4.5. Размер. Масштаб и масштабность
Эти средства гармонизации характеризуют собой внешнее состояние или величину формы.
Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая. Исходной для него является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер - метр, дюйм и т. д. В зависимости от размера форма характеризуется в композиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т. д.
Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной или, в композиционном плане, с тем впечатлением, которое производит эта форма на человека. В распространенном значении такая величина заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру. В этом смысле о такой величине можно говорить как о размерном масштабе. Он может быть выражен как в числах (численный масштаб) - 1:2, 1:5, 1:10 и т. д., так и в линии - линейный масштаб. Последний передает линия, которая разделяется на отрезки, уменьшенные или увеличенные в определенное число раз по сравнению с какой-то натуральной (исходной) величиной. Благодаря тому или другому масштабу можно создать (изобразить, сделать) уменьшенные или увеличенные масштабные копии (чертежи, макеты) любых натуральных форм.
В чисто композиционном, художественном значении масштаб представляет собой соразмерность, выраженную не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы человеку. В принципе композиционный масштаб так же, как любое средство гармонизации, подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форме. Разделяется он на крупный и мелкий. В соответствии с ним форма может выглядеть либо крупной, монументальной, либо мелкой, легкой. Крупным композиционным масштабом не обязательно отличается большая форма. В большой форме часто поражает абсолютная величина - размер, но не масштаб, соразмерный человеку. Добиться его, т. е. сделать так, чтобы натуральная форма зрительно не подавляла человека и в то же время не выглядела игрушечной, - очень сложная композиционная задача. Решается она в основном именно за счет членения формы. Крупный масштаб относим со слабо расчлененной формой, мелкий - с сильно расчлененной формой. Всякое членение придает форме мелкий (легкий) характер, подчеркивая при этом, как правило, ее большие размеры.
Формы, включаемые в пространство, зрительно оцениваются по масштабу в связи не только с человеком, но и с этим пространством. Таким образом, они приобретают сложный, двойственный масштаб. Выражается он в одновременном укрупнении и размельчении формы. При масштабном сопоставлении форм с человеком выявляется одна важная композиционная закономерность: чем меньше форма, тем она должна быть крупнее, и наоборот, чем больше - тем мельче. Вытекает эта закономерность из естественного процесса развития форм в природе. Вначале любая природная форма мала и слабо расчленена (как, например, росток), в конце своего развития - велика и сильно расчленена (как куст или дерево). Учет этой закономерности - залог достижения масштабности композиционной формы.
Важную роль в достижении гармоничности композиции играют так называемые указатели масштаба.
В архитектуре зрительной мерой для стены дома могут служить кирпичи, квадры каменной кладки (составляющей массив стены или только облицовку), блоки, панели или размеры стены в целом, если она не расчленена. Большую роль в создании масштабности играют пропорции тектонических элементов, работа которых понятна зрителю и которые дают особенно наглядное представление о размерах здания. Сдвигая или раздвигая опоры, меняя высоту балок или архивольтов арок по отношению к пролету и сочетая эти изменения с размерами и членениями других элементов здания, архитектор получает различный художественный эффект. Масштабная характеристика архитектурного произведения может иногда меняться при его восприятии с различных расстояний. Например, здание, воспринимаемое как большое с отдалённой точки зрения (или на чертеже), может казаться значительно меньшим при приближении зрителя, когда он соотносит с собой действительные размеры сооружения. Масштабный строй архитектурного произведения в целом связан с окружением (рельеф местности, характер застройки в городах) и меняется вместе с ним. Укрупнение масштабности - преимущественное средство придания произведению архитектуры большей значительности (например, «героическая» масштабность древнегреческих храмов, словно рассчитанных на героев эпоса, крупная масштабность амфитеатров, акведуков, базилик в Древнем Риме, гражданских сооружений русского ампира, вызывающих представление о могуществе построивших их государств). Чрезмерное укрупнение масштабности в сочетании с большими размерами сооружений подавляет человека, вызывая у него чувство собственного ничтожества (например, культовые постройки в Древнем Египте). Масштабный строй произведения архитектуры, отражая социально-исторические условия и мироощущение той или иной эпохи, общественное положение заказчика, является наряду с тектонически осмысленными формами одним из главных средств, воплощающих основной характер художественного образа в зодчестве, делая его понятным и впечатляющим не только для современников, но и для представителей последующих обществ, формаций и иных культур.
В проектировании интерьеров маркеры масштабности - это хорошо знакомые предметы: ручки дверей (уровень их размещения - около метра), сами двери (их высота - 2-2,2 м), окна, мебель и т. п. Им отводится роль точных ориентиров, по которым определяется масштаб объектов. Чрезмерное по отношению к ним укрупнение или размельчение формы ведет к нарушению этого масштаба.
Стоит отметить, что любое масштабное изображение (или макет) выглядит всегда чуть мельче, а не только меньше натуры. Вот почему с одной стороны, для достижения его масштабности требуется дополнительное укрупнение формы за счет того же, например, приближения перспективы, устранения в ней лишних деталей и т. п. С другой стороны, проектная разработка, близкая или равная «натуре», требует как можно более точной передачи деталей, материалов исполнения и т. п.
- Isbn 978-5-7994-0425-3 (обл.)
- Предисловие
- Глава 1 макетирование в учебном проектировании
- 1.1. Метод рабочего макетирования
- 1.2. Необходимые материалы, инструменты и рекомендации их использования
- 1.3. Основные приемы макетирования
- Глава 2 Архитектурно-художественные принципы композиции
- 2.1. Основные виды композиции
- Фронтальная композиция
- 2.1.2. Объемная композиция
- 2.1.3. Глубинно-пространственная композиция
- 2.2. Плоскостные композиции из линейных элементов
- 2.3. Линейные орнаменты
- 2.4. Объемные композиции из линейных элементов
- Глава 3 художественные средства построения композиции
- 3.1. Графика
- 3.1.1 Точка
- 3.1.2. Линия
- 3.1.3. Пятно
- 3.2. Пластика
- 3.2.1. Линейно-пластическая форма
- 3.2.2. Плоскостная форма
- 3.2.2.1. Текстура
- 3.2.2.2. Фактура
- 3.2.2.3. Рельеф
- 3.2.3. Объемная форма
- 3.2.4. Пространственная форма
- 3.3. Особенности восприятия геометрических фигур
- 3.4. Свет
- Глава 4 основные закономерности и средства гармонизации композиции
- 4.1. Метр-ритм
- 4.2. Равновесие
- 4.3. Статика-динамика
- 4.4. Симметрия-асимметрия
- 4.5. Размер. Масштаб и масштабность
- 4.6. Отношения-пропорции
- 4.7. Нюанс-контраст
- Глава 5 основные принципы художественного формообразования
- Рациональность
- 5.2. Тектоничность
- 5.3. Структурность
- 5.4. Гибкость
- 5.5. Органичность
- 5.6. Образность
- 5.7. Целостность
- Глава 6 Макетирование в ландшафтном дизайне
- 6.1. История
- 6.2. Разновидности мини-парков
- 6.2.1. Парк «Мини-Израиль»
- 6.2.2. Китай – Парк мира
- 6.2.3. Турция – Парк «Miniaturk»
- 6.2.4. Австрия – «Minimundus»
- 6.2.5. Испания – «Pueblo Chico»
- 6.2.6. Парк «Италия в миниатюре»
- 6.2.7. Парк «Madurodam» в Нидерландах
- 6.2.8. Парк «Мини-Европа» в Бельгии
- Заключение
- Глосарий
- Библиографический список
- Оглавление