1.1. Метод рабочего макетирования
Макетирование предполагает исполнение рабочих макетов на всех этапах проектирования и, наряду с графическим эскизированием, становится творческим методом разработки вариантов решения. Рабочее макетирование вызывает активное поведение автора, оно связано с мыслительным «обмериванием» макета, отысканием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и, что особенно важно, соотношений внутреннего и внешнего пространства. Макетирование развивает способность зрительно воспринимать и оценивать решение, делает замысел наглядным. В рабочем макете автор, фиксируя свою мысль, имеет возможность проанализировать ее. При градостроительном макетировании раскрываются пространственный замысел застройки, ее связь с окружающим.
Макетирование объекта в конкретной природной или градостроительной среде раскрывает связи архитектуры и ландшафта и помогает понимать каждый композиционный элемент как компонент более сложно организованной системы.
Разработка в макетах отдельных объектов - объемно-пространственное макетирование - способствует поиску внешнего архитектурного образа объекта и воспитывает трехмерное представление о пространстве.
Макетирование интерьера применяется при проектировании квартир и особенно успешно зрелищных зданий. Макеты поэтажных сечений на уровне зрительных залов помогают понять диалектику внутреннего и внешнего; та или иная поверхность, как мембрана, одновременно строит внутреннее пространство и отделяет его от пространства внешнего.
При проектировании объектов из объемных элементов, когда в графическом изображении трудно представить себе возможность вариантных комбинаций, макетирование как средство компоновки объекта часто приводит к хорошим творческим результатам.
Макетирование в учебном процессе применяется с целью лабораторных проверок влияния инсоляции, естественного освещения и акустики на формообразование сооружения, помещения, зала. В этом случае применяется также макетирование фрагментов, например для выбора солнцезащитных устройств, что сближает обучение с научным исследованием.
Макет в малых масштабах имеет и свои недостатки - он воспринимается преимущественно сверху, с «птичьего полета», а не с реальных точек зрения. Этот недостаток снижается при исполнении макетов в крупных масштабах и в натурных материалах.
Метод рабочего макетирования способствует активному освоению темы, делает процесс разнообразным и интересным. С моделированием связано использование возможностей фотофиксации как предварительных, так и окончательных вариантов с целью раскрытия замысла автора с наиболее характерных и убедительных направлений.
Подобное макетирование успешно применяется в работе над поисками оптимальных вариантов проектировщиками нашей страны и за рубежом.
Выделяют два вида макетов: черновые и чистовые. В зависимости от выполняемых функций макеты разделяют на поисковые и демонстрационные.
С помощью черновых макетов определяют и отрабатывают в деталях проектное решение. Они относятся к профессиональным средствам работы художника-конструктора. Изготовляют их обычно из мягких материалов (пластилин, пенопласт) без тщательной отделки, отсюда и название — черновые. Такие макеты предназначены для совместной работы художника-конструктора и специалистов, участвующих в создании изделия. Их называют еще рабочими или поисковыми.
Поисковые макеты обладают различной степенью законченности и допускают возможность разнообразных переделок как в деталях, так и в целом. Достоинства и недостатки замысла в макетном поиске выявляются быстро, так как художник-конструктор мысленно достраивает частично исполненную форму до той степени законченности, которая позволяет представить возможные качества создаваемого изделия. Незавершенность поисковых макетов, приблизительность отраженных в них идей и решений делает их функции чисто творческими. Поисковым методом определяют художественно-конструкторское решение как изделия в целом, так и отдельных его фрагментов.
Поисковые макеты, самые простые по технологии и материалам, изготавливаются со значительным уменьшением в интересах оперативности работы.
После поискового макета переходят к чистовому, который выполняют в более надежном и прочном материале (пенопласт, гипс), поскольку каждая проектная задача лучше всего решается в определенном виде макетного материала.
Чистовые макеты. С помощью чистовых макетов найденное ранее решение закрепляют в таких макетных материалах: оргстекло, стеклопластик, полистирол, гипс и реальных материалах. Они позволяют довольно точно передать признаки изделий промышленного изготовления и обеспечивают их сохранение на протяжении длительного времени.
По чистовым макетам специалисты оценивают результаты проектирования с производственной, экономической и потребительской точек зрения. Эти макеты называют также демонстрационными. Демонстрационные макеты отображают проектное решение с некоторой степенью законченности. Они, как правило, не подлежат переделкам, хранятся как эталоны, фиксируя момент, после которого проектирование либо пошло в новом направлении, либо завершилось.
