесина хвойных пород используется в значительной степени для строительства и в целлюлозно-бумажной промышленности. Древесина лиственных пород - дуба, бука, березы, осины, липы и др. широко используется как поделочный материал. 1.6 Легкая промышленность Легкая промышленность объединяет группу отраслей, обеспечивающих население тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления. В последние годы ситуация в этой отрасли сложилась очень серьезная. Ее удельный вес в структуре промышленности РФ заметно снизилась (до 6%). Сократилось производство продукции (по сравнению с 1991г. - в четыре раза), увеличился импорт товаров народного потребления, в том числе из западноевропейских стран. Легкая промышленность имеет тесный контакт с сельским хозяйством, особенно на стадии первичной обработки сырья. На размещение предприятий оказывают влияние потребительский и сырьевой факторы, а также наличие трудовых ресурсов. Кроме сельского хозяйства сырьевой базой для легкой промышленности Российской Федерации служит химия (органический синтез) - производство искусственных и синтетических материалов (искусственный шелк и кожа, химическое волокно, синтетический каучук). В легкой промышленности выделяют: текстильную (в том числе хлопчатобумажную, шелковую, шерстяную, льняную, трикотажную), швейную, обувную, меховую, ковровую и другие отрасли. Все отрасли легкой промышленности по их тяготению к источникам сырья и районам потребления продукции можно разделить на следующие группы. К отраслям с ориентацией на сырье относят льняную промышленность; с ориентацией на потребителя - обувную и швейную; с одновременной ориентацией на оба фактора - хлопчатобумажную, шелковую, трикотажную. В составе легкой промышленности самой крупной по объему выпускаемой продукции и числу занятых является текстильная промышленность. Исторически сложилась в Центральном районе и на Северо-западе, а затем получила развитие и в других районах России. Только в Центральном районе в начале 90-х годов вырабатывалось до 70% всех хлопчатобумажных тканей (основные центры: Иваново, Москва, Ярославль, Тверь и др.), до 80% льняных (Кострома, Вязинки), около 30% шелковых (Москва, Нарофоминск и др.), до 60% шерстяных (Москва и др.). Используя привозное сырье, Центральный район большую часть готовой продукции вывозил в другие регионы РФ. В настоящее время, из-за конкуренции с импортными товарами, широко ввозимыми в Россию, а также в связи с резким сокращением поставок сырья из среднеазиатских республик (которые поставляли хлопок), хлопчатобумажная промышленность испытывает очень большие трудности. В некоторых городах производство почти полностью остановлено. 1.7 Агропромышленный комплекс Агропромышленный комплекс Российской Федерации (АПК) включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные |взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства. В структуре АПК выделяют три сферы: первая - отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, - тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.; вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, - пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и др., а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса. Структура АПК России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК (например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%). Сбалансированное развитие всех сфер АПК - необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери составляют 30% собранного зерна, 40-45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60%, степень износа оборудования составляет 76%. Важная проблема, препятствующая нормальному, сбалансированному развитию всего АПК - это неразвитость рынка средств производства. До последнего времени в снабжении действовала система фондового распределения ресурсов, на смену которой должен придти рынок. В условиях рыночных отношений поставки необходимых материально-технических средств осуществляются по прямым связям с изготовителями, через оптовых посредников, а также путем закупки через организованную рыночную инфраструктуру (товарные биржи, аукционы, ярмарки и пр.). Становление рынка средств производства, повышение качества продукции отраслей первой сферы АПК необходимо для создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства в России. Сельское хозяйство - это совершенно особая сфера производства, главная особенность которого - наличие земли в качестве основного средства производства. Земля в отличие от других средств производства - не продукт труда человека, ее размеры не могут быть увеличены; при правильном ее использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но даже улучшает их, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля, являясь средством производства, выступает и как средство труда, и как предмет труда. Важной особенностью сельскохозяйственного производства является сезонность, что приводит к неравномерному использованию рабочей силы в течение года, ставит сельское хозяйство в зависимость от природных условий производства, вызывает неравномерное поступление продукции и денежных доходов на протяжении года. Особенность сельского хозяйства состоит и в том, что оно носит биологический характер, т.