logo
опорн

2. Факсимильные карты погоды.

С целью повышения эффективности гидрометеорологического обслуживания мореплавания и быстрого доведения до судоводителей гидрометеорологической информации метеорологические службы ряда стран осуществляют ежедневную передачу по радио карт погоды и состояния моря. Такие карты принято называть факсимильными, так как их передают посредством факсимильной аппаратуры. Они позволяют судоводителю иметь всеобъемлющий и объективный обзор состояния погоды и океана.

Факсимильная аппаратура (например, ФТАК-2П, ФАК-П) позволяет осуществлять передачу и прием в черно-белом изображении карт, схем, графиков, текстового и цифрового материала и т. п. Эту информацию принимают на электрохимическую бумагу.

Факсимильные карты, в отличие от карт, используемых в подразделениях Службы погоды, часто имеют меньший размер бланка, данные наблюдений и условные обозначения наносят на них в более крупном виде, из-за чего количество исходной гидрометеорологической информации несколько уменьшается. Но это не влияет на информационность карт.

Выбор и использование судоводителем факсимильных гидрометеорологических карт, передаваемых по радио, зависит от района и цели плавания, типа и назначения судна (крупнотоннажное или мелкотоннажное, транспортное или рыболовное и т. п.) и других обстоятельств (степени загрузки, характера груза, состояния энергетических установок, ходовых качеств и т. д.).

Из большого разнообразия факсимильных карт для судоводителя наибольший интерес представляют следующие: карты погоды (приземная), карты барической топографии, полей волнения, ледовой обстановки, распределения поверхностной температура воды, нефанализа (фотографии) с ИСЗ и некоторые другие. Большинство из этих карт могут содержать информацию или о фактическом состоянии погоды и моря (карта анализа, обозначается буквой А – Analyses) или об ожидаемом состоянии погоды и моря (карта прогноза, обозначается буквой –F–Forecasts).

Карты погоды (приземные) и карты барической топографии. Карты погоды (приземные) являются одними из основных, по которым ведется учет влияния погодных условий на судне, и в зависимости от этого выбирают наиболее благоприятный маршрут перехода, стоянки, района промысла и т. п. Карты барической топографии используются для прогноза перемещения барических систем и атмосферных фронтов.

На картах барической топографии (соответствующих изобарических поверхностей) приводят изогипсы, указывают центры низких и высоких значений геопотенциала, а также наносят данные высот изобарической поверхности, температуры воздуха и ветра.

На факсимильных картах погоды (анализ и прогноз) изображают барическое поле на уровне моря (проводят изобары), обозначают центры циклонов и антициклонов, атмосферные фронты, приводят сведения о тропических циклонах. На некоторых картах погоды (анализ) дополнительно указывают стрелками направление перемещения циклонов и антициклонов, иногда приводят исходную информацию о погоде на станциях. На картах погоды (прогноз) возможны сообщения об ожидаемых особо опасных явлениях погоды. Эти сведения дают в виде словесного текста или условных символов (например, ветер указывают крупной стрелкой с оперением, которое соответствует его ожидаемой скорости).