Глосарий
Ажурность (фр.) - показатель, характеризующий количество просветов в кронах как отдельных деревьев и кустарников, так и насаждения в целом (имеется в виду группа деревьев, аллея, защитная полоса).
Ажурный (фр.) - сквозистый, прозрачный, имеющий отношение к кроне дерева, надземной части кустарника, полосе насаждений.
Арка - в садах и парках - сводчатое сооружение; перекрытие из камня, железа, дерева, обвитое вьющимися растениями.
Асимметрия (гр.) - сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии (см.), широко применяемый прием флористики и парковой композиции.
Архитектурные элементы парка - павильоны, амфитеатры, колоннады, беседки, арки, лестницы, подпорные стенки, балюстрады, а также другие здания и сооружения, гармонично сочетающиеся с природными элементами ландшафта.
Баланс территории объекта озеленения (лесопарка, парка, сада и т.д.) - количественное соотношение площадей элементов планировки насаждений, аллей, дорог, площадок, зданий, сооружений, водоемов. Выражается в абсолютных (кв.м, га) и относительных (%) величинах.
Вид - часть пейзажа. Термин, широко применяемый в проектировании объектов ландшафтной архитектуры. Умелое раскрытие отдельных художественно выразительных видов в пейзаже является искусством проектирования объектов озеленения.
Видовая точка - определенное место на территории лесопарка, парка, сада, наиболее удобное для восприятия открывающегося вида; обычно намечаются при художественном анализе и эскизной проработке проектирования объекта озеленения.
Виста (итал.) - прорыв с открытием перспективы на окружающий ландшафт вдоль главной оси или с террасы. Узкая перспектива, вид, направленный в сторону наиболее интересного элемента сада или окружающего ландшафта, обрамленный кулисами из растений. Воздушная линия - общий верхний контур массива или группы деревьев, кустарников. Может иметь изрезанный, расплывчатый или четкий характер.
Габитус (лат.) - внешний вид, форма различных деревьев и кустарников (См. Архитектоника).
Газон (фр.) - искусственный дерновый покров, участок, засеянный преимущественно злаковыми травами с целью создания однородного зелено-изумрудного фона; в зависимости от целей использования подразделяется на Г. декоративный (Г. партерный, обыкновенный, парковый), Г. спортивный, Г. однолетний цветущий (мавританский) или многолетний (пестроцветущий), Г. специальный.
Гамма цветовая (гр.) - последовательный ряд цветов, используемых при создании художественного произведения, декоративного изделия, композиции, элементов интерьера. Как наименование, так и условное разделение спектра на семь частей возникло по аналогии с музыкальной гаммой.
Гармония (гр.) - в архитектуре, дизайне, садово-парковом и других искусствах - соразмерность отдельных элементов композиции, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорциональности, в цвете, фактуре и т.д.).
Геопластика - разновидность вертикальной планировки; архитектурно-художественное преобразование рельефа.
Диссонанс - нарушение гармонии, проявляющееся в неудачно подобранных сочетаниях растений, предметов, окружающей обстановки, а также в несоответствии их формы и содержания.
Доминанта - наиболее выразительный главный элемент композиции, которому по расположению и размерам подчинены все остальные.
Жанр (фр.) - род художественного произведения, форма его композиционной организации, которая возникает и развивается в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности. В садово-парковом искусстве к жанровым разновидностям можно отнести озеленение шоссейных дорог, жилых комплексов, районных садов и парков.
Зеленое строительство - система мероприятий по созданию, сохранению и использованию зеленых насаждений для улучшения условий жизни населения. З.с. предусматривает:
- создание парков, садов, скверов, бульваров, газонов и других структурных элементов;
- формирование новых зеленых массивов;
- реконструкцию и обновление существующих насаждений при максимальном сохранении природных ландшафтов.
Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение) - во флористике - процесс составления, построения (аранжировка) декоративного произведения и его результат (букет, венок, гирлянда, бутоньерка, гобелен и т.д.). Построение К. обусловлено содержанием, характером, вкладываемым смыслом, назначением и во многом определяет восприятие произведения. К. - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др. В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.
