10.2 Предложения по сбору различного вида отходов в специальные бункеры - накопители, по внедрению системы раздельного сбора отходов
Анализ зарубежной и отечественной практики по раздельному сбору отходов дает возможность сформулировать основы раздельного сбора отходов на контейнерных площадках на территории городского округа город Воронеж.
В составе твердых бытовых отходов содержится до десятка видов вторсырья: макулатура и картон, черный и цветные металлы, стекло, пластики, текстиль и др. Однако выставить на площадку для сбора специальный контейнер для каждого вида отходов не всегда представляется возможным. Кроме того, существует задача сбора и обезвреживания опасных отходов, а также сбора и удаления отходов большого размера (крупногабаритные отходы). В связи с этим виды собираемого вторсырья условно делят на две группы, имея в виду возможность легкого разделения компонентов при последующей досортировке.
В одну группу (условно называемую «синий» контейнер) можно объединить углеводное сырье: макулатуру различных видов и небольшие по размеру отходы картона. Листы картона большого размера попадают в группу крупногабаритных отходов.
Другую группу («желтый» контейнер) могут составить отходы тары от продовольственных и промышленных товаров: черные и цветные металлы (жестяные консервные банки, пробки от бутылок, алюминиевые банки и др.), стеклянные и пластиковые емкости из-под напитков и продовольствия, в т.ч. бутылки из стекла и полиэтилентерефталата (ПЭТ).
Отходы, собранные в «синий» и «желтый» контейнеры, направляются на досортировку на станции сортировки отходов. Мусоросортировочные станции рекомендуется располагать вблизи полигонов по утилизации ТБО.
Анализируя опыт организации подобного селективного сбора отходов в г. Санкт- Петербург выявлен основной недостаток, который заключается в том, что предприятиям экономически невыгодно из-за недогруза мусоровозов собирать отходы отдельно из каждого типа контейнеров и, как правило, отходы «желтого» и «синего» контейнеров загружаются вместе. Поэтому целесообразно не разделять сбор «чистых» отходов, а устанавливать общий контейнер, что снизит недогруз мусоровозов и количество рейсов автотранспорта на маршрутах.
Особый контейнер «красный» - третий по счету - должен быть предназначен для опасных отходов, главным образом, для отработанных химических источников тока (батарейки, аккумуляторы). Вывоз данных отходов производится на переработку.
Размещать в этом контейнере перегоревшие люминесцентные лампы и иные приборы, содержащие ртуть, недопустимо, т.к. возможно пролитие и утечка ртути. Вывоз токсичных отходов производится только на специальные полигоны, специальным транспортом. Остальные бытовые отходы, включая пищевые, собираются в «общий» контейнер различной емкости (в зависимости от площади площадки), вывозятся для дальнейшей утилизации.
Раздельно собираются и вывозятся крупногабаритные отходы, в т.ч. отслужившая бытовая техника и мебель, изношенные автомобильные покрышки, листы картона большого формата и др. Крупногабаритные отходы также направляются на станции сортировки отходов (МПСС), где они будут демонтированы, а отдельные детали направят на утилизацию или на вторичное использование.
Таким образом, селективный сбор отходов на контейнерной площадке осуществляется в контейнеры трех видов:
- контейнер для бумаги, картона, упаковки из металлов, пластиков и стекла - «синий» V -0,36 -1,0 м3;
- контейнер для опасных отходов (кроме ртутъсодержащих) - «красный» V-0,24 м3,
- контейнер для остальных отходов - «общий» V-0,75 м3, или более, в зависимости от объема образующихся отходов и периодичности вывоза.
Для сбора и временного хранения крупногабаритных отходов на площадке должно иметься место (или большой контейнер объемом 8,0 м3), откуда отходы будут удаляться периодически по мере накопления.
Сбор и вывоз высокоопасных отходов, таких как ртутьсодержащие приборы и лекарственные средства, имеющие просроченный срок действия, проводятся особой передвижной службой, оснащенной специализированным автомобильным транспортом и вызываемой по телефону.
