logo search
опорн

2. Штатные приборы и регламент гидрометеорологических наблюдений.

Судовая гидрометеорологическая станция укомплектовывается необходимыми приборами, пособиями и журналами для записи судовых наблюдений.

На судах могут устанавливаться дистанционные гидрометеорологические станции, которые позволяют непосредственно с ходового мостика измерять направление и скорость кажущегося ветра, температуру и относительную влажность воздуха и температуру воды.

Обязательными приборами для судовой гидрометеорологической станции являются барометр-анероид, барограф, термометр в оправе или психрометр для измерения температуры воздуха, термометр в оправе для измерения температуры воды, анемометр для измерения скорости ветра. Помимо перечисленных приборов, для организации наблюдений за погодой на судах должны быть ветрочет (круг СМО для определения истинного ветра по ходу судна), атлас облаков, альбом морских льдов, код КН-01, по которому кодируются сводки о погоде, специальные книжки для судовых наблюдений КГМ-15 и журнал для записи метеотелеграмм.

Гидрометеорологические наблюдения на судах производятся четыре раза в сутки – в 0, 6, 12 и 18 ч по среднему гринвичскому времени (СГВ). В случае исключительных обстоятельств, не позволяющих провести наблюдения в указанные сроки, и когда есть возможность провести их с отклонением от срока не более чем на 1 час, наблюдения следует произвести обычным порядком с указанием в книжке точного времени измерения температуры воздуха.

Гидрометеорологические срочные наблюдения производит вахтенный штурман, но если по условиям навигационной обстановки он не сможет сделать этого в срок, то их осуществляет другой свободный от вахты штурман.

На судовых гидрометеорологических станциях установлен следующий объем наблюдений за погодой:

- визуальные наблюдения за облачностью и состоянием неба;

- над осадками;

- туманами;

-атмосферными, оптическими и электрическими явлениями;

- дальностью видимости;

- над волнением моря преимущественно без приборов;

- над ветром – с помощью анемометра и судового компаса или СДС;

- над температурой воздуха и поверхностного слоя воды – с помощью специальных термометров в оправе или СДС;

- над атмосферным давлением – с помощью барометра-анероида и барографа;

- над морскими льдами и айсбергами – преимущественно визуально.

Наблюдения за погодой рекомендуется начинать с визуальных оценок, которые позволяют штурману составить общее представление о состоянии погоды и моря. Наблюдения обычно начинают за 10 мин до срока с таким расчетом, чтобы точно в срок измерить температуру воздуха, а затем температуру воды, атмосферное давление и барическую тенденцию. Закончив наблюдения и занеся их в соответствующие графы КГМ-15, вводят поправки к показаниям всех приборов, определяют и записывают в КГМ-15 координаты и элементы движения судна. Затем вичисляют по кругу СМО направление и скорость истинного ветра.

Результаты наблюдений шифруют кодом КН-01 и не позднее чем через 20 мин после срока метеотелеграмму с пометкой «АВИА» с помощью судовых средств связи передают в национальные и региональные гидрометеорологические центры.