1. Приземные карты погоды и карты барической топографии.
В оперативных органах Службы погоды составляют синоптические карты являющиеся основным материалом для анализа и прогноза атмосферных процессов и погоды над земным шаром. Синоптические карты – это специальные карты-бланки, на которых цифрами и условными символами нанесены результаты метеорологических наблюдений за определенный (стандартный) момент времени.
Различают основные и кольцевые карты погоды (приземные), карты барической топографии (высотные) и вспомогательные.
Основные карты составляют по данным метеорологических наблюдений в основные сроки: 0, В, 12 и 18 ч гринвичского времени; кольцевые– за промежуточные или дополнительные сроки наблюдений; карты барической топографии – по данным аэрологических наблюдений в основные сроки - 0 и 12 ч гринвичского времени.
На карты погоды (приземные) наносят сведения о погоде вблизи земной поверхности, получаемые с метеорологических станций.
Карты барической топографии содержат сведения о погоде на соответствующих изобарических поверхностях. Причем эти карты подразделяются на карты абсолютной (AT) и относительной топографии.
Абсолютной топографией называется распределение геопотенциала (высот) некоторой изобарической поверхности над уровнем моря. На карте линии равных значений геопотенциала называются изогипсами.
Геопотенциал в некоторой точке атмосферы численно равен работе, которую нужно затратить, чтобы поднять единицу массы в поле силы тяжести от уровня моря в данную точку. На уровне моря геопотенциал принимается за нуль.
Единица геопотенциала – геопотенциальный метр, равный работе против силы тяжести, которую нужно затратить, чтобы поднять единицу массы на высоту 1 м при ускорении силы тяжести 9,80 м/с2.
Карты AT дают представление о распределении атмосферного давления в тех слоях, в которых располагается данная изобарическая поверхность. В областях пониженного давления изобарические поверхности прогнуты вниз и их геопотенциалы меньше; в области повышенного давления – приподняты и геопотенциалы больше.
На карты AT наносят данные о высоте изобарической поверхности (в геопотенциальных декаметрах), температуре, влажности (дефицит точки росы) и ветре на ее уровне.
Карты AT обычно составляют для главных изобарических поверхностей: 850 мбар (средняя высота около 1,5 км), 700 ( 3 км), 500( 5 км), 300 ( 9 км), 200 ( 11 км), 100 ( 16 км), 50 ( 19 км), 30 ( 21 км), 20 ( 24 км) и 10 мбар ( 32 км).
Относительной топографией называется распределение геопотенциала некоторой изобарической поверхности над другой нижележащей изобарической поверхностью.
Карты ОТ содержат сведения о толщине слоя (в геопотенциальных декаметрах) между соответствующими изобарическими поверхностями, характеризуя среднюю температуру этого слоя.
Наиболее распространена карта толщины слоя между изобарическими поверхностями 500 и 1000 мбар (ОТ 500/1000).
Вспомогательные карты могут быть различны, и их содержание определяется требованиями соответствующего оперативного органа Службы погоды. Например, для составления рекомендованных курсов и проводки судов составляют более детальные карты погоды океанов (морские карты погоды), карты изобат (для тропической зоны), карты максимальных скоростей ветра и т. д.
Составление карт погоды. По поступлению метеорологических телеграмм с сухопутных и судовых станций за данный срок наблюдения сведения о погоде наносят на бланк синоптической карты (или карты погоды).
На карту данные наносят в виде цифр и условных значков (символов), которые располагают вокруг кружка станции в строго определенном порядке. Расположение элементов на основной карте погоды производится согласно схеме, приведенной рис. 57.