Для успешной работы системы раздельного сбора отходов в домовладениях необходимо выполнить ряд условий, в том числе:
площадь контейнерных площадок должна быть достаточна для размещения на них всех трех контейнеров, необходимых для раздельного сбора отходов, а также для сбора крупногабаритных отходов;
- разработать, утвердить и применять при проектировании новой застройки обновленные городские нормативы размеров контейнерных площадок и подъездных путей к ним: площадки для размещения контейнеров должны иметь усовершенствованное покрытие, иметь устройства для стока воды, быть удобными для подъезда специального транспорта, производства погрузочно - разгрузочных работ;
- применять для раздельного сбора отходов различного вида контейнеры соответствующей конструкции, различного дизайна и цвета;
- разработать и реализовать специальную систему сбора отходов, в т.ч. раздельного, для Центрального района городского округа город Воронеж, где преобладает плотная застройка и недостаточно территории для организации полноценных контейнерных площадок. В таких районах наиболее предпочтительна установка заглубленных контейнеров для сбора «сухих» отходов: текстиль, картон, стекло, пластик, металл и т.п. и контейнеров для других отходов;
- приобрести транспортные средства, приспособленные для перевозки раздельно собранных видов вторичного сырья, а также опасных фракций отходов к местам их сортировки и переработки;
- организовать строительство межрайонных предприятий (станций) для более тщательной сортировки ТБО – не менее 2-х – по одному в лево- и правобережной частях города на территории полигонов ТБО;
- обеспечить создание инфраструктуры переработки этого вторичного сырья в полезную продукцию;
- для снижения количества опасных фракций, попадающих в состав ТБО (люминесцентные лампы и другие приборы, содержащие ртуть, а также батарейки, аккумуляторы и др.), целесообразно ввести в систему залоговых надбавок к ценам на эту продукцию с компенсацией надбавок к ценам при возвращении отработанного изделия;
- создать передвижную службу для сбора и вывоза отходов, таких как ртутьсодержащие приборы и лекарственные средства, имеющие просроченный срок действия, оснащенной специализированным автомобильным транспортом;
- проводить систематическую работу по пропаганде среди населения способов правильного обращения с отходами, в т.ч. по их раздельному сбору в местах образования.
Реализация системы раздельного сбора потребует определенных финансовых затрат, которые будут частично компенсированы при реализации выделяемого сырья, а также будут способствовать улучшению экологической ситуации в городе, так как:
- будет уменьшена опасность, которую в настоящее время представляют отходы для населения и природной среды;
- снизится количество отходов, требующих захоронения;
- вернутся в хозяйственный оборот большие количества ресурсов, в настоящее время безвозвратно теряющихся в составе свалочных масс.
Управление качеством и количеством образующихся отходов на основе их сепарации на несколько несмешивающихся потоков (раздельный сбор отходов нежилого и жилого сектора, опасных компонентов и вторичного сырья) позволит в итоге создать систему обращения с отходами, отвечающую современным требованиям экологии, экономики и ресурсосбережения.
Объемы образования утильных фракций
Оценка объемов образования утильных фракций производилась путем суммирования массы отсортировываемого вторичного сырья из потока ТБО и утильных фракций, образующихся у хозяйствующих субъектов отдельным потоком.
В соответствии со справочными данными (ФГУП «Академия коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова»), доля отбора каждой фракции составляет:
-
−
Макулатура акулатура
0.535
−
Черные металлы
0,615
535−
Цветные металлы
0,443
−
Стекло
0,431
−
Пластик
0,496
−
Полиэтилен
0,57
−
Пищевые отходы
0,3
−
Строительный мусор
0,391
−
Текстиль
0,52
−
Дерево
0,696
−
Резина, кожа
0,473
−
Кости
0,384
−
Прочие
0,248
Согласно данным, приведенным в таблице 10.2.1, возможно извлечение значительного количества ценных компонентов отходов для их дальнейшего использования в качестве вторичного сырья.