е. в качестве средств производства здесь выступают растения и животные. Важнейшими природными факторами размещения и специализации сельского хозяйства являются следующие: качество почв; продолжительность безморозного периода, сумма активных температур (обеспеченность теплом); суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом); условия увлажнения, количество осадков; вероятность повторяемости неблагоприятных метеорологических условий (засуха, заморозки, ветровая и водная эрозия); обеспеченность водными ресурсами; топографические условия местности и др. В большей степени природные факторы влияют на размещение отраслей растениеводства, причем в неодинаковой степени, определяя ареалы их возделывания. Для ряда культур (преимущественно теплолюбивых) эти ареалы чрезвычайно ограничены, например, винограда, чая, цитрусовых и др.; для других - гораздо шире (ячменя, яровой пшеницы, картофеля и др.). На размещение животноводства природные факторы оказывают менее существенное воздействие, проявляясь через кормовую базу. Наиболее зависимым от природно-климатических условий является пастбищное животноводство (некоторые направления овцеводства, скотоводства; оленеводство, коневодство и др.). Здесь можно выделить такие факторы, как наличие пастбищ, их размеры, состав растительности и продолжительность периода их использования. Для размещения сельского хозяйства также чрезвычайно важны социально-демографические факторы. Население является основным потребителем сельскохозяйственной продукции, поэтому существуют региональные особенности структуры потребления данной продукции. На специализацию сельского хозяйства влияет соотношение между городским и сельским населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство сельскохозяйственной продукции, характеризующееся неодинаковой трудоемкостью. Наиболее трудоемкими считаются производства: овощей, картофеля, сахарной свеклы и других технических культур, некоторые отрасли животноводства. Использование специализированных квалифицированных кадров способствует росту производительности труда, уменьшению затрат труда на производство данной продукции. Повышенная миграция населения в ряде регионов в настоящее время ограничивает производство трудоемких видов продукции. Важным фактором размещения и специализации являются также интересы местного населения, которые в прошлом недостаточно учитывались и которые в ряде случаев существенно ограничивают возможность производства на вывоз многих видов продукции, ранее определявшиеся плановыми объемами поставок в общесоюзный фонд. К наиболее существенным экономическим факторам размещения и специализации сельского хозяйства можно отнести: 1.Местоположение хозяйств по отношению к рынкам сбыта и наличие перерабатывающих предприятий, емкостей для хранения сырья и конечной продукции, наличие и состояние транспортных средств и путей сообщения. Виды сельскохозяйственной продукции различаются своей транспортабельностью. Это является основой создания пригородных и сырьевых зон вокруг крупных городов и предприятий перерабатывающей промышленности. Наличие крупных населенных пунктов создает высокую плотность населения, определяет специализацию сельскохозяйственных предприятий на производстве свежего молока, диетических яиц, картофеля, овощей и пр., т.е. малотранспортабельной продукции. Характер и состояние путей сообщения также оказывают прямое влияние. Производство продукции, которую легко перевозить, можно концентрировать в местах, где оно наиболее эффективно. Возможность перевозить продукцию в больших объемах также вызывает удешевление перевозок. 2.Уже созданный производственный потенциал сельского хозяйства: наличие мелиорированных земель, поголовье продуктивного скота, сооружения сельскохозяйственного назначения, производственные постройки и пр. 3.Площадь сельскохозяйственных угодий, их структура: размер пашни и сельхозугодий на душу населения. 4.Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, определяемая системой показателей, основными из которых являются: выход продукции сельского хозяйства и валовой доход на единицу земельной площади и единицу материальных и трудовых затрат, прибыльность производства. Следует отметить, что на экономическую эффективность оказывает влияние совокупность всех рассматриваемых факторов размещения и специализации сельского хозяйства. 5.Особенности и стабильность межрегиональных связей по продукции сельского хозяйства. Возможность закупок продукции сельского хозяйства, их гарантированность создают базу для развития в отдельных регионах только тех отраслей сельского хозяйства, для которых имеются наиболее благоприятные условия. Разумеется, при этом принимаются в расчет затраты на закупки необходимой сельхозпродукции, ее транспортировку в сравнении с затратами на ее производство в данном регионе. 6.Обеспеченность сельского хозяйства средствами производства, поставляемыми промышленностью. Соответствие уровня цен на эту промышленную продукцию уровню цен на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки. 7.