Рис. 57. Схема расположения элементов на основных картах погоды
Цифрами наносят: РРР – давление воздуха так, как оно дано в телеграмме, т.е. с десятыми долями миллибара (например, 081 соответствует 1008,1 мбар, 976 –997,6 мбар и т. д.), рр – величину барической тенденции с десятыми долями миллибара (если величина барической тенденции отрицательна, то перед рр ставят знак «минус»); ТТ – температуру воздуха в целых градусах Цельсия на сухопутных станциях и с десятыми долями – на судовых станциях; TdTd – значение точки росы в целых градусах; TSTS – разность тем-
пературы воздуха и воды с точностью до полуградуса или TwTw – температуру поверхностного слоя воды; VV – горизонтальную видимость в цифрах кода; Nh – количество облаков нижнего, а при их отсутствии – среднего яруса в цифрах кода или баллах; h–высоту основания облаков Nh в метрах; hs hs–высоту основания облаков, определенную инструментально, в метрах; Vs – среднюю скорость перемещения судна по генеральному направлению (в километрах в час с левой стороны стрелки, изображающей направление перемещения судна).
Условными значками наносят: N – общее количество облаков (в кружке станции); CL, См, СH– форму облаков нижнего, среднего и (верхнего ярусов; WW – погоду в срок наблюдения или в течение последнего часа; W – прошедшую погоду (имеется в виду погода в течение последних 6 ч основных синоптических сроков наблюдения или погода в течение последних 3 ч для промежуточных сроков наблюдений – 03, 09, 15 и 21 ч гринвичского времени); а – характеристику барической тенденции.
Некоторые основные знаки, используемые при нанесении метеорологических данных на карты, приведены в табл. 10.
Данные о ветре наносят в виде стрелки с оперением: направление ветра dd – стрелкой, идущей к кружку станции по направлению ветра (откуда дует ветер); скорость ветра ff–оперением, наносимым у конца стрелки. Перья обращены влево от стрелки (если смотреть по направлению ветра) в северном полушарии и в право – в южном. Одно большое перо на стрелке соответствует скорости ветра 5 м/с, а одно малое – 2,5 м/с. При скорости ветра 25 м/с оперение заменяют треугольником, основание которого находится на стрелке. Генеральное направление перемещения судна Vs наносят стрелкой, идущем от кружка по направлению перемещения судна; при этом стрелка может разрываться в том месте, где нанесены другие элементы.
Таблица 10
Явления | Знаки (символы) | Явления | Знаки (символы) |
Ясно или облачность не более 5 баллов (4/8) |
| Морось: Слабая Умеренная |
|
Облачность со значительными просветами |
| Сильная |
|
Облачность значительная и сплошная |
| Дождь: Слабый |
|
Пыльный или песчаный вихрь |
| Умеренный Сильный |
|
Пыльная или песчаная буря |
| Снег: Слабый |
|
Шквал |
| Умеренный
Сильный |
|
Мгла |
| Ливневый дождь
|
|
Дымка |
| Ливневый снег
|
|
|
| Ливневая крупа
|
|
Туман: просвечивающий |
| Град |
|
Сплошной |
| Гроза: Слабая или умеренная |
|
|
| Сильная |
|
На pиc 58 даны примеры нанесения данных на карту северного полушария.
Принципы анализа карт погоды. Синоптическая карта погоды, как уже указывалось выше, отображает условия погоды в определенный момент времени.
Рис. 58. Примеры нанесения данных на карту погоды северного полушария:
а – с сухопутной станции; б – с судовой.
Для правильного анализа карт погоды сопоставляют данные анализируемой карты с картами за предыдущие сроки наблюдений; оценивают развитие атмосферны процессов у земли и на высотах; рассматривают изменения контрастов температур и характеристик погоды во
фронтальных зонах с учетом возможной трансформации воздушных масс (принимают во внимание возможное влияние местных условий и т. д.); затем уточняют (путем сопоставления
данных отдельных станций на анализируемой карте) положение барических центров и атмосферных фронтов.
