logo
Sessia_2014 / Этнография / Экзаменационные билеты по этнографии (бакалавры)

16. Охотники, рыболовы и собиратели Северной Америки

Племена: тлинкиты, хайда, сэлиши, вокаши, цимшиане. Разные языковые группы, но объединены основным способом ведения хозяйства – рыболовство. Сезонно различалось, нерест красной рыбы (лосось, горбуша) – наиболее ударный период. Нерест в пресной воде, в реках. Самка всегда нерестится там, где сама появилась на свет, часть отлавливается, часть оставляют. Семья – 1000-1500 рыб за сезон. И просто речная ловля, не в сезон. Когда не муссоны, а пассаты - ловили рыбу в океане, охота на морского зверя, но основной объект – морская рыба. Еще охотились в горах (не очень горная страна, просторов для богатых мясом животных нет). Горные козлы, горные бараны – охота на мелкого зверя. Бедность животного мира – в обществе есть установки о том кому и когда и сколько можно охотиться, чтобы не уничтожить до конца животный мир. Горное собирательство – индейцы никогда не ели грибов, некоторые дары леса = ягоды, коренья (но здесь собирательство фрагмент). В начале 19 века зафиксирован единственный тип производящего хозяйства – выращивание табака.

Жили поселками, которые включали 3,4,5 (редко до 10) крупных родственных коллективов, проживавших в отдельных домах. Коллектив – примерно 20 брачных пар, объединенных вместе неким родовым началом. Вокруг этой базовой ячейки выстроилась вся культура северо-западных индейцев. Эти крупные коллективы не были равны между собой. За каждым коллективом закреплены речки, под контролем. Охрана угодий больших семей. Есть семьи более «богатые» - рек очень много, но они разные по размеру. Охотничьи угодья тоже поделены, у кого-то есть, у других – нет. Морская и прибрежная зона – общие. Иерархия между большими семьями и иерархия внутри семьи (по характеру основных занятий). Вождь – бигмен, занимается регулированием отношений с другими семьями; охотничья группа, только охота, высокий статус, воины; изготовление одежды из дерева, лозы, травы, деревянные головные уборы, обувь – это первая категория ремесленников; 2 -добыча медной руды, переплавка, изделия (самый уважаемые). 3 – мелкое ремесло, посуда, утварь. 4 – условно рядовые члены сообщества. Рыболовы.

Военнопленные – для подсобных работ, после воин за территории.

На родственниках нельзя жениться, деревни 50-70 км друг от друга. Система распределения продуктов (еда+ремесло). Статусная, духовные и материальные блага – по личному статусу. Не было эквивалентного обмена. Система глобального распределения массового продукта. Независимо от того, кто выловил рыбу – всему коллективу – преимущество высокостатусных семей (вождь, охотники), ремесленники, добытчики. Когда низшие слои общества в дифиците (восполняли каждодневной ловлей). Неэквивалентный обмен: вождь хочет мяса – подари, ему дарят, но за ним моральный долг, которые оплатит в соответствии со своим статусом – отдаст аренду очень рыбного места на целый год. Ремесленник же отдаст изделие, соответствующее своему статусу. Обыкновенный человек – ½ хвоста рыбы. – т.е. статусная экономика. Охотник лишним мясом может одарить тех, кого считает нужным, но все остаются морально должны. И так – туда обратно. Это система фрагментарного обмена, а всю систему обмена структурирует система потлача (угощение). Каждый уважаемый человек – должен своих сограждан угощать. Рядовые – редко, высокостатусные – часто. Похороны – потлач (всех родственников) – пришедшие подтверждают наследственные права детей, рождение, свадьба (обряды) – потлач. А вождь – потлач по любому поводу. Подарками одаривает тот, кто приглашает. Хороший потлач – это когда все отдал, а на следующий день к кому-то пошел.Постоянный обмен материальными ценностями.Можешь дарить только освоенную вещь (попользовался). Все подарки должны соответствовать статусу того, кому дарят. Медные пластинки с рисунками – религиозно-магическое значение, нож – охотникам, одежда – ремесленникам, сети – рыболовы и т.д. Вождь – человек самый богато одариваемый, а одни и те же вещи до бесконечности крутятся от одних хозяев к другим. Эта система служит укреплению социальной иерархии. Издержки: статус начинает превалировать над реальными действиями. Перепоручение людям другого статуса. Но чаще совпадает.

Тотем (северо-западные индейцы) – представитель животного мира, символизирующий то или иное сообщество. Внутритотемные браки строго запрещены. В одежде повторяются мотивы тотема. Тотем = покровитель. Символ единения той или иной группы. Самые мощные тотемы – охотники, т.к. они самые дисциплинированные, спаенные. Тотем – отражение не духовной, но социальной значимости. Всем этим обеспечивались очень жесткие общественные страты.