logo
Sessia_2014 / Этнография / Экзаменационные билеты по этнографии (бакалавры)

4. Объект этнографической науки. Определение и содержание понятия этнос

Объект – это то, что изучает наука (география – Земля, культурология – культура, религиоведение – религии мира и т.д.). Объектом изучения этнографии является народ. Дискуссия о том, что такое этнос пришла из политического вопроса, т.е. в науке на этот счёт имеются разные точки зрения. В отечественной истории первым, кто поднял вопрос о понятии «этнос» был С.М.Широкогоров. Он дал определение этноса, исходя их характерных признаков: язык, общность происхождения, общность культуры, религия и т.д. Этнос (народ) – это особый вид социальной группировки, возникающей не по воле людей, а в результате естественно-исторического процесса.

Тем временем зарождалась советская этнография, главный уклон в которой был на политический курс страны. Данная версия была заложена ещё Карлом Марксом, а затем развита И.В.Сталиным. Суть марксистской этнографии – все этнографические группы можно разделить на племя, народность, нацию. Главной характеристикой группы является социально-экономические характеристики. Л.Н.Гумилёв в 60-е годы начал издавать статьи «Этнос и ландшафты». Пассионарная теория Л.Н.Гумилёва:

1) Конвиксия (небольшая группа, которые общаются друг с другом), консорция (общность цели, она имеет очень чёткую направленность).

2) Субэтнос (в каждом народе есть множество социальных и этнических групп)

3) Суперэтнос

Н.Н.Чебоксаров и С.А.Уктюков предложили информационную теорию этноса. Информационная система существует во времени и пространстве, а представляет собой замкнутый цикл. Отрицает систему этноса инструментальная и конструктивная система. Конструктивная система – этносы конструктируются элитами, для своего удовольствия. Инструментальная система – лидеры используют свою национальную принадлежность для своих целей. В 80-90-е годы стал остро вопрос об этносе. Стало понятно, что единой социалистической нации не существовало. Ю.В.Бромлей сформулировал характеристики этноса, стал перечислять основные признаки:

1) Язык – на одном языке могут говорить народы многих стран или один народ может говорить на нескольких языках. Народы, живущие диаспорами, знают несколько языков (свой родной и язык, той страны, где живут). Есть страны, где помимо государственного языка есть и другие языки, т.е. язык не является обязательным критерием понятия «этнос».

2) Антропологический тип (внешность).

3) Общность происхождения.

4) Общность культуры.

5) Общность территории.

Бромлей считал, что комплекс этих признаков должен определить этнос.