Колорит - - общий характер окраски и сочетания цветов в композиции. Различают: - теплый колорит при преобладании теплых тонов; и
- холодный колорит при преобладании холодных тонов.
Коллаж (фр. collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; К. также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Как формальный эксперимент К. был введен кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.). К. применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Широко используется во флористике.
Лабиринт (греч.) - 1) запутанные проходы Критского дворца; 2) в средневековье Л. появились в садах эпохи Возрождения и Барокко, широкое распространение получили в русских парках XVIII-XIX вв. Л. в парках устраивается из высоких стриженых живых изгородей (с использованием граба, липы, лавра, туи и др.).).
Ландшафтная архитектура - архитектура открытых пространств; отрасль градостроительства, целью которой является:
- наиболее благоприятная функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека;
- целенаправленное преобразование ландшафтов и их охрана;
- решение эстетических задач социальной экологии.
Ландшафтный дизайн - дизайн и создание природного территориального комплекса, в пределах которого природные и искусственные (привнесенные) компоненты находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу. Целью ЛД является эстетическое и функциональное преобразование территории ландшафта (сельского, загородного, садового, паркового, городского и проч.). Основными элементами (компонентами, средствами выразительности) ЛД являются преобразование или адаптация рельефа, организация растительности (флоры), использование ландшафтной архитектуры, вода и - в некоторых случаях - создание условий для животного мира (фауны).
Ландшафтная композиция - Главный прием ландшафтного дизайна. В графическом исполнении включает планировку, зонирование, размещение элементов озеленения.
Ландшафтные компоненты - Основными природными ландшафтными компонентами являются рельеф, вода, растительность (флора), ландшафтная (садово-парковая) архитектура и фауна.
Ландшафтный, или пейзажный, стиль - В английском языке существует понятие - Landscape garden - ландшафтный сад. Тип садов или парков возникших в Англии в XVIII веке в противовес регулярным французским паркам. Другие названия: пейзажный сад, живописный стиль сада. Теория пейзажных парков рекомендует свободное и естественное расположение элементов ландшафта, близкое к природному и практически не допускает строгую геометрию в планировке. В теории пейзажных садов основная концепция - разбивка садов на живописные пространства просторных лугов, тенистых крупных групп деревьев, сохранение русла рек, ручьев, водоемов, имеющих свободную форму. Такие сады декорировались большим количеством разнообразных садовых павильонов.
Макет (фр.) - пространственная модель объекта озеленения, выполненная из различных материалов в уменьшенном масштабе. Служит для демонстрационных целей, проверки и иллюстрации решений проекта.
Малые формы садово-парковой архитектуры - беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, урны, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие искусственные элементы садово-парковой композиции, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции.
Масштаб (нем.) - 1) численный показатель отношения длины линии на плане или рабочем чертеже к ее действительной длине (например: М I:500 - в 1 см - 5 м.); 2) графический, линейный, изображающий отрезок линии, соответствующий 5, 10, 20, 100м и т.д. на местности.
Масштабность - соразмерность, соответствие величины и выразительности элементов композиции окружению и человеку.
Мобильный сад. Переносной сад - небольшой участок: - отведенный для отдыха на тротуаре, перед общественным зданием или в торговом центре;
- оформленный переносными контейнерами, вазами из керамики и бетона различной величины с высаженными в них растениями.
Панорама (гр.) - широкая перспектива для обозрения свободного, открытого пространства, обычно с высоты.
Парк (англ.) - объект озеленения, представляющий земельный участок, на котором элементы ландшафта (растительность, формы рельефа, водоемы), сооружения (дорожки, постройки, площадки) и посаженная растительность организуются в определенную объемно пространственную систему в соответствии с законами композиции (См.). П. наиболее крупный объект системы озеленения, подразделяются по назначению - детские, спортивные, прогулочные, мемориальные; по местоположению и использованию населением - общегородские, районные, загородные; по характеру рельефа территории - пойменные, овражные, нагорные.