Таблица 10.2.1 Образование отсортированного вторичного сырья
Состав ТБО на 2010-2012 гг. |
Процентное содержание компонентов в отходах |
Доля отбора фракции | 2010 | 2015 | 2020 | |||
Образование отходов, тыс. т | Прогнозное количество образования отсортированного вторичного сырья, тыс. т |
Образование отходов, тыс. т | Прогнозное количество образования отсортированного вторичного сырья, тыс. т |
Образование отходов, тыс. т | Прогнозное количество образования отсортированного вторичного сырья, тыс. т | |||
Пищевые отходы |
26…30 |
0,3 |
90,4…104,31 |
27,12…31,29 |
100,12…115,52 |
30,03…34,66 |
109,77…126,65 |
32,93…38 |
Бумага, картон | 40…47 | 0,535 | 139,08…163,42 | 74,41…87,43 | 154,02…180,98 | 82,4…96,82 | 168,87…198,42 | 90,35…106,16 |
Дерево | 1…2 | 0,696 | 3,48…6,95 | 2,42…4,84 | 3,85…7,70 | 2,68…5,36 | 4,22…8,44 | 2,94…5,88 |
Черный металлолом |
3…4 |
0,615 |
10,43…13,91 |
6,42…8,55 |
11,55…15,4 |
7,1…9,47 |
12,67…16,89 |
7,79…10,39 |
Цветной металлолом |
1…2 |
0,443 |
3,48…6,95 |
1,54…3,08 |
3,85…7,7 |
1,71…3,41 |
4,22…8,44 |
1,87…3,74 |
Текстиль | 3…5 | 0,52 | 10,43…17,39 | 5,42…9,04 | 11,55…19,25 | 6,01…10,01 | 12,67…21,11 | 6,59…10,98 |
Кости | 1…2 | 0,384 | 3,48…6,95 | 1,34…2,67 | 3,85…7,7 | 1,48…2,96 | 4,22…8,44 | 1,62…3,24 |
Стекло | 2…3 | 0,431 | 6,95…10,43 | 3…4,5 | 7,7…11,55 | 3,32…4,98 | 8,44…12,67 | 3,64…5,46 |
Камни, штукатурка |
0,5…1 |
- |
1,74…3,48 |
- |
1,93…3,85 |
- |
2,11…4,22 |
- |
Кожа, резина | 0,5…1 | 0,473 | 1,74…3,48 | 0,82…1,64 | 1,93…3,85 | 0,91…1,82 | 2,11…4,22 | 1…2 |
Пластмасса | 4…6 | 0,496 | 13,91…20,86 | 6,9…10,35 | 15,40…23,1 | 7,64…11,46 | 16,89…25,33 | 8,38…12,56 |
Прочее | 1…2 | - | 3,48…6,95 | - | 3,85…7,7 | - | 4,22…8,44 | - |
Отсев (менее 15 мм) |
5…7 |
- |
17,39…24,34 |
- |
19,25…0,27 |
- |
0,11…29,55 |
- |
ТБО | 100 |
| 347,7 | 129,38…163,39 | 385,06 | 143,28…180,95 | 422,18 | 157,1…198,4 |
Для более эффективной организации системы сбора вторсырья необходимо разработать комплексную городскую программу, которая свяжет воедино работу всех звеньев и организаций, задействованных в ней - административных, воспитательных, финансовых, производственных.
Для переработки вторичного сырья очень важным параметром является его качество. Наилучшим качеством обладает сырье, собранное у источника его образования, применительно к ТБО - при селективном сборе отходов населением.
Таким образом, селективный сбор отходов должен стать одним из основных направлений переработки ТБО в полезную продукцию.
Существует несколько вариантов организации сбора у населения вторичных ресурсов:
1. Организация пунктов по приему за соответствующую плату различных видов вторичного сырья.
