logo
опорн

1. Ветер и его характеристики.

Влияние ветра на поведение судна велико и неоднозначно. Ветер вызывает волны, которые могут представлять значительную опасность для судна. Волнение усиливается с увеличением скорости ветра и продолжительности его воздействия.

Атмосфера находится в непрерывном движении. Горизонтальная составляющая движения воздуха называется ветром. Ветер – горизонтальное перемещение воздуха относительно земной поверхности. Он характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра выражается в метрах в секунду, в километрах в час, в узлах или в баллах шкалы Бофорта.

Различают среднюю и мгновенную скорости ветра. На практике анемометрами измеряют именно среднюю (за 100 с) скорость ветра, так как мгновенная скорость испытывает сильные колебания.

Направление ветра определяется по его отклонению от меридиана места. В метеорологии за направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер, т. е. угол между нордом истинным (компасным) и направлением, откуда дует ветер. На рис. 10 изображен вектор ветра север-северо-восточного направления (NNE, 22,5°).

Ветер изменчив не только по скорости, но и по направлению. Поэтому направление ветра на судне определяют по вымпелам, флагам или «колдунчикам» и по компасу (пеленгатору) в градусах с точностью до 5-10° как среднее за 3-4 мин наблюдения.

На гидрометеорологических картах, в справочниках и пособиях распределение повторяемости ветра по направлениям и скоростям чаще всего представляют в виде розы ветров. От начала полярных координат откладываются направления по румбам горизонта (8 или 16) отрезками, длины которых пропорциональны повторяемости ветров данного направления (концы отрезков иногда соединяют ломаной линией). Повторяемость штилей указывают числом (%) в центре диаграммы (в начале координат). При построении розы ветров можно учесть еще и среднюю скорость ветра по каждому направлению, умножив на нее повторяемость данного направления. В этом случае роза ветров показывает не только преобладающие направления ветра, но и в условных единицах количество переносимого воздуха ветрами каждого направления.