Демонстрационные макеты изготовляют на основании данных, полученных в процессе поискового макетирования, по чертежам, разработанным художником-конструктором, и, как правило, на заключительном этапе художественного конструирования. Демонстрационный макет служит эталоном эстетических свойств изделия, образцом для серийного воспроизведения.
Только сочетание демонстрационного макета и технической документации позволяет вести конструкторскую и технологическую разработку в направлении обеспечения эстетических свойств изделия, предусмотренных художественно-конструкторским проектом.
Изготовление макетов начинается с получения информации об объекте. Это могут быть фотографии существующего объекта, сделанные с разных точек, или проектная документация с указанием размеров. В любом случае информации должно быть достаточно для того, чтобы мастер смог подробно, со всех сторон, представить себе здание, местность или процесс. Затем в зависимости от объекта выбирается тип макета:
архитектурный,
планировочный,
технический,
художественный.
Архитектурный макет - это объёмно-пространственное изображение здания или целого архитектурного ансамбля. Он позволяет рассмотреть строение со всех сторон, в деталях.
Планировочный макет - это, как правило, смоделированный участок на местности, выглядящий так, как он виден "с высоты птичьего полёта". Используется обычно при проектировании коттеджных посёлков или других групп строений.
Техническими называют макеты, содержащие механические или электрические элементы. Это могут быть миниатюрные модели машин, самолётов и т.п., а также дома с ездящими лифтами, зажигающимся светом и открывающимися дверями.
Механический макет используется для наглядного отображения технологических процессов. Примером может служить электрифицированный макет.
Художественный макет создаётся, в первую очередь, для демонстрационных целей. Его основное достоинство - не столько функциональность и подробное отображение процессов, сколько внешнее сходство с оригиналом.
Затем определяется масштаб или размер макета. От размера макета зависит трудоемкость и соответственно стоимость работы.
- Isbn 978-5-7994-0425-3 (обл.)
- Предисловие
- Глава 1 макетирование в учебном проектировании
- 1.1. Метод рабочего макетирования
- 1.2. Необходимые материалы, инструменты и рекомендации их использования
- 1.3. Основные приемы макетирования
- Глава 2 Архитектурно-художественные принципы композиции
- 2.1. Основные виды композиции
- Фронтальная композиция
- 2.1.2. Объемная композиция
- 2.1.3. Глубинно-пространственная композиция
- 2.2. Плоскостные композиции из линейных элементов
- 2.3. Линейные орнаменты
- 2.4. Объемные композиции из линейных элементов
- Глава 3 художественные средства построения композиции
- 3.1. Графика
- 3.1.1 Точка
- 3.1.2. Линия
- 3.1.3. Пятно
- 3.2. Пластика
- 3.2.1. Линейно-пластическая форма
- 3.2.2. Плоскостная форма
- 3.2.2.1. Текстура
- 3.2.2.2. Фактура
- 3.2.2.3. Рельеф
- 3.2.3. Объемная форма
- 3.2.4. Пространственная форма
- 3.3. Особенности восприятия геометрических фигур
- 3.4. Свет
- Глава 4 основные закономерности и средства гармонизации композиции
- 4.1. Метр-ритм
- 4.2. Равновесие
- 4.3. Статика-динамика
- 4.4. Симметрия-асимметрия
- 4.5. Размер. Масштаб и масштабность
- 4.6. Отношения-пропорции
- 4.7. Нюанс-контраст
- Глава 5 основные принципы художественного формообразования
- Рациональность
- 5.2. Тектоничность
- 5.3. Структурность
- 5.4. Гибкость
- 5.5. Органичность
- 5.6. Образность
- 5.7. Целостность
- Глава 6 Макетирование в ландшафтном дизайне
- 6.1. История
- 6.2. Разновидности мини-парков
- 6.2.1. Парк «Мини-Израиль»
- 6.2.2. Китай – Парк мира
- 6.2.3. Турция – Парк «Miniaturk»
- 6.2.4. Австрия – «Minimundus»
- 6.2.5. Испания – «Pueblo Chico»
- 6.2.6. Парк «Италия в миниатюре»
- 6.2.7. Парк «Madurodam» в Нидерландах
- 6.2.8. Парк «Мини-Европа» в Бельгии
- Заключение
- Глосарий
- Библиографический список
- Оглавление