10. Источники и методы этнографического исследования
Источники этнографического исследования. В древности знания о других языках, странах и народах собирались и передавались очевидцами – купцами, путешественниками, послами. Из подобных сообщений иногда составлялись своды, описания тех или иных областей, в которых наряду со сведениями географического характера были и данные о населении. Таковы труды многих древних авторов – Геродота, Цезаря, Тацита и других. При использовании их как ранних этнографических источников выявляется одна из особенностей этнографии – в своих исследованиях она опирается кроме других источников на материалы непосредственного наблюдения действительности. Описания народов, публикуемые в виде книг, становились разновидностью обширной категории письменных источников. Особенно много таких материалов стало поступать в распоряжение европейских ученых, начиная с эпохи Великих географических открытий. Отчёты капитанов о своих путешествиях, заметки купцов, описания миссионеров – всё это постепенно составило огромный свод сведений о жизни самых разных народов земного шара. Ценность их в том, что они сохранили сведения о народах и племенах, которые исчезли в процессе колониальных войн.
Становление этнографии как науки в значительной степени базировалось на материалах непосредственного изучения жизни народов, или, как принято это называть среди этнографов, на полевых наблюдениях (исследованиях). Создаются программы для собирания тех или иных сведений, появляются и первые анкеты с перечнем вопросов (например, анкета Русского географического общества 1845 года). Появляются и другие программы изучения этнографии разных народов, по которым работали уже целые группы исследователей, начинают разрабатываться и особые приёмы, методы наблюдений, обработки их результатов (методика описания, картографирования явлений, правила записи фольклорных произведений и многое другое). Полевые наблюдения становятся методом накопления источников этнографии со своей методикой получения необходимых сведений.
Важны также для этнографии, как и для любой исторической науки, письменные свидетельства прошлого. Наибольший интерес вызывают, конечно, самые древние письменные свидетельства – клинопись, папирусы и т.д., в которых немало этнографического материала. Столько же внимательно исследуются и различного рода летописи, хроники (начальный Свод русских летописей). С развитием письменности появляются новые источники – различные описи имущества, судебные отчёты, посольские донесения и другие виды документов. А также архивные, мемуарные, эпистолярные и другие виды письменных источников. Особую категорию источников составляют изобразительные материалы: рисунки, барельефы, скульптуры, мелкая пластика и т.д. Сохранившиеся предметы быта: одежда, обувь, фрагменты жилищ и т.д.
Столь важны и этнографические зарисовки, фотографии, кинодокументы, а также различные планы, чертежи, схемы, карты, музейные собрания (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Российский этнографический музей, краеведческие музеи, Музей антропологии в Москве и т.д.), материалы фольклора (сказки, предания, песни, загадки, танцы, народная музыка и т.д.). Широко учитываются в этнографии и результаты языковедения, лингвистики, археологические памятники, смежные науки.
Методы этнографического исследования:
1) Сравнительно-исторический метод, разработанный родоначальниками эволюционной школы. Суть этого метода в том, что для реконструкции прошлых исторических эпох используются материалы современности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты этого отдалённого прошлого. Метод сыграл большую роль в научно-обоснованной реконструкции истории первобытного общества, истории культуры, религии и т.д. Вызывает возражение и трактовка многих явлений как пережитков очень отдалённого прошлого – неясно, почему эти «пережитки» продолжают жить тысячелетия. Он учитывает как общие, основные законы поступательного развития, так и влияния местных факторов, взаимообусловленность явлений в человеческом коллективе, зависимость от конкретных условий его жизни.
2) Метод типологического анализа, т.е. выделение группы сходных или одинаковых явлений у разных народов, сторонники диффузионизма и гребнерианства превращали их в некий абсолют, из которого эти явления распространялись по миру. Другие критики эволюционизма пытались абсолютизировать влияние местных факторов и особенностей. Американские учёный (Уисслер) рассматривая культуру американских индейцев как систему, зависящую от экологических условий (ареал маиса, ареал оленя-карибу и т.д.). При этом методе анализа каждая культура или ареал оказывается лишь собранием культурных особенностей, а не целостной системой.
3) Метод комплексного подхода, созданный Д.Н.Анучиным и развитый советскими этнографами. Суть в том, что данные какой-либо науки не могут дать полное и правильное представление о всей сложности истории человеческой культуры. Поэтому необходимо комплексное использование их материалов (анализ разных явлений).
4) Метод пространственного определения, т.е. определения, как расселения самих народов, так и особенностей их культуры. Он широко применяется и при составлении этнографических атласов.
5) Метод массового количественного анализа, т.е. появилась возможность на основе большого количества данных провести анализ явлений, пользуясь статистико-математической методикой.
6) Метод анкетирования, основная суть – в опросный лист выносится группа вопросов, получаемые ответы фиксируются в определённой стандартизированной форме. Метод позволяет выявить дополнительные источники (демографические, данные статистики, страховых переписок и т.д.).
- Экзаменационные билеты по этнографии
- 2. Этнография в системе общественных наук
- 3. Основные научные школы в этнографии и социальной антропологии XIX-XX веков
- 4. Объект этнографической науки. Определение и содержание понятия этнос
- 5. Предмет этнографической науки. Понятие культуры в этнографии
- 6. Антропологическая классификация населения мира
- 7. Хозяйственно-культурная классификация народов мира
- 8. Географическая классификация народов мира. Историко-этнографические области
- 9. Лингвистическая классификация народов мира.
- 10. Источники и методы этнографического исследования
- 11. Аборигены Австралии
- 12. Культура народов Меланезии и Микронезии
- 13. Культура Полинезии
- 14. Высокие цивилизации Америки до европейской колонизации
- 15. Земледельческие народы Северной Америки
- 16. Охотники, рыболовы и собиратели Северной Америки
- 17. Индейцы Южной Америки
- 18. Основные этапы заселения Американского континента
- 19. Охотники и собиратели зоны сухих степей и полупустынь (бушмены)
- 20. Культура ручного земледелия тропической Африки
- 21. Кочевники африканских саванн
- 22. Высокие цивилизации западной Африки
- 23. Народы северо-восточной Африки
- 24. Материальная и духовная культура народов Средиземноморья
- 27. Народы Закавказья
- 28. Народы Средней Азии
- 29. Кочевники Центральной Азии и Казахстана
- 30. Народы Южной Азии
- 31. Народы Юго-восточной Азии
- 33. Социальная и духовная культура Восточной Азии
- 37. Тюркские и финно-угорские народы Восточной Европы
- 38. Народы Северного Кавказа
- 40. Охотники и рыболовы таёжной зоны Сибири
- 41. Оленеводы Сибири
- 42. Кочевые и полукочевые народы Южной Сибири