Партер (фр.) - декоративная открытая геометрически построенная композиция из низких растений в горизонтальной плоскости, образует парадную часть регулярного парка, разбивается на главных аллеях, у монументальных сооружений и памятников, а также у общественных и административных зданий. Из растений большое место отводится газону из ковровых, которые в сочетании с водоемами, скульптурой, декоративным мощением и т.п. образуют единый ансамбль. Характеризуется строгостью линий и форм.
Партерный сад - сад регулярного стиля с доминированием газонных площадей, цветников и водоемов. Используемые деревья и кустарники обычно располагают по периферии куртин и клумб; растения подвергаются регулярной стрижке, им придается форма шара, куба, квадрата и т.д.
Патио (исп. Patio) - небольшой сад или открытый внутренний двор, окруженный высокой оградой, галереями или стенами здания и композиционно связанный с интерьерами зданий. Элемент испано-мавританского искусства. Распространен в средиземноморских странах и Латинской Америке.
Перспектива воздушная - свойство приземного слоя воздуха смягчать действительный цвет и очертания предметов, окрашивая более отдаленный в голубые тона. Используется для иллюзорного усиления глубины пространства сада.
Перспектива линейная - зрительное уменьшение предметов по мере удаления их от наблюдателя.
Планировка объекта озеленения - территориальное устройство объекта, его пространственная и функциональная структура, размещение центров, дорог, насаждений, входов и т.д. Планировка определяется конкретными ландшафтными, социальными, архитектурно-строительными, экономическими, инженерно-строительными и другими условиями.
Пропорция (лат.) - соразмерность, соотношение отдельных частей предметов и явлений между собой, одно из проявлений и непременных условий гармонии. В ландшафтном дизайне, флористике и фитодизайне обязательно учитывается при подборе пород и сортов, размещении, при создании групп и композиций, а также при определении размеров фито-оформления как объектов, подвергающихся динамическому изменению.
Рабочий проект - стадия проектирования объекта включает детальную разработку генерального плана - разбивочных и посадочных чертежей планировки и озеленения территории, рабочих чертежей проектов вертикальной планировки, инженерного оборудования, малых форм и сооружений.
Равновесие силуэтов - подразумевается сочетание различных по архитектонике деревьев или кустарников, гармонирующих между собой.
Радиация солнечная (лат.) - излучение теплового потока солнечных лучей на земную поверхность; измеряется в калориях на единицу площади в единицу времени (кал/см2 мин.). Радиация различается: а) прямая, б) отраженная, в) проникающая. Например, сквозь кроны деревьев.
Разбивочный чертеж планировки объекта озеленения - рабочий чертеж в М 1:500, детали 1:10, 1:20, 1:50 на том же р. ч. с привязкой к базисным линиям и размерами всех элементов планировки, последние с р. ч. с помощью геодезических методов выносятся в натуру; на р. ч. указывается баланс территории, конструкции аллей, площадок, поперечные профили дорог.
Ритм - равномерное чередование элементов композиции.
Сад - объект озеленения, представляющий собой территорию площадью не менее 5-10 га, занятую древесными насаждениями, лужайками, цветниками, включающую эстраду, спортплощадки, сооружения, аллеи, детский сектор, водоемы; объединенную в определенную планировочную композицию. Предназначен для кратковременного отдыха, проживающего в радиусе пешеходной доступности населения. Сады подразделяются на районные, городские жилого района и спецназначения (при клубах, больницах, санаториях, школах, промышленных предприятиях).
Сад зимний - пространство в интерьере общественных и частных зданий или частных коттеджей (холл, помещение плавательного бассейна, пристройка, обогреваемая галерея), художественно оформленное различными, преимущественно тропическими растениями в кадках, контейнерах или высаженными в грунт или специальные поддоны; включает также декоративные элементы керамику, камень, миниатюрные бассейны, скульптуру; предназначен для украшения интерьера или для кратковременного отдыха.
