6. Периодические и местные ветры.
Уже с середины XVII в. мореплавателям были известны в общих чертах закономерности в зональной структуре преобладающих ветров в Мировом океане. Современная наука дает объяснение этой закономерности в зональной структуре атмосферного давления по поверхности Земли (§8).
Рис. 17. Пассаты
Издавна известны морякам устойчивые в своем постоянстве или смене направлений ветры: пассаты, муссоны, бризы и др.
Пассаты – это устойчивые ветры тропиков северо-восточного в северном и юго-восточного в южном полушариях направлении, дующие на обращенной к экватору стороне субтропического центра действия атмосферы (рис. 17). Скорость пассатов невелика – в среднем 5–8 м/с у земной поверхности. Условия распределения атмосферного давления меняются в тропиках мало, поэтому пассаты обладают большой устройчивостью направления. Однако в течение сезона субтропический центр действия атмосферы может претерпевать определенные перестройки. Так, обычно над каждым океаном обоих полушарий в субтропиках формируется по одному антициклону. На ежедневных же картах погоды их может быть больше – часто два, иногда три над каждым океаном; над южной частью Тихого океана – до четырех. Вследствие этого пассаты обоих полушарий могут менять указанные выше направления. Аналогичное воздействие на направление пассатов может оказывать миграция центров субтропических антициклонов. Поэтому пассаты в одном и том же месте могут менять северо-восточное направление на восточное и юго-восточное, затем снова на северо-восточное и т. д.
Муссоны – сезонные ветры, наиболее выраженные и устойчивые в тропических широтах, возникающие из-за термической неоднородности океан–суша. Муссоны, как и все другие воздушные течения на Земле, связаны с циклонической деятельностью. Режим тропических муссонов заключается в сезонном изменении положения субтропических антициклонов и экваториальной депрессии. Устойчивость муссонов связана с устойчивым распределением атмосферного давления в течение каждого сезона, а их сезонная смена – с коренными изменениями в распределении давления от сезона к сезону. Суммарные барические градиенты резко меняют направление от сезона к сезону, а вместе с этим меняется и направление преобладающих ветров.
Если по обе стороны от экватора находится океан, то сезонные смещения субтропического центра действия атмосферы невелики и муссоны не получают особого развития, например над Тихим океаном.
Другое дело с материками. Над Африкой, например, атмосферное давление меняется от января к июню очень сильно. Над центральными районами Африки летом господствует область повышенного давления, а зимой – гребень азорского антициклона; над южной Африкой зимой – также антициклон, а летом – глубокая депрессия. В связи с этим направление барических градиентов над побережьем тропической Африки от сезона к сезону меняется резко в широкой зоне, что и является здесь причиной муссонных ветров.
Особенно ярко выражена муссонная циркуляция в бассейне Индийского океана, где сезонные изменения температуры полушарий здесь усилены огромным материком Евразии к северу от экватора, прогретым летом и сильно охлажденным зимой. Зимний муссон в бассейне Индийского океана называют северо-восточным, а летний – юго-западным. На востоке Китая и в Корее зимний муссон – северный или северо-западный, а летний – южный или юго-восточный. Это зависит от структуры барического поля и направления изобар и, следовательно, направления барических градиентов (рис. 18).
Бризы – реверсивные ветры побережий морей и океанов, имеющие полусуточную периодичность смены направления. Особенно ярко выражены бризы над побережьями в зоне действия субтропических антициклонов, где они наблюдаются во все сезоны года. В умеренных и высоких широтах бризы наблюдаются лишь в теплое время года. Например, на Черном, Азовском и Каспийском морях бризы наблюдаются с .апреля по сентябрь.
Бризовая циркуляция объясняется перестройкой барического поля днем и ночью над сушей и морем. Термическая неоднородность моря и суши приводит к смене направления барических градиентов и, следовательно, к смене направления ветра (рис. 19).
Скорость морского бриза несколько выше скорости берегового и составляет 3–5 м/с (в тропиках до 8 м/с). Особенно отчетливо выражены бризы в ясную, безветренную погоду, что характерно для центральных районов антициклонов. Бризовая циркуляция захватывает слой тропосферы до 1–2 км по вертикали и распространяется в глубь моря или суши на десятки километров от береговой линии. Морской бриз снижает на 2–3° среднюю температуру воздуха и повышает влажность на 10–20 %.
Бора – сильный и порывистый ветер, дующий с невысоких гор в сторону теплого моря. Бора относится к так называемым катабатическим ветрам, связанным со стоком холодных плотных воздушных масс по склонам гор в сторону моря.
Ветры, подобные Новороссийской и Новоземельской боре, известны во многих других морях Мирового океана: Бакинский норд на Каспийском море, мистраль – на Средиземноморском побережье Франции, нортсер – в Мексиканском заливе (Мексика, США) и др.
Причиной боры является прохождение холодного фронта через прибрежные хребты. Холодный воздух резко переваливает через невысокие горы (особенно ветер усиливается на перевалах) и низвергается плотным потоком в сторону близкого теплого моря.
В проливах, узкостях, фиордах при плавании вдоль берегов, у мысов, оконечностей островов и пр. могут быть особенности ветрового режима, связанные с береговым (угловым) эффектом. Подробно об этих особенностях изложено в гидрометеорологических очерках лоций.
