logo search
Sessia_2014 / Этнография / Экзаменационные билеты по этнографии (бакалавры)

10. Источники и методы этнографического исследования

Источники этнографического исследования. В древности знания о других языках, странах и народах собирались и передавались очевидцами – купцами, путешественниками, послами. Из подобных сообщений иногда составлялись своды, описания тех или иных областей, в которых наряду со сведениями географического характера были и данные о населении. Таковы труды многих древних авторов – Геродота, Цезаря, Тацита и других. При использовании их как ранних этнографических источников выявляется одна из особенностей этнографии – в своих исследованиях она опирается кроме других источников на материалы непосредственного наблюдения действительности. Описания народов, публикуемые в виде книг, становились разновидностью обширной категории письменных источников. Особенно много таких материалов стало поступать в распоряжение европейских ученых, начиная с эпохи Великих географических открытий. Отчёты капитанов о своих путешествиях, заметки купцов, описания миссионеров – всё это постепенно составило огромный свод сведений о жизни самых разных народов земного шара. Ценность их в том, что они сохранили сведения о народах и племенах, которые исчезли в процессе колониальных войн.

Становление этнографии как науки в значительной степени базировалось на материалах непосредственного изучения жизни народов, или, как принято это называть среди этнографов, на полевых наблюдениях (исследованиях). Создаются программы для собирания тех или иных сведений, появляются и первые анкеты с перечнем вопросов (например, анкета Русского географического общества 1845 года). Появляются и другие программы изучения этнографии разных народов, по которым работали уже целые группы исследователей, начинают разрабатываться и особые приёмы, методы наблюдений, обработки их результатов (методика описания, картографирования явлений, правила записи фольклорных произведений и многое другое). Полевые наблюдения становятся методом накопления источников этнографии со своей методикой получения необходимых сведений.

Важны также для этнографии, как и для любой исторической науки, письменные свидетельства прошлого. Наибольший интерес вызывают, конечно, самые древние письменные свидетельства – клинопись, папирусы и т.д., в которых немало этнографического материала. Столько же внимательно исследуются и различного рода летописи, хроники (начальный Свод русских летописей). С развитием письменности появляются новые источники – различные описи имущества, судебные отчёты, посольские донесения и другие виды документов. А также архивные, мемуарные, эпистолярные и другие виды письменных источников. Особую категорию источников составляют изобразительные материалы: рисунки, барельефы, скульптуры, мелкая пластика и т.д. Сохранившиеся предметы быта: одежда, обувь, фрагменты жилищ и т.д.

Столь важны и этнографические зарисовки, фотографии, кинодокументы, а также различные планы, чертежи, схемы, карты, музейные собрания (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Российский этнографический музей, краеведческие музеи, Музей антропологии в Москве и т.д.), материалы фольклора (сказки, предания, песни, загадки, танцы, народная музыка и т.д.). Широко учитываются в этнографии и результаты языковедения, лингвистики, археологические памятники, смежные науки.

Методы этнографического исследования:

1) Сравнительно-исторический метод, разработанный родоначальниками эволюционной школы. Суть этого метода в том, что для реконструкции прошлых исторических эпох используются материалы современности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты этого отдалённого прошлого. Метод сыграл большую роль в научно-обоснованной реконструкции истории первобытного общества, истории культуры, религии и т.д. Вызывает возражение и трактовка многих явлений как пережитков очень отдалённого прошлого – неясно, почему эти «пережитки» продолжают жить тысячелетия. Он учитывает как общие, основные законы поступательного развития, так и влияния местных факторов, взаимообусловленность явлений в человеческом коллективе, зависимость от конкретных условий его жизни.

2) Метод типологического анализа, т.е. выделение группы сходных или одинаковых явлений у разных народов, сторонники диффузионизма и гребнерианства превращали их в некий абсолют, из которого эти явления распространялись по миру. Другие критики эволюционизма пытались абсолютизировать влияние местных факторов и особенностей. Американские учёный (Уисслер) рассматривая культуру американских индейцев как систему, зависящую от экологических условий (ареал маиса, ареал оленя-карибу и т.д.). При этом методе анализа каждая культура или ареал оказывается лишь собранием культурных особенностей, а не целостной системой.

3) Метод комплексного подхода, созданный Д.Н.Анучиным и развитый советскими этнографами. Суть в том, что данные какой-либо науки не могут дать полное и правильное представление о всей сложности истории человеческой культуры. Поэтому необходимо комплексное использование их материалов (анализ разных явлений).

4) Метод пространственного определения, т.е. определения, как расселения самих народов, так и особенностей их культуры. Он широко применяется и при составлении этнографических атласов.

5) Метод массового количественного анализа, т.е. появилась возможность на основе большого количества данных провести анализ явлений, пользуясь статистико-математической методикой.

6) Метод анкетирования, основная суть – в опросный лист выносится группа вопросов, получаемые ответы фиксируются в определённой стандартизированной форме. Метод позволяет выявить дополнительные источники (демографические, данные статистики, страховых переписок и т.д.).