Размеры сельскохозяйственных предприятий. Например, мелкие крестьянские хозяйства ограничивают возможности специализации. В России очень низок уровень урожайности сельскохозяйственных культур (по зерну в 2,8 раза, картофелю в 2,2 раза, сахарной свекле в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах, даже в зонах с близкими природно-климатическими условиями), невысока продуктивность животноводства. По уровню производительности труда в сельском хозяйстве наша страна отстает в три-четыре раза от развитых стран. Хотя Россия относительно хорошо обеспечена сельскохозяйственными угодьями, но их размеры постоянно уменьшаются, что связано с изъятием земель под промышленное, транспортное, жилищно-коммунальное строительство. Постепенно снижается и размер площади сельхозугодий и пашни на душу населения (что связано с ростом населения). Поэтому основное направление дальнейшего развития сельского хозяйства - его всемерная интенсификация. Возможны два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции - экстенсивный (т.е. в результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т.п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений НТП. Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т.е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства. Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции. Основные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животноводство, в которых выделяются подотрасли: зерновое хозяйство, кормопроизводство, производство технических культур (льноводство, свекловодство и пр.), садоводство, овощеводство, скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, кролиководство, прудовое рыбоводство, звероводство, пчеловодство и пр. Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции сельского хозяйства будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно 1% от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3-5 лет, чтобы встать на ноги. 1.8 Строительный комплекс Интеграция различных производств способствовала формированию межотраслевого строительного комплекса (МСК), обеспечивающего основные потребности строительной отрасли - от проектов до законченных зданий и сооружений. МСК занимает особое место в экономике страны, являясь одним из ведущих звеньев и важной составной частью строительства. Он играет существенную роль в укреплении материально-технической базы страны, в ускорении ее социально-экономического развития. География строительства на территории каждого экономического района России определяется уровнем его освоенности и отраслевой структурой капитальных вложений, сложившейся системой населенных пунктов и особенностями осваиваемых природных ресурсов. Межотраслевой строительный комплекс России представляет собой сложный механизм, составные части которого связаны между собой. Например, от темпов роста производства строительных материалов зависят масштабы капитального строительства, его экономичность и технический уровень, сроки возведения зданий и сооружений. Поэтому необходимо повышать рост производства строительных материалов, что сразу же увеличит масштабы капитального строительства. Строительная индустрия в основном удовлетворяет внутренние потребности региона. Она развивается на богатой и разнообразной собственной сырьевой базе. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский фактор, поэтому предприятия сосредоточены в основном вокруг областных центров. Строительство крупнейших электростанций, промышленных объектов привело к значительному развитию в Восточной Сибири промышленности строительных материалов. Мощные цементные заводы действуют в Красноярске, Ангарске, Ачинске (работает на отходах крупнейшего в России Ачинского глиноземного завода). Производство стеновых материалов, панелей и блоков ведется на предприятиях Братска, Иркутска, Красноярска, Читы, оконного стекла - в Улан-Удэ, Тулуне. Много кирпичных заводов. На Урале создана мощная строительная индустрия, опирающаяся па собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности - Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская обл.). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах. 1.9 Транспортный комплекс Транспорт - важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России Большая часть грузо - и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте - автомобильный и авиационный. Такая структура грузо - и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта. Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны: 1.Широтное магистральное сибирское направление "восток-запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги; 2.Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями; 3.Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север-юг" по р. Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами. Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В настоящее время обрабатывается комплексная программа "Транспорт России". В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека. В условиях рыночных отношений на первый план в развитии транспортного комплекса выдвигается задача более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны, на что и нацелена программа "Транспорт России".