При образовании мощных кучево-дождевых (грозовых) облаков, что возможно в условиях особо сильной неустойчивости воздушных масс, могут зарождаться вертикальные вихри небольшого диаметра. Зарождающиеся вихри над морем называют смерчами, а над сушей – тромбами (в США – торнадо). Смерч имеет вид темного облачного столба диаметром в несколько десятков метров (торнадо - до 100–200 м), опускающегося в виде воронки от нижнего основания облака до поверхности воды или суши. Скорости ветра в смерче достигают 50–100 м/с и при сильной вертикальной составляющей могут вызвать катастрофические разрушения. Близость атмосферных фронтов может стимулировать процесс смерчеобразования, особенно в континентальном тропическом воздухе (в США в морском тропическом воздухе с Мексиканского залива).
Схема общей циркуляции атмосферы.
Атмосфера Земли находится в постоянном движении. Воздушные течения отличаются как по скорости, так и по направлениям. Тесное взаимодействие с подстилающей поверхностью, свойства которой быстро меняются во времени и пространстве, приводит к тому, что мгновенная картина движения атмосферы оказывается необыкновенно сложной.
Построение средних ежедневных, сезонных и многолетних синоптических карт позволяет выявить общие (преобладающие) закономерности атмосферных движений. Система макромасштаб-ных воздушных течений над земным шаром носит название общей циркуляции атмосферы.
Выявление основных закономерностей общей циркуляции атмосферы является научной основой как долгосрочных, так и краткосрочных прогнозов погоды.
В настоящее время установлено, что причиной устойчивых, сохраняющихся особенностей общей циркуляции атмосферы является зональность в распределении давления (§ 8) и связанная с ней циклоническая деятельность на планете.
Зональные переносы, проявляющиеся в тропосфере, характеризуются преобладающими восточными ветрами в тропической зоне (пассаты), западными ветрами в умеренных широтах и опять восточными в субполярных и полярных широтах (рис. 20).
Вопросы для самоконтроля:
Причины возникновения ветра. Что такое барический градиент? Поясните его составные части.
Какие силы влияют на характеристику барического градиента?
Что такое геострофический и градиентный ветер?
В чем суть шкалы Бофорта?
Какие типы воздушных потоков Вы знаете?
Что собой представляют местные ветры?
В чем особенность распределения ветра на земном шаре?
- 1. Предмет и задачи навигационной гидрометеорологии.
- 2. Методологические понятия дисциплины «Метеорология».
- 3.Метеорологические елементы и явления.
- 4. Состав и строение атмосферы.
- Солнечная радиация и ее ослабление в атмосфере.
- Теплообмен океана и атмосферы.
- Температурные градиенты.
- 5. Температурные инверсии.
- Суточные и годовые колебания температуры.
- Лекция 3. Вода в атмосфере.
- 1. Испарение. Характеристики влажности воздуха
- 2. Суточные и годовые колебания характеристик влажности.
- 3. Конденсация водяного пара ,
- Понятия туманов и облаков.
- 3. Связь облачных структур с типом погоды.
- 4. Атмосферные осадки
- 5. Влияние осадков на дальность видимости и работу судовых рлс.
- Оптические явления в атмосфере.
- 2. Электрические явления в атмосфере.
- Рефракция света и укв.
- Лекция 6.Атмосферное давление и плотность воздуха.
- 1. Понятие атмосферного давления.
- 2. Изменчивость атмосферного давления.
- Суточные и годовые колебания давления.
- 4. Формы барического рельефа.
- 5. Зональность в распределении атмосферного давления.
- Лекция7. Ветровые течения в атмосфере
- 1. Ветер и его характеристики.
- 2. Причины возникновения ветру.
- 3. Градиентный и геострофический ветер.
- 4. Сила трения. Реальный ветер.
- Изменчивость ветра.
- 6. Периодические и местные ветры.
- Лекция 8. Воздушные массы и атмосферне фронты.
- 1. Понятие воздушных масс.
- 2. Классификации (термодинамическая и географическая) воздушных масс.
- 3. Атмосферные фронты и их характеристики.
- 4. Особенности погодных условий атмосферных фронтов.
- Лекция9. Циклоны и погода в циклонах.
- 1. Природа возникновения циклонов.
- 2. Стадии развития циклонов.
- 3. Погода в циклонах и барических ложбинах.
- 4. Признаки приближения циклонов.
- Лекция10. Антициклоны и погода в антициклонах.
- 2. Стадии развития антициклона.
- 3. Погода в антициклоне.
- 4. Признаки приближения антициклона.
- Лекция 11. Тропические циклоны.
- Понятие тропического циклона.
- Зарождение и строение тропических циклонов.
- Районы зарождения и основные пути тропических циклонов.
- Стадии развития и траектории движения тропических циклонов.
- 5. Погода в тропических циклонах.
- 6. Признаки приближения тропического циклона.
- 1. Всемирная служба погоды и ее значение для морского транспорта.
- 2. Штатные приборы и регламент гидрометеорологических наблюдений.
- Требования солас-74 к гидрометеорологическому обеспечению мореплавания.
- 4. Гидрометеорологическая информация, поступающая на суда.
- 4. Штормовые предупреждения.
- 1. Приземные карты погоды и карты барической топографии.
- 2. Факсимильные карты погоды.
- 3. Приемы оценки фактического состояния погоды и возможного изменения ее по факсимильным картам погоды.
- Виды и содержание прогнозов погоды.
- Основные принципы составления прогнозов погоды.
- Местные признаки погоды.
- Рекомендована литература