Окончательная обработка карт погоды заключается в проведении фронтальных разделов, изобар и изолиний барических тенденций, обозначении областей низкого и высокого давления, выделении обложных и внутримассовых (ливневых) осадков и особых явлений погоды. Ряд указанных операций (выделение осадков, проведение изолиний барических тенденций) на мелкомасштабных картах не выполняется. Изобары обычно проводят через каждые 5 мбар (кратные пяти) или через 4 мбар (кратные четырем). В центрах областей низкого давления ставят букву Н, высокого давления – букву В. Обозначение основных фронтов на картах погоды приведены в табл. 11, а явления погоды обозначают теми же знаками, что и при нанесении на карту, но только большего размера.
Таблица 11
Фронтальные разделы | Обозначение на картах одноцветной печатью |
Фронт: |
|
Теплый
|
|
Холодный
|
|
Малоподвижный
|
|
Окклюзии
|
|
Вторичный теплый
|
|
Вторичный холодный
|
|
Внутритропическая зона конвергенции |
|
- 1. Предмет и задачи навигационной гидрометеорологии.
- 2. Методологические понятия дисциплины «Метеорология».
- 3.Метеорологические елементы и явления.
- 4. Состав и строение атмосферы.
- Солнечная радиация и ее ослабление в атмосфере.
- Теплообмен океана и атмосферы.
- Температурные градиенты.
- 5. Температурные инверсии.
- Суточные и годовые колебания температуры.
- Лекция 3. Вода в атмосфере.
- 1. Испарение. Характеристики влажности воздуха
- 2. Суточные и годовые колебания характеристик влажности.
- 3. Конденсация водяного пара ,
- Понятия туманов и облаков.
- 3. Связь облачных структур с типом погоды.
- 4. Атмосферные осадки
- 5. Влияние осадков на дальность видимости и работу судовых рлс.
- Оптические явления в атмосфере.
- 2. Электрические явления в атмосфере.
- Рефракция света и укв.
- Лекция 6.Атмосферное давление и плотность воздуха.
- 1. Понятие атмосферного давления.
- 2. Изменчивость атмосферного давления.
- Суточные и годовые колебания давления.
- 4. Формы барического рельефа.
- 5. Зональность в распределении атмосферного давления.
- Лекция7. Ветровые течения в атмосфере
- 1. Ветер и его характеристики.
- 2. Причины возникновения ветру.
- 3. Градиентный и геострофический ветер.
- 4. Сила трения. Реальный ветер.
- Изменчивость ветра.
- 6. Периодические и местные ветры.
- Лекция 8. Воздушные массы и атмосферне фронты.
- 1. Понятие воздушных масс.
- 2. Классификации (термодинамическая и географическая) воздушных масс.
- 3. Атмосферные фронты и их характеристики.
- 4. Особенности погодных условий атмосферных фронтов.
- Лекция9. Циклоны и погода в циклонах.
- 1. Природа возникновения циклонов.
- 2. Стадии развития циклонов.
- 3. Погода в циклонах и барических ложбинах.
- 4. Признаки приближения циклонов.
- Лекция10. Антициклоны и погода в антициклонах.
- 2. Стадии развития антициклона.
- 3. Погода в антициклоне.
- 4. Признаки приближения антициклона.
- Лекция 11. Тропические циклоны.
- Понятие тропического циклона.
- Зарождение и строение тропических циклонов.
- Районы зарождения и основные пути тропических циклонов.
- Стадии развития и траектории движения тропических циклонов.
- 5. Погода в тропических циклонах.
- 6. Признаки приближения тропического циклона.
- 1. Всемирная служба погоды и ее значение для морского транспорта.
- 2. Штатные приборы и регламент гидрометеорологических наблюдений.
- Требования солас-74 к гидрометеорологическому обеспечению мореплавания.
- 4. Гидрометеорологическая информация, поступающая на суда.
- 4. Штормовые предупреждения.
- 1. Приземные карты погоды и карты барической топографии.
- 2. Факсимильные карты погоды.
- 3. Приемы оценки фактического состояния погоды и возможного изменения ее по факсимильным картам погоды.
- Виды и содержание прогнозов погоды.
- Основные принципы составления прогнозов погоды.
- Местные признаки погоды.
- Рекомендована литература