2.1.2. Объемная композиция
Представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.
Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаше всего подчеркивается глубинным расположением разных по пластическим свойствам элементов - линейных, плоскостных и объемных (в подобных архитектурных композициях преобладают объемы). Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например, в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы.
В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурно-планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная композиция.
Характер композиции рассматриваемого вида также раскрывается в пластической моделировке включаемых в нее элементов. Приемы такой моделировки во многом схожи с теми, которые имеют место при разработке объемной формы, но есть и своя специфика. В частности, в ней четко раскрываются доминирующие свойства разных пространственных элементов - их конфигурация, расположение, силуэт и членение. При этом решаются следующие композиционные задачи:
- выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.),
- расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции,
- остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).
При успешном решении этих и подобных им задач достигается предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом построении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа. В связи с таким использованием, однако, возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции значительного количества разных по свойствам элементов. Ее преодолению способствуют четкая планировочная организация пространства, а также единый характер включаемых в него пластических элементов.
- Isbn 978-5-7994-0425-3 (обл.)
- Предисловие
- Глава 1 макетирование в учебном проектировании
- 1.1. Метод рабочего макетирования
- 1.2. Необходимые материалы, инструменты и рекомендации их использования
- 1.3. Основные приемы макетирования
- Глава 2 Архитектурно-художественные принципы композиции
- 2.1. Основные виды композиции
- Фронтальная композиция
- 2.1.2. Объемная композиция
- 2.1.3. Глубинно-пространственная композиция
- 2.2. Плоскостные композиции из линейных элементов
- 2.3. Линейные орнаменты
- 2.4. Объемные композиции из линейных элементов
- Глава 3 художественные средства построения композиции
- 3.1. Графика
- 3.1.1 Точка
- 3.1.2. Линия
- 3.1.3. Пятно
- 3.2. Пластика
- 3.2.1. Линейно-пластическая форма
- 3.2.2. Плоскостная форма
- 3.2.2.1. Текстура
- 3.2.2.2. Фактура
- 3.2.2.3. Рельеф
- 3.2.3. Объемная форма
- 3.2.4. Пространственная форма
- 3.3. Особенности восприятия геометрических фигур
- 3.4. Свет
- Глава 4 основные закономерности и средства гармонизации композиции
- 4.1. Метр-ритм
- 4.2. Равновесие
- 4.3. Статика-динамика
- 4.4. Симметрия-асимметрия
- 4.5. Размер. Масштаб и масштабность
- 4.6. Отношения-пропорции
- 4.7. Нюанс-контраст
- Глава 5 основные принципы художественного формообразования
- Рациональность
- 5.2. Тектоничность
- 5.3. Структурность
- 5.4. Гибкость
- 5.5. Органичность
- 5.6. Образность
- 5.7. Целостность
- Глава 6 Макетирование в ландшафтном дизайне
- 6.1. История
- 6.2. Разновидности мини-парков
- 6.2.1. Парк «Мини-Израиль»
- 6.2.2. Китай – Парк мира
- 6.2.3. Турция – Парк «Miniaturk»
- 6.2.4. Австрия – «Minimundus»
- 6.2.5. Испания – «Pueblo Chico»
- 6.2.6. Парк «Италия в миниатюре»
- 6.2.7. Парк «Madurodam» в Нидерландах
- 6.2.8. Парк «Мини-Европа» в Бельгии
- Заключение
- Глосарий
- Библиографический список
- Оглавление