2. Факсимильные карты погоды.
С целью повышения эффективности гидрометеорологического обслуживания мореплавания и быстрого доведения до судоводителей гидрометеорологической информации метеорологические службы ряда стран осуществляют ежедневную передачу по радио карт погоды и состояния моря. Такие карты принято называть факсимильными, так как их передают посредством факсимильной аппаратуры. Они позволяют судоводителю иметь всеобъемлющий и объективный обзор состояния погоды и океана.
Факсимильная аппаратура (например, ФТАК-2П, ФАК-П) позволяет осуществлять передачу и прием в черно-белом изображении карт, схем, графиков, текстового и цифрового материала и т. п. Эту информацию принимают на электрохимическую бумагу.
Факсимильные карты, в отличие от карт, используемых в подразделениях Службы погоды, часто имеют меньший размер бланка, данные наблюдений и условные обозначения наносят на них в более крупном виде, из-за чего количество исходной гидрометеорологической информации несколько уменьшается. Но это не влияет на информационность карт.
Выбор и использование судоводителем факсимильных гидрометеорологических карт, передаваемых по радио, зависит от района и цели плавания, типа и назначения судна (крупнотоннажное или мелкотоннажное, транспортное или рыболовное и т. п.) и других обстоятельств (степени загрузки, характера груза, состояния энергетических установок, ходовых качеств и т. д.).
Из большого разнообразия факсимильных карт для судоводителя наибольший интерес представляют следующие: карты погоды (приземная), карты барической топографии, полей волнения, ледовой обстановки, распределения поверхностной температура воды, нефанализа (фотографии) с ИСЗ и некоторые другие. Большинство из этих карт могут содержать информацию или о фактическом состоянии погоды и моря (карта анализа, обозначается буквой А – Analyses) или об ожидаемом состоянии погоды и моря (карта прогноза, обозначается буквой –F–Forecasts).
Карты погоды (приземные) и карты барической топографии. Карты погоды (приземные) являются одними из основных, по которым ведется учет влияния погодных условий на судне, и в зависимости от этого выбирают наиболее благоприятный маршрут перехода, стоянки, района промысла и т. п. Карты барической топографии используются для прогноза перемещения барических систем и атмосферных фронтов.
На картах барической топографии (соответствующих изобарических поверхностей) приводят изогипсы, указывают центры низких и высоких значений геопотенциала, а также наносят данные высот изобарической поверхности, температуры воздуха и ветра.
На факсимильных картах погоды (анализ и прогноз) изображают барическое поле на уровне моря (проводят изобары), обозначают центры циклонов и антициклонов, атмосферные фронты, приводят сведения о тропических циклонах. На некоторых картах погоды (анализ) дополнительно указывают стрелками направление перемещения циклонов и антициклонов, иногда приводят исходную информацию о погоде на станциях. На картах погоды (прогноз) возможны сообщения об ожидаемых особо опасных явлениях погоды. Эти сведения дают в виде словесного текста или условных символов (например, ветер указывают крупной стрелкой с оперением, которое соответствует его ожидаемой скорости).
- 1. Предмет и задачи навигационной гидрометеорологии.
- 2. Методологические понятия дисциплины «Метеорология».
- 3.Метеорологические елементы и явления.
- 4. Состав и строение атмосферы.
- Солнечная радиация и ее ослабление в атмосфере.
- Теплообмен океана и атмосферы.
- Температурные градиенты.
- 5. Температурные инверсии.
- Суточные и годовые колебания температуры.
- Лекция 3. Вода в атмосфере.
- 1. Испарение. Характеристики влажности воздуха
- 2. Суточные и годовые колебания характеристик влажности.
- 3. Конденсация водяного пара ,
- Понятия туманов и облаков.
- 3. Связь облачных структур с типом погоды.
- 4. Атмосферные осадки
- 5. Влияние осадков на дальность видимости и работу судовых рлс.
- Оптические явления в атмосфере.
- 2. Электрические явления в атмосфере.
- Рефракция света и укв.
- Лекция 6.Атмосферное давление и плотность воздуха.
- 1. Понятие атмосферного давления.
- 2. Изменчивость атмосферного давления.
- Суточные и годовые колебания давления.
- 4. Формы барического рельефа.
- 5. Зональность в распределении атмосферного давления.
- Лекция7. Ветровые течения в атмосфере
- 1. Ветер и его характеристики.
- 2. Причины возникновения ветру.
- 3. Градиентный и геострофический ветер.
- 4. Сила трения. Реальный ветер.
- Изменчивость ветра.
- 6. Периодические и местные ветры.
- Лекция 8. Воздушные массы и атмосферне фронты.
- 1. Понятие воздушных масс.
- 2. Классификации (термодинамическая и географическая) воздушных масс.
- 3. Атмосферные фронты и их характеристики.
- 4. Особенности погодных условий атмосферных фронтов.
- Лекция9. Циклоны и погода в циклонах.
- 1. Природа возникновения циклонов.
- 2. Стадии развития циклонов.
- 3. Погода в циклонах и барических ложбинах.
- 4. Признаки приближения циклонов.
- Лекция10. Антициклоны и погода в антициклонах.
- 2. Стадии развития антициклона.
- 3. Погода в антициклоне.
- 4. Признаки приближения антициклона.
- Лекция 11. Тропические циклоны.
- Понятие тропического циклона.
- Зарождение и строение тропических циклонов.
- Районы зарождения и основные пути тропических циклонов.
- Стадии развития и траектории движения тропических циклонов.
- 5. Погода в тропических циклонах.
- 6. Признаки приближения тропического циклона.
- 1. Всемирная служба погоды и ее значение для морского транспорта.
- 2. Штатные приборы и регламент гидрометеорологических наблюдений.
- Требования солас-74 к гидрометеорологическому обеспечению мореплавания.
- 4. Гидрометеорологическая информация, поступающая на суда.
- 4. Штормовые предупреждения.
- 1. Приземные карты погоды и карты барической топографии.
- 2. Факсимильные карты погоды.
- 3. Приемы оценки фактического состояния погоды и возможного изменения ее по факсимильным картам погоды.
- Виды и содержание прогнозов погоды.
- Основные принципы составления прогнозов погоды.
- Местные признаки погоды.
- Рекомендована литература