Сад непрерывного цветения - специально отведенный участок в парке или ботаническом саду, на котором скомпонованы растения - травянистые многолетники, кустарники, деревья, подобранные по срокам цветения в продолжение года.
Садово-парковое искусство - искусство проектирования и создания объектов озеленения - парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и т.д. Основывается на умении пользоваться приемами композиции, перспективы, теории света и цвета на основе знания природных (растение, почва, вода, камень) и других материалов; как область искусства должно выражать определенное идейное содержание в художественных образах.
Силуэт (фр.) – в с.-п. композиции контурное однотонное очертание отдельных экземпляров растений, групп, куртин на фоне неба, водной поверхности или городской застройки, воспринимаемое пространственно.
Симметрия (гр.) - прием правильного, равноудаленного, равновесного расположения в пространстве отдельных частей целого в отношении оси или плоскости. Прием С. широко использовался при создании регулярных садов и парков. Имеет значение и для флористики как при создании так и при размещении композиций.
Топиарное искусство (лат.) - искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им формы зверей и других геометрических и фантастических форм, например, из лавра благородного, биоты, бирючины, самшита и др. растений с мелкой фактурой кроны, хорошо переносящих стрижку.
Фактура кроны (лат.) - особенность, структура строения поверхности дерева, куста. Ф.к. зависит от величины листьев и их размещения на ветвях. Например, мелкой фактурой кроны характеризуются самшит, снежноягодник; крупной: катальпа, орех серый, платан, большинство кленов, сумах ароматный.
- Isbn 978-5-7994-0425-3 (обл.)
- Предисловие
- Глава 1 макетирование в учебном проектировании
- 1.1. Метод рабочего макетирования
- 1.2. Необходимые материалы, инструменты и рекомендации их использования
- 1.3. Основные приемы макетирования
- Глава 2 Архитектурно-художественные принципы композиции
- 2.1. Основные виды композиции
- Фронтальная композиция
- 2.1.2. Объемная композиция
- 2.1.3. Глубинно-пространственная композиция
- 2.2. Плоскостные композиции из линейных элементов
- 2.3. Линейные орнаменты
- 2.4. Объемные композиции из линейных элементов
- Глава 3 художественные средства построения композиции
- 3.1. Графика
- 3.1.1 Точка
- 3.1.2. Линия
- 3.1.3. Пятно
- 3.2. Пластика
- 3.2.1. Линейно-пластическая форма
- 3.2.2. Плоскостная форма
- 3.2.2.1. Текстура
- 3.2.2.2. Фактура
- 3.2.2.3. Рельеф
- 3.2.3. Объемная форма
- 3.2.4. Пространственная форма
- 3.3. Особенности восприятия геометрических фигур
- 3.4. Свет
- Глава 4 основные закономерности и средства гармонизации композиции
- 4.1. Метр-ритм
- 4.2. Равновесие
- 4.3. Статика-динамика
- 4.4. Симметрия-асимметрия
- 4.5. Размер. Масштаб и масштабность
- 4.6. Отношения-пропорции
- 4.7. Нюанс-контраст
- Глава 5 основные принципы художественного формообразования
- Рациональность
- 5.2. Тектоничность
- 5.3. Структурность
- 5.4. Гибкость
- 5.5. Органичность
- 5.6. Образность
- 5.7. Целостность
- Глава 6 Макетирование в ландшафтном дизайне
- 6.1. История
- 6.2. Разновидности мини-парков
- 6.2.1. Парк «Мини-Израиль»
- 6.2.2. Китай – Парк мира
- 6.2.3. Турция – Парк «Miniaturk»
- 6.2.4. Австрия – «Minimundus»
- 6.2.5. Испания – «Pueblo Chico»
- 6.2.6. Парк «Италия в миниатюре»
- 6.2.7. Парк «Madurodam» в Нидерландах
- 6.2.8. Парк «Мини-Европа» в Бельгии
- Заключение
- Глосарий
- Библиографический список
- Оглавление