logo
PAGO0935_181011_P

4.1.2 Воздействие автотранспорта

Автомобильный транспорт оказывает мощное негативное влияние на окружающую среду, что, в первую очередь, связано со значительными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. Негативное влияние на окружающую среду также проявляется в шумовом воздействии, потреблении невозобновляемых энергетических ресурсов нефтяного происхождения, отчуждении земель под автотранспортную инфраструктуру, проблемах с утилизацией и захоронением отходов. Под действием транспортных загрязнений происходят деградация, и даже гибель экосистем, особенно на урбанизированных территориях.

Одной из основных экологических проблем городского округа город Воронеж, где проживает около 924 тысяч человек, является защита атмосферного воздуха и населения от воздействия загрязняющих веществ, выбрасываемых с отработавшими газами автотранспортных средств, а также от шумового воздействия, производимого автотранспортом.

По данным управления ГИБДД ГУМВД России по Воронежской области, городской парк автомобилей за последние 6 лет значительно увеличился и на 01.01.2009 г. составил 276131 автомашин, из этого количества автомобили частных лиц составляют 89,4 % (246945 единиц). Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (автотранспортных средств) за 2008 год составил 109,675 тыс. тонн (более 85 % от валового выброса всех загрязняющих веществ над городом), что связано с быстрым ростом парка автомобилей, низким техническим уровнем и значительным амортизационным износом эксплуатируемого подвижного состава, не оборудованного нейтрализаторами отработавших газов, загруженностью основных магистралей вследствие недостаточного развития улично-дорожной сети, отсутствием необходимого количества разноуровневых развязок автомагистралей и мостов, состоянием дорожного покрытия.

Вследствие перечисленных причин, а также неправильно отрегулированных систем управления зажиганием топливной аппаратуры, вредные вещества выбрасываются в атмосферу в количествах, значительно превышающих норму.

В таблице 18 и на схеме 6 представлен валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта за 2002-2008 гг.

Таблица 18. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта за 2002-2008 гг.

Показатели

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Количество автотранспорта, зарегистрированного в городском округе город Воронеж, единиц

219850

204368

214213

226368

205675

232356

276131

Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, тонн

135208

126106

132175

135478

123374

139923

109675

Схема 6

При анализе представленных сведений видно четкое увеличение валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников в зависимости от роста количества автотранспорта. Снижение численности автомобилей и вредных выбросов в 2003, а также в 2006 годах связано с большим количеством списанных старых, неэксплуатируемых автомобилей. В связи с утверждением новой методики расчета выбросов от автотранспорта валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшился.

Для снижения выбросов в атмосферу важное значение имеет состояние дорожного покрытия и пропускная способность улично-дорожной сети. В 2008 году, согласно информации Управления дорожного хозяйства и благоустройства Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж, были проведены масштабные работы по аварийному ямочному ремонту объектов улично-дорожной сети городского округа, выполнен капитальный ремонт нескольких крупных объектов улично-дорожной сети (площади, улицы, магистрали).

В городских условиях до 40% от общего времени движения транспорта составляют режимы разгона и торможения, когда увеличиваются расход топлива и выбросы в атмосферу. При интенсивности движения по магистрали 1500-2000 автомашин в час для здоровья населения создаются опасные условия по уровню шума и загазованности в зоне влияния автомагистрали.

В целях организации дорожного движения и снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на ряде магистральных улиц городского округа город Воронеж введён режим движения «зелёная волна», что позволяет проехать улицу без остановок на светофорах (при отсутствии пробок, со средней скоростью 50-60 км). Такой режим действует по ул. Плехановской и Московскому проспекту (до памятника Славы); по ул. Кольцовской от железнодорожного вокзала до «Цирка» и по ул. 20 лет Октября до остановки «Некрасова»; по ул. Кирова от «Цирка» до остановки «Кинотеатр Спартак» и далее по проспекту Революции и ул. Ленина до остановки «Динамо»; по ул. Среднемосковская до остановки «Площадь Заставы»; по ул. Новосибирская от остановки «Саврасова», по Ленинскому проспекту и далее по ул. Б. Хмельницкого до моста через железнодорожные пути.

Уровень загрязнения воздуха выбросами автомобилей зависит также от качества автомобильного топлива. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 118 утверждён технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».