2. Раздельный сбор отходов на контейнерных площадках.
3. Создание локальных центров, занимающихся уборкой и вторичной переработкой (Центры вторичной переработки), оборудованные 5-15 контейнерами, размещенными на обнесенной забором открытой территории, доступной для посещений в рабочее время, а также вечером и в выходные дни. Центры должны принимать от населения отходы, пригодные для вторичного использования, крупногабаритные отходы и опасный мусор.
4. Предварительная сортировка (сепарация) является основным методом минимизации количества поступающих на соответствующие объекты отходов.
5. Создание сети специальных предприятий для переработки разных видов отходов: дерева, полиэтилена, алюминиевых банок, отслуживших кино- и фотоматериалов и изъятых из оборота отслуживших информационных компьютерных носителей.
Исследования показывают, что из всех видов переработки ТБО и других отходов самоокупаемым (даже без учета тарифов за оплату услуг) является именно сортировка ТБО подходящего состава на специальных объектах. Необходимое условие для этого - масштабное направление на такие объекты достаточного количества отходов, обогащенных ценными компонентами, и обеспечение степени утилизации на уровне не менее 35 - 40%.
- Генеральная схема очистки территории городского округа город Воронеж
- 1. Термины и определения 9
- 2. Общие сведения о городском округе город воронеж 12
- 11. Система уборки улично-дорожной сети 118
- 12. Предложения по требуемым капиталовложениям на мероприятия по очистке городского округа город воронеж от тбо 173
- Введение
- 1. Термины и определения
- 2. Общие сведения о городском округе город воронеж
- 2.1 Административное деление
- Характеристика административных районов городского округа город Воронеж
- 2.2 Планировка и застройка
- 2.3 Географическое положение
- 2.4 Климат
- 2.5 Рельеф
- 2.6 Гидрография
- 2.7 Растительность
- 2.8 Животный мир
- 3. Анализ развития городского округа город воронеж
- 3.1 Динамика численности населения
- 3.2 Прогноз численности населения городского округа город Воронеж
- Прогноз численности населения городского округа город Воронеж по периодам
- 3.3 Территория городского округа город Воронеж
- 3.4 Жилищный фонд
- 3.5 Учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания
- 3.5.1 Учреждения здравоохранения
- 3.5.2 Учреждения образования
- 3.5.3 Учреждения культуры и искусства
- 3.5.4 Предприятия торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания
- 3.5.5 Физкультура и спорт
- 3.5.6 Промышленный комплекс городского округа город Воронеж
- 3.6 Обобщенные технико-экономические показатели городского округа город Воронеж.
- 4. Состояние окружающей среды
- 4.1 Состояние атмосферного воздуха
- 4.1.1 Стационарные источники загрязнения атмосферы
- 4.1.2 Воздействие автотранспорта
- 4.2 Экологические проблемы в области загрязнения водной среды
- 4.2.1 Характеристика очистных сооружений городского округа город Воронеж
- 5. Характеристика твердых бытовых отходов от населения и организаций социально-культурного, торгового и бытового назначения (нормы, количество, состав и свойства)
- 5.1 Общая характеристика отходов городского округа город Воронеж
- 5.2 Морфологический состав отходов
- 5.3 Физические свойства отходов
- 5.4 Нормативное и фактическое образование отходов
- 6. Содержание и уборка придомовых территорий, транспортировка тбо
- 6.1 Сбор твердых бытовых и крупногабаритных отходов (контейнеры, контейнерные площадки)
- 6.2 Транспортировка тбо и кго
- 7. Обращение с жидкими бытовыми отходами
- 7.1. Обращение с жидкими бытовыми отходами в неканализованных домовладениях
- 8. Отходы лечебно-профилактических учреждений (лпу)
- 8.1. Источники образования, нормативы
- Факторы потенциальной опасности отходов учреждений здравоохранения
- 8.2 Оценка существующих технологий переработки медицинских отходов
- 8.3 Перспективная схема обращения с отходами здравоохранения в городском округе город Воронеж
- Некоторые типичные виды оборудования
- 9. Анализ существующего размещения полигонов твердых бытовых отходов, состояние отрасли по переработке вторичных ресурсов
- 9.1 Анализ существующего размещения полигонов твердых бытовых отходов
- 9.1.1 Муниципальный полигон городского округа город Воронеж
- 9.1.2 Полигон зао «Воронеж-тбо»
- 9.1.3 Ооо «поэтро-полигон»
- 9.1.4 Строительство новых полигонов
- 9.2 Состояние отрасли по переработке вторичных ресурсов
- 10. Предложения по современным методам обращения с отходами
- 10.1 Предложения по сбору и удалению тбо и кго от населения, организаций социально-культурного, бытового и торгового назначения.
- 10.2 Предложения по сбору различного вида отходов в специальные бункеры - накопители, по внедрению системы раздельного сбора отходов
- 10.3 Предложения по селективному сбору органической части тбо и пищевых отходов на объектах городского округа город Воронеж
- 10.4 Предложения по мойке и дезинфекции мусоросборников и контейнеров на объектах городского округа город Воронеж
- 10.5 Предложения по обезвреживанию, переработке и утилизации твердых бытовых отходов. Рециклинг отходов
- 10.6 Предложения по транспортировке, размещению тбо и строительству новых полигонов
- 10.7 Предложения по развитию системы переработки отходов
- 10.7.1. Механобиологическая переработка твердых бытовых отходов
- 10.7.1.1 Механическая подготовка твердых бытовых отходов
- 10.7.1.2. Биологическая переработка мелкой фракции (перколяция)
- 10.7.2. Энергетическая утилизация отходов
- 10.8 Выбор оптимального направления развития системы обращения с отходами
- 11. Система уборки улично-дорожной сети
- 11.1 Улично-дорожная сеть
- 11.2 Транспортно-производственные базы
- Муниципальные казенные предприятия «Комбинаты благоустройства» (мкп кб)
- Парк уборочной техники на 01.01.2010г.
- Пункт складирования снега
- Базы по приготовлению и хранению противогололедных материалов
- Пункты заправки водой поливомоечных машин
- Показатели генерального плана городского округа город Воронеж
- 11.3 Механизированная уборка дорог
- 11.4 Зимняя уборка дорожных покрытий
- Перечень операций и машин, применяемых при зимней уборке
- Основные показатели технологического процесса снегоочистки
- 11.4.1. Расчет объемов вывозимого снега
- Расчет объемов вывозимого снега. Железнодорожный район
- Расчет объемов вывозимого снега. Коминтерновский район
- Расчет объемов вывозимого снега. Левобережный район
- Расчет объемов вывозимого снега. Ленинский район
- Расчет объемов вывозимого снега. Центральный район
- Расчет объемов вывозимого снега. Советский район
- Расчет суммарного объема выпавшего снега в городском округе город Воронеж за год
- 11.4.2. Расчет потребности в уборочной технике в зимний период
- Расчет распределителя противогололедных материалов по формуле (Приложение 2 одн 218.014-99):
- Расчет плужно-щеточных снегоочистителей (Приложение 2 одн 218.014-99):
- Расчет снегопогрузчика
- Расчет технике для вывоза снега на снежные свалки
- Расчет снегоочистителей шнековых
- Расчет потребности необходимой техники для уборки дорог в зимний период
- 11.5 Летняя уборка дорожных покрытий
- Перечень операций и средств механизации, применяемых при летней уборке улиц
- Периодичность выполнения основных операций
- 11.5.1 Мойка и поливка
- 4.5.2 Расчет потребности в необходимой технике для поливки и мойки дорог в весенне-летний период
- 12. Предложения по требуемым капиталовложениям на мероприятия по очистке городского округа город воронеж от тбо
- Заключение
- Литература
- Приложение 1